АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Затворенные Царские врата
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО
ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
§ 29
ПОРОЖНИЕ СОСУДЫ
ПРЕДНОСЯТСЯ
На великом входе в честь Святых Даров переносятся для большей славы и великолепия не только омофор, рипиды, кадила с курением фимиама и верхний покров, но и порожние сосуды, т. е. дискосы, блюдца, лжицы, копие, губка и прочее. Все эти вещи, хотя и не содержат в себе Владычних и Божественных Даров, но все называются священными, как будет объяснено в главе о поставлении иподиакона.
Обо всех этих порожних священных сосудах, переносимых единственно для славы и великолепия, святитель Симеон Солунский так рассуждает: «Верные должны припадать перед иереем и ради божественных сосудов, хотя бы некоторые из них и были порожние; ибо все они причастны освящения, т. к. в них священнодействуются Божественные Дары. И это неудивительно, если они и порожние; потому что они носятся в честь Божественных Даров, да освятятся все, взирающие на них и приближающиеся к ним».
Все вместе обстоятельства великого выхода святитель Герман описывает следующим образом: «Херувимская песнь, предшествием диаконов и представлением рипид или изображений серафимских, служит знамением вхождения всех святых и праведных, совходящих Святому святых в предшествии невидимо предтекущих херувимских сил, ангельских воинств, безтелесных сонмов и безплотных чинов, которые вопиют, дориносят великого Царя Христа; с ним вместе предвходит в безкровном Жертвоприношении и словесной службе и Дух Святый, мысленно созерцаемый под видом огня, фимиама и благовонного курения дыма: ибо огонь указывает на Божественность Духа, а благовонное курение дыма – на соприсутствие Его, невидимо пришедшего и облагоухавшего нас через таинственное и живое, и безкровное жертвоприношение и всесожжение. При этом и разумные силы, и сонмы ангелов, созерцая совершенное Христом через Крест и смерть Его домостроительство и совершившуюся потом победу над смертию, нисшествие во ад, тридневное Воскресение и Вознесение Спасителя, вопиют с нами невидимо: „Аллилуиа“».
§ 30
СВЯТЫЕ ДАРЫ
ПО ПЕРЕНЕСЕНИИ
ОЗНАЧАЮТ
ПОГРЕБЕНИЕ ХРИСТОВО
После великого входа перенесенное во святой алтарь Тело Господа Иисуса дает нам видеть самое погребение и положение его во гроб: тогда антиминс представляет собой гроб, святой престол – вертоград, покров чаши, вместо воздуха, – плащаницу или синдон, коим обвили Тело Господне, покров дискоса означает сударий, покрывавший лицо Спасителя во гробе. Потому иерей сначала чашу, а потом и дискос со Святыми Дарами ставит на святом престоле на антиминсе, как бы полагая оные во гроб. При сем он читает и тропари, относящиеся к погребению и Воскресению Иисуса Христа, т. е.: «Благообразный Иосиф…», «Во гробе плотски…» и «Яко живоносец...»
УТВАРИ ПО ПЕРЕНЕСЕНИИ
СВЯТЫХ
ДАРОВ ОТНОСЯТСЯ
К ПОГРЕБЕНИЮ ХРИСТОВУ
После сего иерей, свив покровы дискоса и священной Чаши, полагает их отдельно, на одной стороне святой Трапезы. Так и сударий, особо будучи свит, лежал в гробе и виден был по Востании Христове с другими погребальными саванами.
Воздух же, означая до сего времени плащаницу, «емлется от диаконя рама» и получает здесь значение того великого камня, который Иосифом привален был ко двери гроба; посему этим воздухом и покрываются Святые Дары. Святой Герман говорит: «Верхний покров, или воздух, употребляется вместо камня, которым Иосиф утвердил гроб и который запечатан был Пилатовою стражею».
ДВЕРИ ЦАРСКИЕ
И ЗАВЕСА ЗАТВОРЯЮТСЯ
При сем иерей затворяет двери горние и дольние, т. е. завесу и врата; затворением Царских врат означается сошествие Иисусово во ад, задергиванием же завесы – кустодия, или стража, которую иудеи приставили ко гробу Иисуса, да не како пришедше ученицы Его нощию украдут Его (Мф. 27, 64). Звездица остается над дискосом в ознаменование печати, которую, по укреплении гроба, положили на камне. Каждение же иерея означает ароматы, смирну и алой. Все эти объяснения заимствованы у святого Германа, который в заключение говорит: «Итак, вот Христос распят, гроб утвержден, жизнь погребена, камень запечатан».
Затворение Царских дверей, покровение Святых Даров и потом открытие их святитель Симеон Солунский уподобляет сокрытию и откровению таинственных дел Божиих. В гл. 80, о храме, он пишет: «Божественные Дары, положенные на священной Трапезе, покрываются – в ознаменование того, что Иисус сначала не всеми был познан, и что, даже воплотившись, не отступил от сокровенного Божества и промышления, но всегда есть так же непостижим и неисследим, и в той мере может быть познан нами, в какой благоволит открыть Себя». И далее: «По входе иерея в алтарь затворяются двери, ибо не все достойны видеть Таинства, но одни только совершители. Так и между ангельскими чинами первые непосредственно приобщаются Божественного света, вторые – через первых, а последние – через вторых. Подобно этому и в Церкви иерарх непосредственно приближается к священной Трапезе, священники и служители – через него; а через иереев и служителей приобщаются страшной Литургии и священных песней и миряне».
§ 31
СВЯЩЕННИК ПРОСИТ
МОЛИТВ ДИАКОНА
«Помяни мя, брате и сослужителю», – здесь уже не диакон, но иерей, приступая к священнодействию, просит у диакона молитв о себе и поминовения. Ибо иерей чувствует свое недостоинство и исповедует необходимость помощи других, когда побуждает его молиться за себя. О том же самом просит и архиерей священников и диаконов. Святитель Симеон (в гл. 82, о храме) поясняет: «Архиерей, наклонившись, просит всех молиться за него; ибо он знает и сам себя и трепещет и ужасается предстоящего ему дела, и исполняет слово апостольское, что нужно исповедать друг другу согрешения и молиться друг за друга. И, как человек, сам о себе не дерзает молиться».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Святые мощи – источник благодати |
1. Слышали ли Вы о т. н. екатеринбургских останках, якобы принадлежащих святым Царственным Мученикам, которые захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга?
2. Знаете ли Вы, что Русская Православная Церковь не признает екатеринбургские останки царскими?
3. Согласны ли Вы, что мощи святой Царской Семьи в случае обретения стали бы источником великого множества благодатных чудес?
4. Согласны ли Вы, что убийство Семьи Императора Николая II и уничтожение монархии в России послужило началом построения «нового мирового порядка» антихриста?
|