ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Духовно-нравственный облик архиерея

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (137)

 

В нынешнем году исполнилось 20 лет со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995) – мудрого и честного иерарха, апологета идеалов Святой Руси, патриота, монархиста, обличителя опасных лжеучений нашего времени. По случаю этой даты мы публикуем избранные главы из курсовой работы Владыки (тогда еще иеромонаха) в Ленинградской духовной академии на тему духовно-нравственного облика русских архиереев XI–XVI веков. Данный труд ценен как актуальностью поднятого вопроса, так и серьезностью подхода к нему автора, глубоко осознававшего высоту архипастырской миссии быть «солью земли» (см.: Мф. 5, 13).

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ
ОБЛИК ЕПИСКОПА В СВЕТЕ
УЧЕНИЯ АПОСТОЛОВ И СВЯТИТЕЛЕЙ

 

Б. УЧЕНИЕ О ЕПИСКОПЕ В СВЕТЕ
АПОСТОЛЬСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

 

«Страннолюбив» – епископ должен любить странников, путешествующих ради доброй цели, но не имеющих пропитания и крова, где отдохнуть.

«Услужлив» – должен сам принимать участие в служении ближним. Но т. к. услужливость бывает и на худое, то далее указывается, что епископ должен быть «благослужащ», т. е. служить только доброму, но не худому делу.

«Неутомим» – усердный труженик.

«Непостыден» – поступающий так, чтобы его действия не вызывали порицания.

«Проницающ» – рассудителен. Иначе говоря, епископ должен помогать разумно – тому, кто более достоин вспомоществования, а не всякому, кому придется, способствуя тем самым тунеядству. «Ибо если будет какая-нибудь вдовица, могущая снискать себе потребное для жизни, а другая будет не вдовица, между тем будет в нужде или по болезни, или по пропитанию детей, или по слабости рук: то лучше пусть простирает руку к этой; а кто терпит недостаток от расточительности, или от пьянства, или от праздности, тот не достоин не только пособия, но и Церкви Божией».

«Да будет также епископ нелицеприятен» – т. е. пусть он судит или принимает по справедливости, как отец, смотря не на то, богат обратившийся к нему или беден, а на суть дела.

«Не боязлив или льстив пред богачом более надлежащего». Как в первом, так и во втором случае епископ тем самым показал бы свою трусость, малодушие и человекоугодие с ложью.

«А убогого он да не презирает или да не притесняет». Т. е. епископ не должен унижать и притеснять бедных ради своего лицеприятия.

«Пищу и питие пусть употребляет епископ простые и умеренно» – епископ должен иметь воздержание телесное, чтобы мог быть трезвенным ко вразумлению невежд.

«Да будет также он не расточителен» – не употребляющим понапрасну свои и церковные деньги на плотские прихоти. Расточительность происходит, главным образом, от любви к роскоши и сластолюбию, поэтому от епископа требуется, чтобы он был «не роскошен, не сластолюбив, не лакомка» – не имел бы пристрастия к угождению своей плоти.

«Да будет он также незлобив» – не допускающим внутреннего волнения от тех или иных скорбей или обстоятельств жизни.

«Долготерпелив в наставлениях». Это – признак глубокой любви к ближнему, ибо сказано у апостола: «Любовь долготерпит».

«Поучающийся и усердно упражняющийся в книгах Господних» – нужно, чтобы епископ духовно образовывал себя посредством Священного Писания для того, чтобы хорошо знать и разумевать Ветхий и Новый Заветы и поучать народ в законе Господнем.

«Да будет также епископ не корыстолюбивым» – не имеющим привязанности к земным благам, наипаче в отношении к язычникам, что может в корне отвратить последних от веры Христовой и закрыть для них навсегда дверь спасения.

«Не любостяжательным» – не заботящимся только о земном благе и не привязывающимся к нему своим сердцем.

«Не хищником» – не берущим чужое добро и тем самым причиняющим убыток благосостоянию ближнего.

«Не обманщиком» – не говорящим неправду, не любящим богатство, что может привести к огрубению сердечному и к ненависти бедных.

«Не ненавидящим бедных» – вследствие своего любостяжания и любви к богатству.

«Не оговорщиком» – не клеветником на других под предлогом защиты своего «я», когда ему будет грозить опасность за хищничество.

«Не лжесвидетелем» – то же самое, что не оговорщик.

«Не вспыльчивым» – не допускающим горячности или внутреннего возбуждения против ближних.

«Не браннолюбив» – не любящим ссориться с людьми из-за каких-нибудь вещей или чего другого, употребляя бранные, ругательные слова. Брань, или ругань, есть выражение вспыльчивости.

«Не запутавшимся в мирские занятия» – не увлеченным суетою мира сего.

«Не любоначальным» – не таким, чтобы только начальствовать, а не пасти и врачевать стадо овец Христовых.

«Не двойственным в мысли, не двойственным в слове» – епископ не должен одно думать, а другое говорить или говорить одно, а подразумевать совершенно другое. Это будет лицемерие.

«Не любящим слушать наветы или оговоры» – не должен жить чужим умом или слушать всех без разбора, чтобы судить о тех или иных вещах. Он должен испытать самих говорящих на ближнего – добрые ли они по жизни, не водятся ли враждою или завистью, «ибо много есть зложелательных, болтливых, имеющих третий язык, братоненавистных, заботящихся о разогнании овец Христовых» (Постановления Апостольские. В русском переводе. Казань, 1864. Кн. 2. С. 43).

«Не лицемером», притворно показывающим себя не тем, что он есть на самом деле.

«Не желателем праздников языческих». Епископ не должен проводить время на увеселительных праздниках, устроенных в честь языческих богов, изменяя тем самым вере Христовой; не должен предаваться суетным наслаждениям – разного рода развлечениям, мешающим духовному бодрствованию; не должен быть похотливым на распутство и на приобретение каких-либо ненужных вещей, а также не должен быть сребролюбивым.

«Да будет он также мудр» – одарен опытом духовным, или умением руководить словесным стадом.

«Как врач опытный и сострадательный, – говорится в памятнике, – ты (епископ) врачуй всех, заблудившихся во грехе, <...> будучи врачом Церкви Господней, ты употребляй врачевание, приличное каждому больному, лечи всячески, вылечивай, возвращай Церкви здоровыми. Паси стадо не с жестокостью и свирепством, как властвующий (см.: Иез. 34, 4), но как пастырь благий, собирающий агнцев у груди своей и беременных ведущий тихо (см.: Ис. 40, 11)» (Постановления Апостольские. В русском переводе. Казань, 1864. Кн. 2. С. 42).

При всем этом «да будет он смиренномудр» – при полной духовной опытности и совершенстве не думающий о себе высоко, наставлен в учениях Господних, образован и «благомыслящ» – т. е. мыслящий только доброе, хорошее.

«Да будет он осторожен» среди строптивого рода человеческого, т. е. пусть не допускает необдуманных действий; проницателен – должен провидеть действия и настроения других, чтобы узнавать дурных людей и хранить себя от них; исполнен любви ко всем.

Замечательно, что Апостольские Постановления указывают, в каких формах и до каких пределов должна простираться любовь епископа к пасомым.

«Епископ должен любить мирян, как детей, – говорится в памятнике, – согревая их страстно (т. е. всем своим сердцем), как яйца на вывод цыплят, или держа их в недрах, как птенцов на вывод кур, всех поучая, всех, кого только нужно наказать, бия, но не поражая; изнуряя, чтобы обратить, а не отвратить; вразумляя, чтобы возвратить; наказуя, чтобы исправить и на путь правый поставить; крепкое сохраняя, т. е. твердых в вере соблюдая непоколебимыми; народ пася мирно; слабое поддерживая, т.е. искушаемых утверждая вразумлением; немощное врачуя, т. е. больных от колебания в вере леча поучением; сокрушенное связывая, т. е. заблудших или раздавленных, или так разбитых грехами, что хромают на пути, связывая утешительным вразумлением. Отягченного грехопадениями ты, епископ, облегчай и, облагонадеживая, поставляй таким образом в Церкви сильным, возвращая в стадо. <...> А если есть возможность, то пусть епископ усвоит себе (признает своим) прегрешение другого и скажет согрешившему: „Ты только обратись, а смерть за тебя возьму я, как Господь взял смерть за меня и за всех“. Ибо пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Там же. С. 40–41).

Таким образом, любовь епископа к пасомым должна быть горячей, всеобъемлющей и простирающейся до пределов взятия на себя грехов других.

«Да будет он справедлив – способен судить. Вообще все, что только есть или находится хорошего в людях, все это да совмещает в себе епископ; ибо пастырь, безукоризненный во всем, самым образом жизни своей побуждает или даже принуждает собственных учеников своих быть достойными подражателями делам его, как говорит в одном месте пророк: „И будет якоже жрец, тако и людие“ (Ос. 4, 9)» (Там же. С. 16–22).

Таким образом, в Постановлениях Апостольских идеал епископа представлен в светлых и прекрасных чертах.

 

Подготовил Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

Продолжение следует

 

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика «ПК» – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются «новизной» технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.
     «Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.
     Наши реквизиты: ИНН: 7717694098, к/c: 30101810700000000479, наименование банка: КБ «РИАЛ-КРЕДИТ» (ООО) в Отделении № 2 Московского ГТУ Банка России, p/c: 30101810145250000479, БИК: 044525479.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник