ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


Просфоры

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

§ 26

ПРОСФОРА

 

Просфора на проскомидии есть хлеб квасный, который относительно настоящего и будущего приношения или освящения получает имя просфоры или приношения. Сия просфора всегда бывает составлена из двух частей и есть двусоставная. О чем см. в § 4 гл. 1 первой части.

 

§ 27

КОПИЕ

 

Копием называется нож, употребляемый для разделения частей в просфоре; и в настоящем жертвоприношении оно представляет то копие, которым воин прободал ребро Господне. Святой Герман говорит: «Вместо копия, которым сотник Лонгин прободал на Кресте Христа, – это копие».

 

§ 28

НА ПРОСФОРЕ
ПЕЧАТЬ И СЛОВА

 

Печать на просфоре изображает Крест, который напечатлевается на всех просфорах с прибавлением слов, означающих победу Христову: «Iс. Хр. ника».

Сентября 14 дня в Четьи-Минеи показано: «Христолюбивый Царь Константин устрои честныя три кресты от драгих вещей и написа на них златыми письмены словеса сия: „Iс. Хр. ника“ – сие есть – побеждай, и постави един крест в Цареграде, к востоку на торжищи высоко; другий крест постави верху червленнаго столпа римскаго на братолюбнем месте; третий вознесе на мраморном месте зело краснем на хлебопродании».

Никифор же (в книге 8, гл. 32) повествует, что на первом из сих крестов написано было «Iс.», на втором – «Хр.», а на третьем – «ника». От этих как бы собственных названий и получили такое название кресты. И самые те места, где кресты эти стояли, назывались этими же именами. Слова эти, написанные Константином на трех крестах, греки соединили потом вместе и начали употреблять на всех крестах.

 

НА ПРОСФОРЕ ПЕЧАТЬ
КРУГЛАЯ ИЛИ ЧЕТВЕРОУГОЛЬНАЯ

 

Печать на просфоре бывает иногда круглая, иногда четвероугольная; круглая означает тот кинсон или ту дидрахму и статир, о котором упоминается у евангелиста Матфея (см.: Мф. 17, 24–27), и есть как бы цена нашего искупления. А знаменование четвероугольной печати, каковая и должна быть на всех просфорах, смотри ниже (§ 32).

 

 

§ 29

НА ПРОСКОМОДИИ
ВОСПОМИНАЕТСЯ СТРАДАНИЕ ХРИСТОВО

 

Христос, преподавая Тайную Вечерю ученикам, сказал: Сие есть Тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). А святой апостол Павел сии слова Христовы так изъясняет: Елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет (1 Кор. 11, 26). По сей заповеди Господней и по объяснению апостола, священник при самом начале приношения (проскомидии), которое есть и начало Литургии, ясно начинает воспоминать страдания Христовы, что и доказывает, знаменуя просфору крестом. Святитель Симеон Солунский (в гл. 84) пишет: «Иерей, взяв один из принесенных хлебов, знаменует его копием крестовидно, изображая этим спасительную страсть Христа, и воспоминает Его страдания, и трижды говорит: „В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа“, показывая прежде всего, что он совершает по преданию Иисуса Христа».

Хотя таким образом священник начинает здесь воспоминать страдание Христово, однако должно знать, что здесь воспоминаются и другие дела Господни. Ибо мы никак не можем вспомнить смерти Спасителя, ежели вначале не изобразим рождения Его, проповедания Евангелия, избрания апостолов, а потом и прочих дел, которые Господь совершил после Своего страдания и смерти, т. е. воскресения, вознесения и ниспослания Святаго Духа, и того, для чего пострадал и распялся.

 

ЛИТУРГИЯ СОДЕРЖИТ ВСЕ
ТАИНСТВА ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ ХРИСТОВА

 

Посему Церковь и рассудила служить Литургию таким образом, чтобы она содержала в себе все таинства вочеловечения Сына Божия и все дела Его, которые Он сотворил и явил для нас от начала до конца земной жизни, т. е. от рождества Своего до вознесения, седения одесную Бога и Отца и ниспослания Духа Святаго на учеников Своих и апостолов. Такой порядок дел Христовых, кроме других Святых Отцов, особенно сохранили и предали в Литургии святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Эти Отцы в достохвальном чине Литургии изложили в священных словах и в чувственных знаках сначала рождение Христа Спасителя, потом жизнь Его и смерть и, наконец, все то, что исполнилось после смерти Иисуса Христа; все это представили они в таинственных знаках так, как будто мы видим это своими очами, дабы чада Церкви, смотря на них, приобретали невещественные и небесные познания.

Они представили начало жизни Христовой в первых действиях Литургии, дела, случившиеся между рождением и смертию, в средине, а последние – в конце. Т. е. прежде освящения Даров воспоминаются только те дела, которые Христос соделал, доколе еще был жив; при самом же освящении по большей части воспоминаются Его смерть, воскресение и вознесение; а после освящения – исполнение обетования Отца, т. е. ниспослание Святаго Духа на апостолов и чрез них – призвание и обращение язычников, и соединение всех людей в едино Тело или Церковь. Иеремия Патриарх говорит: «Начальные дела Христовы изображаются в первых частях священнодействия, средние во вторых, а прочие в последних».

Итак, все тайнодействие есть как бы образ одного Тела, которое представляет всю земную жизнь Спасителя и предлагает зрению все ее части, от начала до конца, между собою соединенные и правильно расположенные. Посему, хотя при начале проскомидии воспоминаются не одни страдания и смерть Христовы, но исчисляются и многие Его дела, которые Он соделал на земле при жизни и по смерти: но все дела эти имеют прямое отношение к страданию и смерти Его. В этом смысле святой Герман написал: «Знайте все иереи, предстоящие святому жертвеннику и священнодействующие безкровную жертву, что мы возвещаем животворные страсти [Христовы]».

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
«Пасха, Господня Пасха!»

    


     1. Знаете ли Вы, что означает слово «Пасха» и какой смысл имел этот праздник прежде Воскресения Христова?
     да – 92% нет – 8%

 

     2. Известно ли Вам, как в Церкви возникла традиция красить и освящать пасхальные яйца?
     да – 93% нет – 7%

 

     3. Приходилось ли Вам на Светлой седмице звонить в церковные колокола?
     да – 61% нет – 39%

 

     4. Поддерживаете ли Вы практику использования в Православной Церкви так называемых электронных колоколов?
     нет – 100%

 

     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник