ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Свидетельство веры искренней

 

 

Бракосочетание совершилось в придворном соборе Зимнего дворца. При входе в собор Государь и невеста его были встречены митрополитом Петербургским Палладием с крестом и святой водой. Во время Божественной Литургии в этот день Государь и его невеста исповедались и приобщились Святых Христовых Таин. Когда Государь встал на приготовленное место на возвышении, вдовствующая Императрица ввела туда же его невесту Великую Княжну Александру Феодоровну и, оставив ее на возвышении, возвратилась на свое царское место. Таинство Брака совершали протопресвитер Иоанн Янышев, протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский и придворное духовенство. После окончания Бракосочетания митрополит Палладий с членами Святейшего Синода и придворным духовенством совершил благодарственный молебен с коленопреклонением и, когда разнеслась по храму священная песнь: «Тебе Бога хвалим», – с бастионов Петропавловской крепости загремел пушечный салют из триста одного выстрела. По окончании молебна высокопреосвященный митрополит Палладий благословил августейших новобрачных святыми иконами.

По поводу сего давно желанного и радостного события Государь обратился к народу со следующим манифестом: «Благословением Божиим совершилось сегодня в соборной церкви Зимнего дворца, в присутствии духовных и светских особ, Бракосочетание наше с возлюбленной невестой нашей, благоверной Великой Княжной Александрой Феодоровной.

Посреди глубокой скорби (имеется в виду кончина Александра III, – примеч. ред.), коей преисполнены сердца наши и всех верных сынов России, да будет день сей светлым вестником упований народных на продолжение к нам милости Божией в наступившее новое царствование. Помышляя о судьбах его, сочли мы за благо не отдалять совершение сердечного желания нашего, священного к нам завета в Бозе почившего родителя и радостных ожиданий всего народа – да укреплен будет Таинством Святой Церкви благословенный родителями нашими брачный союз наш.

Все верные подданные наши соединятся с нами в молитве, да ниспошлет Господь благословение союзу нашему и дарует нам, во благо России, то же безмятежное счастье, коим благословен был в доме своем незабвенный наш родитель, к назиданию и утешению всего народа».

Не говорит ли все это ясно о глубокой религиозности молодого Государя? Он не стыдился перед маловерной Европой прослыть верующим человеком, в отличие от многих. Он перед вступлением на престол и священным Браком очистил свою совесть покаянием и соединился со Христом через святое приобщение Его Страшных и Животворящих Таин. <...>

Этим молодой Царь не ограничился. Он украсил свои брачные венцы делами любви и милосердия, излив свою милость особенно русскому крестьянству. Было большое прощение долгов, а долги, происшедшие до 1866 года, оставились вполне. Не были забыты и другие сословия. Получили облегчение и прощение несчастные и страждущие в темницах заточенные. Вложен был особый фонд на выдачу вспомоществований и пенсий нуждающимся ученым, литераторам, писателям и учащимся, лицам, которых можно назвать «солью земли», вносящим свет правды и истины в умы и сердца народа. <...>

Так он начал свое царствование...

 

Игумен Серафим (КУЗНЕЦОВ)

 

Православный Царь-Мученик.
М., 2000.

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и у современных авторов.

 

 

10. НЕОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБВИНЕНИЯ В ТОМ, ЧТО МЫ ОСТАВИЛИ
БЕЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛ КОРОНАЦИИ И НЕПРАВИЛЬНО
ПОНИМАЕМ СМЫСЛ СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ

 

Насколько симфония властей имеет великое значение для народа, мы показали в «Русской Идеологии», говоря о причине падения Византии. Здесь приводится выдержка из «Четьи-Минеи» за 14-е число июня, которая представляет собою свидетельство о попущении Господом гибели Византийского государства именно за то, что его возглавители – иконоборческие Императоры – попрали своей абсолютистской властью основы симфонии властей, уничтожая Православную веру и святые каноны (см.: Русская Идеология. С. 140).

В нашей книге свидетельствуется о глубоком значении симфонии властей для русского народа, когда указывается, какие великие милости на него изливал Господь чрез святого благоверного Князя Александра Невского, московского Великого Князя Димитрия Донского, благоговейного почитателя преподобного Сергия Радонежского, и Царя Феодора Иоанновича. Получению этих милостей от Бога – избавлению Им русского народа от великих бед – содействовали эти возглавители Российского государства тем, что свято осуществляли симфонию властей, т. е. защищали Православную веру и почитали Святую Церковь (см.: Там же. С. 31–34).

О том же значении симфонии властей говорит наша книга и тогда, когда мы обращаем внимание на совершенное уничтожение этой симфонии Петром I его самодержавно-абсолютистскою властью как на период жизни русского народа, с которого по преимуществу началась гибель России (см.: Там же. С. 148).

В нашей книге весьма подробно говорится о великом значении симфонии властей для русского народа: «Т. к. оцерковление русского народа имело своим источником истинную самодержавную власть в ее отношении к Церкви на основе симфонии властей, а расцерковление его было не чем иным, как нарушением этой симфонии царской властью, которая в таком случае уже теряла истинный характер, то можно сказать, что борьба Патриарха Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии. Борьба Патриарха была направлена к тому, чтобы Русское государство возглавлялось царскою истинно самодержавною властью, при которой только и возможно осуществление симфонии властей и, следовательно, процветание Церкви и государства силою Православной веры» (Там же. С. 184–185).

Чтобы покончить с возражениями автора критического отзыва, направленными против якобы неправильного понимания нами смысла симфонии властей, мы должны остановиться на его заявлении, что наша книга – «это не русская идеология, а сочинение на тему об отношении Церкви и государства» (К учению о Святой Руси. С. 97).

Действительно, мы много говорим в своей книге об отношении Церкви и государства, но, как свидетельствует самое ее содержание, она вся проникнута мыслью о русской идеологии или религиозно-нравственном идеале русского народа, который он ранее воплощал в своей жизни и потому благоденствовал; от которого он отступил и потому впал в величайшие несчастья, и к которому должен вернуться, если желает возрождения России.

Кроме того, в том отношении между Церковью и государством, о котором нами говорится, – и выражается русская идеология. Строго говоря, о взаимном отношении Церкви и государства в лице их властей мы говорим в одной – шестой – главе книги, в которой излагается и объясняется теория симфонии властей (см.: Русская Идеология. С. 127–146). Но и в самой этой главе мы говорим о симфонии властей потому, что только при ее наличии, если, разумеется, будет у нас царская истинно самодержавная власть, возможно осуществление русской идеологии, что то же – возрождение России (см.: Там же. С. 127). Таким образом, на симфонию властей, при наличии истинной самодержавной власти Царя, мы смотрим как на средство достижения русской идеологии и возрождения России (см.: Там же. С. 126, 155).

 

Архиепископ

Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см в след. номере.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник