БЛАГОЧЕСТИЕ | «ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК» | СТРАНИЦА 2 |
Русь Святая зовет,
Звон плывет, как встарь.
Русь Святая живет,
Пока звонит звонарь.
Из песни иеромонаха
Романа (МАТЮШИНА)
После Великого Поста наступает самый желанный праздник для каждого православного христианина – светлый день Пасхи. Святые чувства переполняют собравшихся на богослужение людей, и снова в этот день прославляется чудо из чудес – Воскресение Господне. Лица молящихся сияют радостью, теплятся восковые свечи... И вот, наконец, раздается звон колоколов. Ликующие звуки разносятся по всей земле, возвещая великую весть – Христос Воскресе! Ночи и смерти больше нет, есть только Свет и Жизнь, вечная, непрестающая сладость бытия с Господом.
Колокольный звон – неотъемлемая часть праздника, и редакцию «Православного Креста» сегодня заинтересовала именно эта тема. Мы решили задать несколько вопросов священнику Александру Парамонову.
– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о колоколах. Для чего они используются в Православной Церкви?
– Колокола – одна из необходимых составляющих православного храма. Как правило, они размещаются на башне, называемой колокольней или звонницей, которая строится над входом в храм или же устанавливается рядом. Колокола имеют нескольких назначений. Во-первых, они созывают верующих на церковную молитву, сообщают им разряд службы (простая, полиелейная или всенощное бдение), а также возвещают православным, не имеющим возможности по какой-то причине находиться в храме, о частях богослужения.
Во-вторых, колокольный звон выражает различные события жизни церковной общины – торжества, встречи высоких гостей, смерти ее членов и т. д.
В-третьих, кроме внешних задач, на физическом уровне, у колокольного звона есть еще и духовный, невидимый, мистический смысл. Так, в чине на освящение колокола испрашиваются благословение и сила Божия, чтобы слышащие его звуки укреплялись в благочестии и вере; чтобы этот звон воздавал хвалу Богу. Кроме того – чтобы им освящался воздух и прогонялись различные обитающие в нем вредоносные силы, утишались и прекращались «бури ветряные, грады же и вихри, и громы страшные, и молнии».
– Когда и кем колокольный звон был введен в практику христианского богослужения? С какого времени колокола появились на Руси?
– В первые века, из-за языческих гонений, невозможно было открыто созывать верных на богослужение. По прошествии же тяжких времен с этой целью сначала использовались так называемые била (кандии) и клепала – деревянные доски и железные полосы, согнутые в полукруг. Колокола же появились на православном Западе в IV веке, а в Византии – в IX веке.
На Руси это изобретение было введено в обиход с принятием христианства святым равноапостольным князем Владимиром в конце Х века. Но, как это обычно происходит, даже переняв чужое, русский умелец довел его до совершенства. За появлением, хотя и относительно поздним, последовало не просто распространение, а именно невероятное развитие, расцвет искусства создания колоколов на Руси. Если раньше колокола к нам привозили из других православных стран, то уже с XV века, когда в России появились собственные литейные заводы, наши умельцы стали абсолютными и неоспоримыми лидерами в этом производстве. Фактически каждый колокол в ту пору – это произведение искусства, не говоря уже о совершенстве инженерной мысли и литейных технологий. Именно русским мастерам принадлежит изготовление самого большого в мире Царь-колокола весом в 200 тонн, к сожалению, пострадавшего во время пожара в Москве в 1937 году. Самый же крупный из действующих ныне колоколов был установлен на звонницу Троице-Сергиевой лавры в 2004 году. Его вес составляет 78 тонн.
– Что известно о роли колоколов и их звона в жизни русского человека, об отношении к ним наших предков?
– Колокольный звон всегда сопутствовал бытию Православной Руси. Звоном созывался люд на народные сходы. Заблудившимся в ненастье путникам звон помогал найти дорогу. Им же извещалось о какой-либо опасности или несчастье, например, о пожаре. В трагические для Родины дни колокола призывали народ на защиту Отечества. Звоном приветствовалось победное возвращение русских воинов с поля брани. Еще относительно недавно, в годину гонений на Православие, когда богоборцы грабили церкви и нападали на монастыри, звонари набатом призывали людей на помощь. Многие из них за это лишились жизни и удостоились мученического венца. Позже советская власть запретила колокольный звон, а в наши дни колокола для перечисленных выше целей практически не используются.
До революции в Москве храмов было – «сорок сороков». Только представьте себе ту всеобщую радость и тот душевный подъем, когда на Пасху во всех церквах одновременно начинался колокольный звон! Город погружался в неповторимую праздничную атмосферу, которая наполняла души людей неизъяснимой легкостью и счастьем. К сожалению, мы можем только отчасти, по свидетельствам современников той эпохи, прикоснуться сердцем к особому качеству жизни наших благочестивых предков.
– Расскажите о видах колокольного звона и случаях их применения. Есть ли какой-либо устав церковного звона? Что Вы думаете о звонарском искусстве в целом? Насколько сложно им овладеть, нужно ли для этого специальное музыкальное образование?
– Согласно Уставу, известны несколько видов звона. Первый – благовест. Это мерные удары одного колокола, которыми возвещается о начале богослужения. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном. Трезвон представляет собой одновременный бой в разные колокола в три приема. Благовест совершают перед вечерней, утреней и часами, предшествующими Литургии. Непосредственно перед Литургией мы слышим трезвон. При торжественных богослужениях за благовестом следует также трезвон. А по великим и двунадесятым праздникам, а также на Пасху порядок звона таков: благовест, перезвон, трезвон.
В звонарском деле, как и во всяком искусстве, необходим высокий уровень мастерства, приобретение коего требует времени на обучение и практику, крепкого здоровья, а также желания и усердия. В настоящее время при Патриархии действуют специальные курсы звонарей. Чтобы овладеть данным искусством, музыкальное образование необязательно. Но ритмический слух, умение слышать доли и такты необходимы. При этом замечено – если человек имеет твердое желание послужить Господу таким трудом и просит о помощи свыше, то она ему непременно даруется и он постигает звонарское мастерство.
– Сегодня все более и более распространяется практика использования так называемых электронных колоколов (это настоящие колокола, но звон на них осуществляется не человеком, а при помощи компьютерной программы – механизмом, состоящим из специальных молотков). Что Вы об этом думаете? Как Вы считаете, электронные колокола недопустимы в принципе, могут применяться в некоторых случаях (например, при отсутствии в той или иной местности звонарей) или это чрезвычайно удобное и практичное новшество, заслуживающее широкого распространения?
– Наряду с прочими церковными послушаниями труд звонаря имеет свои тяготы и скорби. Но также – и утешения, и награду от Господа в Царствии Небесном. Если звонарь будет добросовестно исполнять свое дело, то через это он сможет угодить Богу. Посредством подобных церковных служений и осуществляется миссия Церкви на земле по спасению душ человеческих от греха, смерти и диавола.
Поэтому мое отношение к использованию компьютеров или роботов в качестве звонарей однозначно отрицательное. Получается, что люди, которые могли бы понести это послушание, лишаются возможности спасения через такой подвиг. «Плюс компьютер» в данном случае всегда означает «минус человек». И даже если для колокольного звона электронное устройство программируется человеком, то в их союзе все равно есть что-то, инженерно выражаясь, биокибернетическое. А Господь пришел спасти не роботов или киборгов, а именно человека. Ни роботы, ни киборги в Царствие Небесное не войдут.
Окончание см. на стр. 5