АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Просфоры
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ
И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
§ 26
ПРОСФОРА
Просфора на проскомидии есть хлеб квасный, который относительно настоящего и будущего приношения или освящения получает имя просфоры или приношения. Сия просфора всегда бывает составлена из двух частей и есть двусоставная. О чем см. в § 4 гл. 1 первой части.
§ 27
КОПИЕ
Копием называется нож, употребляемый для разделения частей в просфоре; и в настоящем жертвоприношении оно представляет то копие, которым воин прободал ребро Господне. Святой Герман говорит: «Вместо копия, которым сотник Лонгин прободал на Кресте Христа, – это копие».
§ 28
НА ПРОСФОРЕ
ПЕЧАТЬ И СЛОВА
Печать на просфоре изображает Крест, который напечатлевается на всех просфорах с прибавлением слов, означающих победу Христову: «Iс. Хр. ника».
Сентября 14 дня в Четьи-Минеи показано: «Христолюбивый Царь Константин устрои честныя три кресты от драгих вещей и написа на них златыми письмены словеса сия: „Iс. Хр. ника“ – сие есть – побеждай, и постави един крест в Цареграде, к востоку на торжищи высоко; другий крест постави верху червленнаго столпа римскаго на братолюбнем месте; третий вознесе на мраморном месте зело краснем на хлебопродании».
Никифор же (в книге 8, гл. 32) повествует, что на первом из сих крестов написано было «Iс.», на втором – «Хр.», а на третьем – «ника». От этих как бы собственных названий и получили такое название кресты. И самые те места, где кресты эти стояли, назывались этими же именами. Слова эти, написанные Константином на трех крестах, греки соединили потом вместе и начали употреблять на всех крестах.
НА ПРОСФОРЕ ПЕЧАТЬ
КРУГЛАЯ
ИЛИ ЧЕТВЕРОУГОЛЬНАЯ
Печать на просфоре бывает иногда круглая, иногда четвероугольная; круглая означает тот кинсон или ту дидрахму и статир, о котором упоминается у евангелиста Матфея (см.: Мф. 17, 24–27), и есть как бы цена нашего искупления. А знаменование четвероугольной печати, каковая и должна быть на всех просфорах, смотри ниже (§ 32).
§ 29
НА ПРОСКОМОДИИ
ВОСПОМИНАЕТСЯ
СТРАДАНИЕ ХРИСТОВО
Христос, преподавая Тайную Вечерю ученикам, сказал: Сие есть Тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). А святой апостол Павел сии слова Христовы так изъясняет: Елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет (1 Кор. 11, 26). По сей заповеди Господней и по объяснению апостола, священник при самом начале приношения (проскомидии), которое есть и начало Литургии, ясно начинает воспоминать страдания Христовы, что и доказывает, знаменуя просфору крестом. Святитель Симеон Солунский (в гл. 84) пишет: «Иерей, взяв один из принесенных хлебов, знаменует его копием крестовидно, изображая этим спасительную страсть Христа, и воспоминает Его страдания, и трижды говорит: „В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа“, показывая прежде всего, что он совершает по преданию Иисуса Христа».
Хотя таким образом священник начинает здесь воспоминать страдание Христово, однако должно знать, что здесь воспоминаются и другие дела Господни. Ибо мы никак не можем вспомнить смерти Спасителя, ежели вначале не изобразим рождения Его, проповедания Евангелия, избрания апостолов, а потом и прочих дел, которые Господь совершил после Своего страдания и смерти, т. е. воскресения, вознесения и ниспослания Святаго Духа, и того, для чего пострадал и распялся.
ЛИТУРГИЯ СОДЕРЖИТ
ВСЕ
ТАИНСТВА
ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ ХРИСТОВА
Посему Церковь и рассудила служить Литургию таким образом, чтобы она содержала в себе все таинства вочеловечения Сына Божия и все дела Его, которые Он сотворил и явил для нас от начала до конца земной жизни, т. е. от рождества Своего до вознесения, седения одесную Бога и Отца и ниспослания Духа Святаго на учеников Своих и апостолов. Такой порядок дел Христовых, кроме других Святых Отцов, особенно сохранили и предали в Литургии святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Эти Отцы в достохвальном чине Литургии изложили в священных словах и в чувственных знаках сначала рождение Христа Спасителя, потом жизнь Его и смерть и, наконец, все то, что исполнилось после смерти Иисуса Христа; все это представили они в таинственных знаках так, как будто мы видим это своими очами, дабы чада Церкви, смотря на них, приобретали невещественные и небесные познания.
Они представили начало жизни Христовой в первых действиях Литургии, дела, случившиеся между рождением и смертию, в средине, а последние – в конце. Т. е. прежде освящения Даров воспоминаются только те дела, которые Христос соделал, доколе еще был жив; при самом же освящении по большей части воспоминаются Его смерть, воскресение и вознесение; а после освящения – исполнение обетования Отца, т. е. ниспослание Святаго Духа на апостолов и чрез них – призвание и обращение язычников, и соединение всех людей в едино Тело или Церковь. Иеремия Патриарх говорит: «Начальные дела Христовы изображаются в первых частях священнодействия, средние во вторых, а прочие в последних».
Итак, все тайнодействие есть как бы образ одного Тела, которое представляет всю земную жизнь Спасителя и предлагает зрению все ее части, от начала до конца, между собою соединенные и правильно расположенные. Посему, хотя при начале проскомидии воспоминаются не одни страдания и смерть Христовы, но исчисляются и многие Его дела, которые Он соделал на земле при жизни и по смерти: но все дела эти имеют прямое отношение к страданию и смерти Его. В этом смысле святой Герман написал: «Знайте все иереи, предстоящие святому жертвеннику и священнодействующие безкровную жертву, что мы возвещаем животворные страсти [Христовы]».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | «Пасха, Господня Пасха!» |
1. Знаете ли Вы, что означает слово «Пасха» и какой смысл имел этот праздник прежде Воскресения Христова?
2. Известно ли Вам, как в Церкви возникла традиция красить и освящать пасхальные яйца?
3. Приходилось ли Вам на Светлой седмице звонить в церковные колокола?
4. Поддерживаете ли Вы практику использования в Православной Церкви так называемых электронных колоколов? |