ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ | СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО | СТРАНИЦА 15 |
Окончание. Начало см. на стр. 4
– А что еще связывает святых Савву и Иустина Челийского?
– Любовь к вере и ревность о ее сохранении. Интересно, что и для святого Саввы, и для святого Иустина, и для святого Стефана Первовенчанного арианство было метафорой папизма, латинской ереси. Стефан Первовенчанный говорил, что «это ересь, которая хулит Святаго Духа». Для аввы Иустина «папизм – ересь, как и арианство». При этом он добавляет, что «если кто-нибудь может сравниться с Иудой в преступлениях, то это – Арий». И святой Савва, отвергая латинское зловерие на церковном соборе в Жичском монастыре, заповедал: «А крещенных в латинской ереси, после того как они проклянут свою ересь и исповедуют истинную веру, и после чтения молитвы над святым миром, этим святым миром подобает помазать по частям тела, и пусть будут верными вместе с нами».
Эти три великих сербских богослова пребывают в опале у современных «теологов» из-за своей неугодной реформаторам Православия позиции.
– Что, по Вашему мнению, является наиболее характерной чертой богословия преподобного Иустина?
– Если владыка Николай – «сербский Златоуст», то авва Иустин – сербский «сын громов». Голос апостола и евангелиста Иоанна, «сына громова», достиг всех уголков земли, а голос аввы Иустина последовал за ним. Апостола Иоанна называют возвышеннейшим Богословом, а преподобного Иустина можно считать его сыном и учеником, ибо и его проповеди гремели. Иоанн – «сын грома» Нового Завета, авва Иустин – сербский «сын грома». Он гремел в школах, в университетах, в Отечестве и далеко за его пределами. С Челийских высот и с церковного амвона. Везде и всегда – гремел. Ибо проповедовал о Господе и Спасе нашем. О Церкви Единой и Троице Святой и Нераздельной. О вере наших Отцов, вере Православной. О любви и псевдолюбви. О еретиках и «всеереси» – экуменизме. Об Арии и новом арианстве. О святом Савве и святом Николае. О Косове и Видовдане. О славянстве и сербстве. О душе и свете. О человеке и цветке…
– Вы всегда старались, чтобы в наступившее смутное время в Церкви был слышен голос православных мирян: сотрудничали со многими выдающимися мыслителями, в том числе и с покойным Предрагом Р. Драгичем Киюком. Можно ли услышать мнения образованных и верных чад Церкви сейчас, или их заглушили внутрицерковные распри?
– Я был бы очень счастлив, если бы смутное время закончилось и наши голоса по этому поводу утихли. Думаю, что никто особенно не рад выражению позиции интеллектуалов из среды православных мирян, более того – это нежелательно, ибо мы не поддерживаем экуменизм. Надеюсь, что такая деятельность, принесшая мне множество неприятностей, вскоре не будет востребована в обществе. На чужих примерах тоже замечаю, что любое противодействие экуменизму оборачивается для человека теми же проблемами, что и противодействие доктрине коммунизма во времена идеологической диктатуры.
Покойный Киюк искренне боролся за правду, чего нельзя сказать обо всех его соратниках, которым явно не хватает соборности. Он был одним из редких православных философов, находившим в опыте прошлого подтверждение того факта, что история повторяется, и указывавшим на свет, который виден только на путях истины.
Не стоит питать иллюзий, что наши голоса превысят шум модернистской толпы. Можно лишь верить и надеяться, что по тому исповеданному скромному слову истины нас узнает Господь.
– Что Вы думаете о современном сербском богословии и какова его, условно говоря, экуменическая роль?
– К сожалению или, может быть, к счастью, я не очень знаком с современной сербской теологией, ибо, как вы уже знаете, исследую ранние сербские теологические источники. На эту раннюю теологию опирается мое образование и воспитание. Вероятно, поэтому я не всегда понимаю современное богословие. Через богословие святого Саввы я узнал о Святом Предании, его архиерейские слова всегда могут послужить безошибочным ориентиром во тьме. Предание, этот «свет без начала и конца», согласно святому Савве, указывает нам Путь, ведет к Истине и дарует Жизнь. В случае необходимости опираюсь лишь на современных теологов, стоящих в истине.
Я с удовольствием изучал и богословие святого Ефрема Сирина, который также определил мой путь. Результат этих исследований – преподавательская работа в университете. Кроме сербской средневековой литературы, читаю лекции о рецепции (т. е. адаптации принципов иноязычного культурологического явления к собственной культуре) библейской и святоотеческой литературы, о тематике любви в древней сербской литературе, поэтике и теологии творчества. В процессе аккредитации пребывают и новые предметы: христианская литература, рецепция христианства в сербской литературе, Православие в сербской средневековой литературе. Вдумайтесь: какая красота! Разве нам нужна «всеересь», когда мы владеем таким богатством как наше святое Православие?!
Не будем забывать завета святого Саввы: «Если в ваших руках появятся книги, то пусть они будут на нашем сладком языке». По этому слову все мы ответственны за сохранение сладости своей родной речи.
– Вы родились в области, где люди дорожат традициями и в любой момент готовы ко всему. Смогут ли, по-Вашему, наша Церковь и народ устоять вопреки всем трудностям, или мы уже потерпели поражение?
– Я постоянно размышляю о том, что могло бы в данный момент обрадовать нашу Церковь и наш народ. Думаю, это прежде всего – примирение в Церкви. Но оно невозможно без покаяния…
Христианам не свойственно смиряться с поражением. Христианам прилична непрестанная брань за правду и истину. Именно потому я считаю сербов Косова и Метохии, ведущих сегодня эту борьбу, избранными христианами.
Беседовал
Владимир ДИМИТРИЕВИЧ
Перевод с сербского
Майи ЙОНЧИЧ
Печатается с сокращениями
Источник: http://borbazaveru.info
Окончание. Начало см. на стр. 14
Далее авторы документа делают еще одно лукавое заявление: «Христианские взаимоотношения последнего времени (т. е. экуменические контакты), побуждаемые и вдохновляемые Божественным призывом „Да вси едино будут“ (Ин. 17, 21), в том числе православные совещания на острове Родосе, Второй ватиканский собор Римской Церкви, встречи и практическая деятельность представителей Православия, католичества и протестантства, требуют сближения между восточными и западными христианами для восстановления единства».
Если вдуматься в это предложение, то получается, что экуменические контакты продвигаются не людьми, не масонами, а идет какой-то самостоятельный стихийный процесс, якобы вдохновленный словами Спасителя. Но ведь это неправда! Отнюдь не Христос и Его Слово стали основанием первых экуменических конференций, их зачинщики – сатана и его служители. В 1946 году в масонском журнале «Le Tеmple» было опубликовано следующее признание «вольных каменщиков»: «Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей <…>, немало обязана нашему ордену <…>. При возникновении первых экуменических конгрессов вмешательство наших англо-саксонских скандинавских братьев было определяющим, и их деятельность была неустанно направлена на организацию так называемого христианского единства». Нет сомнений и в том, что предстоящий в 2016 году лжесобор, имеющий целью проведение реформации во всех Поместных Православных Церквях и склонение их под власть «восточного папы» – Константинопольского Патриарха Варфоломея, – также инициатива антихристианского общества.
«Область практического приложения любви христианской чрезвычайно обширна, – продолжают авторы проекта. – В наше время, исполненное тревоги за судьбы мира, главнейший пункт практической совместной христианской деятельности составляет служение примирению человечества».
И отсюда, от этого «служения примирению», перекидывается мостик к следующей теме соборного каталога – «Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы». Удивительно! Всего лишь в одном предложении открывается вся суть вопроса. Т. е., иными словами, главным побуждением к продолжению экуменических контактов «православных» модернистов с еретиками является «борьба за мир во всем мире». А «диалог любви» – важнейшее к этому средство.
В заключение проекта авторы, верные до конца избранному стилю изложения, «со смирением и послушанием Богу» предают «это дело в руки Божии». Но смирение и послушание прежде всего выражаются в стремлении к исполнению воли Божией, Его заповедей, в следовании Его учению, т. е. учению Вселенских Соборов и Святых Отцов. Попирающие и нарушающие Божественные постановления не могут иметь послушания и проистекающего из него смирения. Соответственно и авторы проекта отнюдь не отличались смирением, поскольку дерзнули свое ложное мнение поставить выше учения Святых Апостолов и Отцов. Оптинский старец Амвросий наставлял: «Как пишет древний Святой Отец преподобный Иоанн Лествичник, гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим. Правое же и истинное вероисповедание одно, как свидетельствует святой апостол Павел: „Един Бог и едина вера“».
Что же в итоге? Данный проект со всей ясностью еще раз подтверждает, что предстоящий «Всеправославный собор» – как по своему происхождению, так по целям и задачам – не православен, лишен благодати, и организаторами его движет отнюдь не Святый Дух. Это собрание представителей Поместных Православных Церквей, предназначенное для проведения в жизнь Церкви Христовой обновленческих реформ. Но Православие с ересью примирить невозможно, ибо что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? (2 Кор. 6, 14–15).
Священник Михаил НОВИКОВ