ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Затворенные Царские врата

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 29

ПОРОЖНИЕ СОСУДЫ
ПРЕДНОСЯТСЯ

 

На великом входе в честь Святых Даров переносятся для большей славы и великолепия не только омофор, рипиды, кадила с курением фимиама и верхний покров, но и порожние сосуды, т. е. дискосы, блюдца, лжицы, копие, губка и прочее. Все эти вещи, хотя и не содержат в себе Владычних и Божественных Даров, но все называются священными, как будет объяснено в главе о поставлении иподиакона.

Обо всех этих порожних священных сосудах, переносимых единственно для славы и великолепия, святитель Симеон Солунский так рассуждает: «Верные должны припадать перед иереем и ради божественных сосудов, хотя бы некоторые из них и были порожние; ибо все они причастны освящения, т. к. в них священнодействуются Божественные Дары. И это неудивительно, если они и порожние; потому что они носятся в честь Божественных Даров, да освятятся все, взирающие на них и приближающиеся к ним».

Все вместе обстоятельства великого выхода святитель Герман описывает следующим образом: «Херувимская песнь, предшествием диаконов и представлением рипид или изображений серафимских, служит знамением вхождения всех святых и праведных, совходящих Святому святых в предшествии невидимо предтекущих херувимских сил, ангельских воинств, безтелесных сонмов и безплотных чинов, которые вопиют, дориносят великого Царя Христа; с ним вместе предвходит в безкровном Жертвоприношении и словесной службе и Дух Святый, мысленно созерцаемый под видом огня, фимиама и благовонного курения дыма: ибо огонь указывает на Божественность Духа, а благовонное курение дыма – на соприсутствие Его, невидимо пришедшего и облагоухавшего нас через таинственное и живое, и безкровное жертвоприношение и всесожжение. При этом и разумные силы, и сонмы ангелов, созерцая совершенное Христом через Крест и смерть Его домостроительство и совершившуюся потом победу над смертию, нисшествие во ад, тридневное Воскресение и Вознесение Спасителя, вопиют с нами невидимо: „Аллилуиа“».

 

§ 30

СВЯТЫЕ ДАРЫ ПО ПЕРЕНЕСЕНИИ
ОЗНАЧАЮТ ПОГРЕБЕНИЕ ХРИСТОВО

 

После великого входа перенесенное во святой алтарь Тело Господа Иисуса дает нам видеть самое погребение и положение его во гроб: тогда антиминс представляет собой гроб, святой престол – вертоград, покров чаши, вместо воздуха, – плащаницу или синдон, коим обвили Тело Господне, покров дискоса означает сударий, покрывавший лицо Спасителя во гробе. Потому иерей сначала чашу, а потом и дискос со Святыми Дарами ставит на святом престоле на антиминсе, как бы полагая оные во гроб. При сем он читает и тропари, относящиеся к погребению и Воскресению Иисуса Христа, т. е.: «Благообразный Иосиф…», «Во гробе плотски…» и «Яко живоносец...»

 

УТВАРИ ПО ПЕРЕНЕСЕНИИ СВЯТЫХ
ДАРОВ ОТНОСЯТСЯ К ПОГРЕБЕНИЮ ХРИСТОВУ

 

После сего иерей, свив покровы дискоса и священной Чаши, полагает их отдельно, на одной стороне святой Трапезы. Так и сударий, особо будучи свит, лежал в гробе и виден был по Востании Христове с другими погребальными саванами.

Воздух же, означая до сего времени плащаницу, «емлется от диаконя рама» и получает здесь значение того великого камня, который Иосифом привален был ко двери гроба; посему этим воздухом и покрываются Святые Дары. Святой Герман говорит: «Верхний покров, или воздух, употребляется вместо камня, которым Иосиф утвердил гроб и который запечатан был Пилатовою стражею».

 

ДВЕРИ ЦАРСКИЕ
И ЗАВЕСА ЗАТВОРЯЮТСЯ

 

При сем иерей затворяет двери горние и дольние, т. е. завесу и врата; затворением Царских врат означается сошествие Иисусово во ад, задергиванием же завесы – кустодия, или стража, которую иудеи приставили ко гробу Иисуса, да не како пришедше ученицы Его нощию украдут Его (Мф. 27, 64). Звездица остается над дискосом в ознаменование печати, которую, по укреплении гроба, положили на камне. Каждение же иерея означает ароматы, смирну и алой. Все эти объяснения заимствованы у святого Германа, который в заключение говорит: «Итак, вот Христос распят, гроб утвержден, жизнь погребена, камень запечатан».

Затворение Царских дверей, покровение Святых Даров и потом открытие их святитель Симеон Солунский уподобляет сокрытию и откровению таинственных дел Божиих. В гл. 80, о храме, он пишет: «Божественные Дары, положенные на священной Трапезе, покрываются – в ознаменование того, что Иисус сначала не всеми был познан, и что, даже воплотившись, не отступил от сокровенного Божества и промышления, но всегда есть так же непостижим и неисследим, и в той мере может быть познан нами, в какой благоволит открыть Себя». И далее: «По входе иерея в алтарь затворяются двери, ибо не все достойны видеть Таинства, но одни только совершители. Так и между ангельскими чинами первые непосредственно приобщаются Божественного света, вторые – через первых, а последние – через вторых. Подобно этому и в Церкви иерарх непосредственно приближается к священной Трапезе, священники и служители – через него; а через иереев и служителей приобщаются страшной Литургии и священных песней и миряне».

 

§ 31

СВЯЩЕННИК ПРОСИТ
МОЛИТВ ДИАКОНА

 

«Помяни мя, брате и сослужителю», – здесь уже не диакон, но иерей, приступая к священнодействию, просит у диакона молитв о себе и поминовения. Ибо иерей чувствует свое недостоинство и исповедует необходимость помощи других, когда побуждает его молиться за себя. О том же самом просит и архиерей священников и диаконов. Святитель Симеон (в гл. 82, о храме) поясняет: «Архиерей, наклонившись, просит всех молиться за него; ибо он знает и сам себя и трепещет и ужасается предстоящего ему дела, и исполняет слово апостольское, что нужно исповедать друг другу согрешения и молиться друг за друга. И, как человек, сам о себе не дерзает молиться».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

     

 

ОПРОС ||
Святые мощи – источник благодати

    


     1. Слышали ли Вы о т. н. екатеринбургских останках, якобы принадлежащих святым Царственным Мученикам, которые захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга?


     да – 98%; нет – 2%

 

     2. Знаете ли Вы, что Русская Православная Церковь не признает екатеринбургские останки царскими?


     да – 91%; нет – 9%

 

     3. Согласны ли Вы, что мощи святой Царской Семьи в случае обретения стали бы источником великого множества благодатных чудес?


     да – 100%

 

     4. Согласны ли Вы, что убийство Семьи Императора Николая II и уничтожение монархии в России послужило началом построения «нового мирового порядка» антихриста?


     да – 100%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник