ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 2

НАЧАЛО ЛИТУРГИИ ЕСТЬ
«БЛАГОСЛОВЕННО ЦАРСТВО»

 

Вечернее пение начинается словами «Благословен Бог наш» – для показания, что наше боговедение было темное и начальное; утреня начинается: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице» – для показания света древнего закона. Литургия же начинается словами: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа» – где ясно различаются Лица Божества. Ибо сначала мы были среди идолопоклонников и знали только то, что есть истинный Бог и Творец всей твари; это и выражается на вечерни. Потом – что Бог есть существо Триипостасное, мы узнали из сеновного (прообразовательного, – примеч. ред.) пророческого проповедания; это и выражается на утрени. Наконец, после вочеловечения Слова Божия ясно открылось нам, что сии три Ипостаси суть Отец, Сын и Святый Дух, во имя Которых мы крестились и через Которых мы усовершились в боговедении, – и это выражается на Литургии.

Святой Герман спрашивает: «Почему на Литургии иерей нарицает троичность Божества, а не единство; ибо не говорит: „Благословен Бог“, или: „Благословенно Царство Божие“, но различает Лица: „Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа“?» И потом сам отвечает: «Потому, что люди в первый раз узнали в трех Лицах Бога через вочеловечение Господа, а сие тайнодействие совершается в воспоминание вочеловечения Господня; посему и надлежало в самом начале возвещать миру и проповедать Троицу».

 

§ 3

ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ – ДРЕВНЯЯ

 

Великая ектения – «Миром Господу помолимся» – находится вся у святого Климента (Постановления апостольские. Кн. 8. Гл. 10), – следовательно, она есть древняя и употреблялась в Церкви прежде времен святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого. Эта ектения содержит в себе моления о разных лицах и предметах, как показано было на вечерни. Но она особенно читается на Литургии, ибо Литургия есть не одно только воспоминание дел Христовых, но и ходатайство к Богу о грехах наших и моление о всяких нуждах.

 

§ 4

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ

 

Изобразительные псалмы: «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали, душе моя, Господа», читаемые или поемые на Литургии и без Литургии после часов, изображают воплощение Христово и все те блага, которые через Него получили мы, почему и называются «изобразительными». Святитель Симеон Солунский (в гл. 329) пишет: «Последование изобразительных, когда поется без Литургии, есть некоторое подобие священной Литургии. Если же совершается Литургия, то изобразительные поются и на ней. Тогда в начале два псалма заключают в себе славословие Богу и напоминают нам блага, которые получили мы, особенно через воплощение Слова».

 

АНТИФОНЫ НА ЛИТУРГИИ

 

Антифоны, которые в простые и праздничные дни поются вместо изобразительных, суть такие стихи, которые берутся частию из Ветхого Завета, а частию из Нового, и попеременно поются на обоих клиросах. В этих антифонах первые стихи выбираются из псалмов и, как изобразительные, выражают пришествие Христово на землю и все дела, Им тогда совершенные. Ибо, хотя смотрение воплощенного Слова было утаено от некоторых людей, но пророкам и праотцам оно было открыто, и от них было ожидаемо и воспеваемо.

Но для чего древнее сие пророчество всегда поется в начале Литургии, именно в это время? Причину сего некто так объяснил: «Пророческие слова, поемые в начале Литургии, означают время, бывшее до Иоанна. Т. к. Пречистые Дары, означающие Христа, на средину еще не выносились, но лежат покрытые, то и антифоны означают первые времена пришествия Иисусова, в которые хотя Он и жил, но еще от многих не познан был; почему и необходимо было о Нем пророчествовать».

Святитель Герман говорит: «Антифоны суть предречения пророков, предвозвещающие пришествие Сына Божия от Девы на землю, которое принято и узнано нами чрез слуг, самовидцев Слова – апостолов. Надобно заметить, что в начале всякой утренней и вечерней службы поются сначала псалмы Ветхого Завета (т. е. несколько псалмов или целые кафизмы), потом песни новой благодати (т. е. стихиры и каноны), как и в настоящих антифонах – последние стихи; т. к. Ветхий Завет предшествует и Законоположник его Сей Самый, родившийся в последние дни, объяснил нам его, дабы все могли знать, что узаконивший это и то есть Один и Тот же Бог и Господь Христос».

Как об этом, так и о разделении антифонов на три статьи, святитель Симеон Солунский (в гл. 49, о храме) пишет следующее: «Иереи после великой ектении читают внутри алтаря молитвы, нося образ небесных чинов; певцы поют антифоны, изображая лик пророков, и разделяют их на три статьи, в честь Троицы; в них прежде поют они стихи, избранные из псалмов, а потом песни новой благодати: и словами псаломскими возвещают предсказанное древними воплощение Слова Божия, песнями новой благодати указывают уже на самую благодать совершившуюся и на Сына Божия, воплотившегося и все для нас соделавшего. И потому сначала прославляют девственно рождшую Христа, и просят Ее о нас ходатайства, говоря: „Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас“. Потом, поминая святых, священно совершившихся в подвигах, призываем на моление их. Наконец, велегласно воспеваем Начальника, Вождя и Совершителя нашего спасения, Христа, говоря: „Спаси нас, Сыне Божий“, и проч.». И (в гл. 98) он же поясняет: «Прежде входа поются антифоны, и их три – в честь Троицы; сначала воспевается рождшая Бога, потом чины святых и, наконец, Единородный Сын Божий. Ибо Он, Одно из Лиц Троицы, воплотившись, избрал Свою Матерь и лики святых, наших молитвенников, а Сам воплотившийся есть Ходатай наш пред Отцом. Те же, кои воспевают пророческие песни, означают пророков: ибо пророки предсказывали Христа».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник