ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Христианам не свойственно
смиряться с поражением»

 


Баннер на въезде в Северное Косово

 

 

 

Профессор Драгиша Бойович – известный исследователь сербской средневековой литературы. Он трудится в университетах Ниша и Косовской Митровицы. Работы профессора на тему влияния творений святого Ефрема Сирина на сербскую средневековую литературу, эсхатологических мотивов в ней (о мытарствах, Страшном Суде, премудрости Божией и др.) подтверждают, что произведения той эпохи нельзя изучать без предварительного основательного ознакомления со святоотеческим наследием и с духом средневековья, во многом отличавшегося от нашего времени.

Д. Бойович – также основатель и директор Центра церковных исследований, член Международного объединения по проблемам патристики, сотрудник Института национальных и религиозных вопросов в Салониках; он и редактор журнала «Церковные исследования», в котором публикуются труды выдающихся мировых экспертов в этой области. Драгиша родился на Косове, в Ибарском Колашине (этнически сербский район севера Косова, – здесь и далее примеч. ред.). Писатель Григорий Божович († 1945) говорил об этих местах как о крае, героически противостоявшем турецкой и арнаутской (албанской) тирании. Перу профессора принадлежит книга о знаменитом сербском монастыре Црна река (Черная река) – мистическом сердце Ибарского Колашина, значительно повлиявшем на духовный путь нашего собеседника. Мы задали ему несколько вопросов, касающихся прошлого и настоящего Сербии, и положения Святосаввской Сербской Церкви.

 

– Господин профессор, насколько, на Ваш взгляд, сегодняшние сербы отличаются от сербов средних веков – по своему мировоззрению и восприятию жизни (в первую очередь касательно вечных, эсхатологических мотивов человеческого бытия, которые Вы исследуете в своих статьях)? Видим ли мы, современные сербы, что-нибудь дальше кончика своего носа, воспринимаем ли мир сердцем, а не чревом?

– Сравнения, конечно, возможны, но что касается источников, мы ориентируемся главным образом на наследие интеллектуальных представителей Сербии прошлого и нынешнего времен. Средневековые сербские мыслители – например, образованные священнослужители – смотрели гораздо дальше и глубже наших современников. Конечно, как были тогда, так и сейчас есть люди, которые, как Вы сказали, не видят дальше своего носа и воспринимают этот мир только через желудок. Известный сербский средневековый писатель и духовник Хиландара (сербского монастыря на Святой Горе Афон) Феодосий обличал таковых (а они встречались не только между Царями и правителями, влиятельными и знатными особами, но и среди небрежных к добродетели монахов), говоря: «Для них бог – чрево». С другой стороны, по словам того же Феодосия, были и «те, которые с Богом и для Бога живут». Эти наблюдения актуальны и в наши дни.

Жизнь средневековых сербов – и дворян, и простолюдинов, и иноков, и священников, и архиереев – была более подвижнической, чем наша. Мы, нынешние люди, и в экзистенциальном, и духовном смысле колеблемся как листья на ветру, легко поддаваясь мирским соблазнам. Кроме того, если у современного человека появляются материальные средства и власть, он становится горделивым и тщеславным, немилосердным и чуждым всякой добродетели. Однако, слава Богу, и теперь есть живущие «с Богом и для Бога». Может быть, благодаря их молитвам спасемся и мы, недостойные.

Упомянем и другого сербского средневекового мыслителя – Дмитрия Кантакузина (XV в.), в наследии которого затрагивается эсхатологическая тематика. Будучи мирянином, но заручившись поддержкой священномонаха Исаии, он обличал недостатки церковной жизни своего времени: нарушения в чине Литургии, симонию (продажу и покупку церковный должностей, духовного сана, Таинств и священнодействий), распри между священнослужителями, их невоздержание, высокомерие, чревоугодие, пьянство и сребролюбие. О современных же ему мирянах Кантакузин говорит как о беззаконниках, завистниках, блудниках и т. п. При этом он отмечает, что и лица, облеченные саном и имеющие монашеское звание, и простые верующие – в равной мере обязаны исполнять заповеди Христовы: «Вся вселенная была бы уничтожена, а образ Христа был бы оклеветан, если бы трудно было соблюдать Его закон. Чтобы этого не случилось, следует предупредить и иноков, и священников, и мирян: все сказанное относится к жизни и деяниям и одних, и других, и третьих». Цитируемое Послание Кантакузина – пример мужественного и ответственного рассуждения, которому могут следовать и современные ревнители веры, боящиеся Бога и презирающие страх человеческий.

 

– Как уроженец Косова, его северной части, всегда неподвластной чуждой тирании, что Вы можете сказать о противостоянии людей из Вашего родного края в их неравной битве с «силами неизмеримыми», как писал поэт Растко Петрович († 1949)? Т. е. что Вы думаете об этой борьбе, о которой великий Негош (Петр Петрович Негош – правитель Черногории в 1830–1851 гг. и митрополит Черногорский и Бердский, выдающийся сербский поэт) сложил строки: «Вам суждено свой крест нести – лихой борьбы с чужими и своими» (особенно в наши дни, когда, по словам Негоша, наше «племя от себя отреклось и черной мамоне служит»)? Сможет ли сербский народ на Косове выстоять?

– Сегодня – важнейший этап в этой борьбе, в брани без оружия, но – повседневной и весьма тяжелой. Сейчас происходит то, что сокрыто от многих глаз. Всем известен глобальный смысл совершающегося, но почти никто не знаком с участниками этой локальной драмы. На севере Косова и Метохии, как и в других местах, разразилась битва на символическом, географическом и политическом уровнях – между героическим Колашином и эмоционально неуравновешенной Дреницей (территорией на Косове, лежащая западнее гор Чичавица, Голеша и Црнолева по реке Дренице, которую албанцы считают историческим центром борьбы с сербами). Первый все еще верит в этику сербского героического эпоса, а последнюю поддерживает почти весь мир. Около ста лет назад писатель Григорий Божович сказал о Колашине, что «его заслуга перед настоящим – в том, что он почти век был последним бастионом противостояния арнаутскому натиску на север». Значит, уже двести лет Колашин противится устремлениям Дреницы и арнаутов продвинутся к косовскому северу, расширить свои владения. Однако не одни албанцы, а в первую очередь Белград поддержал появление существующей только в их воображении границы (т. н. интегрированного, «внедренного», контрольно-пропускного пункта) в моем родном Колашине. А это – лишь иллюзия, инородное тело в сербском организме, которое необходимо устранить.

Но пока Колашин стоит на своем месте и верит в свою мечту о Сербии, у всех нас есть надежда. Колашин находится в самой важной и наиболее уязвимой точке нашей Родины. Он никогда не сдавался и всегда был готов защищать не только себя, но и отстоять всю Сербию. Этому городку дана особая привилегия: с его высот видны и Косово, и Метохия, и Рас (древний город, на протяжении долгого времени бывший столицей раннего средневекового государства сербов, расположенного в Старой Сербии, ныне – Стари-Рас). Для Колашина Косово – надежда, Метохия – вера, а Рас – любовь.

 


На празднике в честь св. короля Стефана
(преп. Симеона Мироточивого)

 

– Какова роль Сербской Православной Церкви в защите Косова и Метохии? На что мы можем рассчитывать сегодня?

– Несомненно, роль Сербской Церкви велика. И речь идет не только о церковных структурах, но прежде всего о надежде на то, что на сербских просторах живет хотя бы один праведник, ради которого Господь помилует и весь наш народ. Если же говорить о Церкви как об институте, то в последнее время она могла бы использовать свой авторитет гораздо эффективнее. На это упущение, в первую очередь, повлияло упорное желание Бориса Тадича идти по «пути европейской интеграции», и там было сделано немало ошибок (брат брата предавал на суд), многие из которых исправить уже фактически невозможно. Некоторые иностранные организации охарактеризовали Церковь как выгодного партнера, что на самом Косове и в Метохии породило серьезное недоверие к ней. Сейчас в церковной среде находятся люди, которые пытаются доказать, что направление, избранное сербским государством, ошибочно. Но, скорее всего, эти предупреждения уже запоздали и, возможно, звучат из уст самих соучастников этого движения.

 

– Будучи экспертом не только в области сербской средневековой литературы, но и в богословии, как Вы оцениваете уровень нашей нынешней церковной культуры?

– Если внимательно присмотреться к проблемам церковной культуры, то можно заметить, что какая-либо системная государственная или общественная забота о ней отсутствует. Она живет и развивается в основном благодаря личным усилиям ее хранителей.

На традиционную сербскую теологию введено своего рода эмбарго. Сербская средневековая теология, основоположниками которой были святой Савва, первый сербский архиепископ, и святой Стефан, первый сербский король, некоторым сербам частично известна, но мало кто знает, что Стефан Первовенчанный, между прочим, занимался библейской экзегезой (толкованием текста Священного Писания). Несколько лет назад я поинтересовался у одного молодого и одаренного сербского теолога, кто читал ему в университете лекции о теологии святого Саввы. Но он ничего не ответил! Это – лишь одно из многочисленных доказательств того, что определенные круги намеренно удаляют нас от исконной сербской теологии, не желая хранить настоящую, истинную веру святых Саввы и Симеона (таково монашеское имя св. короля Стефана) – ту веру, которую исповедовал и проповедовал и святой Иустин Челийский.

 

 

Окончание см. на стр. 15

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник