ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БЛАГОЧЕСТИЕ «ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК» СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Русь Святая живет,
пока звонит звонарь...»

 

 

 

 

Окончание. Начало см на стр. 2

 

Считаю также, что ссылки на отсутствие звонарей, нехватку средств и т. д. – на самом деле лишь благовидные предлоги для того, чтобы с наименьшим сопротивлением внедрить это новшество в церковную жизнь. А причина – неглубокое и неискреннее воцерковление реформаторов, продвигающих такую модификацию.

Вообще, сам вектор модернизации ошибочен. Православная Церковь стоит на неизменности канонов и традиций, и подобные новшества в ее практике, хотя бы и со ссылкой на отсутствие людей или средств, – есть сдача позиций. Ведь если нет в округе звонарей, то следующей проблемой может стать неимение псаломщиков с певчими. И что тогда делать священнику? Неужели установить магнитофон и служить под фонограмму? Или, предположим дальше, у самого батюшки сядет голос. Как же быть? Включить запись службы, выйти и только открывать рот? В конце концов, если процесс технологизации церковного «производства» дойдет до своего логического завершения, то мы получим священника, который будет просто сидеть за пультом управления и лишь нажимать на кнопки: позвонил в колокола – выключил, включил «электронного чтеца» часов, потом – «электронный клирос» и т. д. Но тогда Господу во Царствии Своем – за что награждать такого пастыря? Ведь за него все выполняли машины. Как говорил преподобный Паисий Святогорец, «современные люди делают все, чтобы облегчить Христу расчеты с собой».

Другой момент. Традиции и практика Церкви не должны зависеть от наличия или отсутствия электричества. Например, мировая война или глобальная катастрофа, по попущению Божию, могут лишить нас нынешних удобств. Что тогда? Все равно священнику придется делать работу, не выполненную сегодня, – искать подходящих людей, либо самому учиться звонить и подниматься на колокольню...

Так что оправдания нехваткой средств и людей лукавы. Многовековая церковная практика знает разные способы звона. Например, в монастырских скитах и обителях Афона используется деревянное било. Если мало денег, можно заиметь такое било и отправить кого-нибудь в монастырь – обучиться с ним обращаться. В крайнем случае, коли уж приход очень бедный и звонить совсем некому, священник и сам может ударами в било созывать народ на службу. Иногда электронные колокола – это еще и следствие плохой организации или произволения некоторых священнослужителей, имеющих богатый приход, но желающих сэкономить на звонаре. Бывали случаи использования фонограммы колокольного звона! Но даже на эстраде пение под фонограмму вместо живого звука считается обманом, неполноценным «продуктом», дешевкой. Тем более практика применения электронных колоколов или фонограммы вместо настоящего звона не может быть одобрена Церковью.

 

– Раз уж мы коснулись темы электронных технологий, то сразу возникает и такой вопрос: еще чаще, чем электронные колокола, ныне используются микрофоны и динамики. Ими уже оснащены сотни, если не тысячи храмов в России, – они устанавливаются на стенах, на солеях, прикрепляются к облачениям диаконов и священников, порой присутствуют даже на святых Престолах! Как должен относиться к этому христианин? Решает ли это, на Ваш взгляд, миссионерские задачи, способствует ли лучшему восприятию богослужения прихожанами храма? Какие альтернативные меры можно предложить?

– Использование микрофонов – тоже большая проблема и искушение. Священник или диакон, ведущие службу с их помощью, иногда не замечают технических неполадок. Не зная, что микрофон отказал, они продолжают «беззвучные» возгласы. Либо напротив – ошибочно полагая, что устройство не работает или уровень звука слаб, едва не кричат, оглушая молящихся. Также микрофонам свойственно «фонить», создавая неприятный шум, вносящий в богослужение суету концертной площадки и вызывающий у людей смущение. Поэтому вместо миссионерского эффекта получается противоположное воздействие. Мы не привлекаем народ к Православию и Церкви, а отталкиваем.

Наши благочестивые предки, да и недавно почившие предшественники, а также многие современные благочестивые пастыри и монахи благополучно обходились и обходятся без всяких католических модернизаций. Обычно в чтецы назначаются люди, имеющие громкий голос. То же касается и диаконов. Священники стараются громче и четче произносить возгласы. Для прихожан же есть замечательный совет преподобного Амвросия Оптинского – если плохо слышно службу, читай про себя Иисусову молитву. А преподобный Серафим Саровский рекомендует вообще всегда за богослужением творить эту молитву.

 

– В дореволюционной России, как известно, велись споры насчет использования в православных храмах электрического освещения. Однако перед современными верующими такой вопрос не стоит – мы не видим в этом ничего странного и предосудительного. В то же время изобретения человеческого разума развиваются и умножаются, и сегодня уже в нашу Церковь грозят проникнуть и электронные книги, и электронные свечи, прочно вошедшие в «богослужебную» практику католиков. Где та грань применения новейших технологий, которую нельзя переступать? Чем мы должны руководствоваться при решении данной проблемы?

– Использование электрического освещения не вызывает у нас никакой отрицательной реакции лишь в силу нашего духовного невежества. А вот люди, занимающиеся умным деланием, стараются молиться либо при дневном свете, либо при свечах, утверждая, что электрический свет им мешает. На Афоне до сих пор при богослужениях он не используется.

Электрическими «свечами» мы тоже никого не обманем. Один Московский юродивый Христа ради говаривал: «Ни ты Бога, ни Он тебя не обманет». Восковая свеча – это благоприятная жертва Богу. Обычно мы ставим свечи в благодарность Господу или, что бывает чаще, когда чего-то просим. И Господь, и Матерь Божия, и святые угодники нам помогают. А получим ли мы помощь небесную, «зажегши» перед иконой электрическую «свечу»? Примет ли ее Бог? И вообще, кому эта жертва?

Что касается электронных книг, то, когда чин редкий и у батюшки его нет в бумажном варианте, в крайнем случае, возможно, допустимо воспользоваться такой книгой. Это не та же подмена сути предмета, как с фонограммой, но лишь не очень адекватный нашей традиции «носитель». Поэтому при первой возможности надо найти обычную книгу и служить по ней.

Лучше же за разрешением подобных вопросов обращаться к смиренному духовнику, руководствующемуся святыми канонами. А предварительно необходимо просить Господа о его просвещении, чтобы через него познать волю Божию. Крайне важным является также знакомство с учением Церкви, ее законодательством и наследием Святых Отцов. В этих источниках мы можем найти ответы на многие вопросы, но, опять же, с обязательным обсуждением их с духовным наставником. Кроме того, должна быть молитва ко Господу вообще обо всем, чтобы Он помог нам не уклониться от истины. Наконец, Святые Отцы говорят, что надо смотреть за своим сердцем. Если на сердце нет мира, а присутствует некое смущение, то это признак действия лукавого.

 

– В современной церковной жизни немало искажений и соблазнов – от неподобающего внешнего вида и поведения отдельных священнослужителей и прихожан, применения смущающих благоговейные души упомянутых выше электронных технологий – и до проповеди неправославных взглядов в стенах храмов. Как вести себя верующим людям, сталкиваясь с такими искушениями? Допустимо ли под предлогом смущения покидать ограду Церкви Христовой?

– Оставлять спасительное церковное лоно нельзя ни в коем случае, и это надо помнить твердо! Нужно походить, поискать другой храм, где смущающих обстоятельств или совсем нет, или они минимальны и не существенны. А особо благоговейным, благочувствительным душам следует беречься от крайностей. Потому что грубых диавол делает еще более грубыми и безчувственными, через это губя их. А тонкие натуры от вражьих наветов становятся еще более уязвимыми и могут погибнуть, уклонившись в раскол. Поэтому всем, терпящим искушения, не надо вверяться своим помыслам, даже если они и кажутся благочестивыми. Обязательно следует открываться духовнику и уже в соответствии с его советом принимать какие-либо решения.

 

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник