ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О званных на вечерю

14/27 декабря – Неделя 30-я по Пятидесятнице, святых праотец

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Христос раждается: славите! Христос с Небес: срящите! Христос на земли: возноситеся!»

В день Рождества Спасителя мы с сердечной радостью будем славословить появление в нашем темном и жестоком мире Светлого Разума, Который озаряет наш жизненный путь дарованием нам ясной и благой цели. Ибо Христос грядет скоро, чтобы судить землю, впустив на Свою вечерю любви только избранных, ожидавших в терпении Его Второго Пришествия. Время устремляется к вечности. И путеводная Вифлеемская звезда, сияющая над миром вот уже более двух тысяч лет, продолжает вдохновлять нас на подвиги поста и молитвы. Не изведав вкуса самоограничения, не испытав тяготы воздержания, мы не сможем почувствовать и праздника. А впереди у нас большое искушение – светский Новый год, который может лишить нас светлой радости Рождества Христова. Уже сегодня нам надо продумать до последних мелочей, как отстраниться в эту ночь от всеобщего пьянства и безумия.

Наши прародители Адам и Ева сразу же после грехопадения, еще в Раю, получили Божие обетование, что в их потомстве родится Спаситель, Который избавит людей от бедственного положения. Он победит врагов рода человеческого – диавола и смерть, и освободит всех от рабства греху. А затем призовет, уже свободных, на вечерю любви – в Царство Божие. Бог пообещал прародителям, что семя жены сотрет главу змия (см.: Быт. 3, 15). Со страхом и трепетом согрешившие люди внимали этим таинственным словам Творца Вселенной, они запали им памяти, проникли в их сердца и стали своего рода маяком, светочем, смыслом жизни. И вот сегодня мы вспоминаем потомков Адама и Евы, которые хранили обетование Господне в своей памяти, терпеливо ожидая его исполнения. Это были святые праотцы, научающие нас твердой вере в Бога.

Но, кроме сих святых избранников Христовых, сегодняшняя евангельская притча повествует и о других людях – званых, но не избранных. Восхищаясь верой и мужеством ветхозаветных праведников, святых праотцев, через которых исполнялось слово Божие, Евангелие показывает нам и их современников, избравших иной путь. Эти люди, хотя и считали себя верующими и ожидали обетованного Спасителя, однако, когда Он пришел, не вняли Его зову в Царствие Небесное, потому что слишком возлюбили царство земное. Итак, в нынешнем чтении один и тот же ветхозаветный Богоизбранный народ разделяется на верующих и неверующих в обетование Божие о Спасителе и в свое избранничество – служение Божественному Закону.

Сказал Господь притчу: Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! Исполнено, как ты приказал, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк. 14, 16–24).

Мессианское приглашение на Божественную трапезу в Царство Вечное отвергнуто иудеями. Отвергнуто, как сказано в притче, из-за «уважительных» причин – земных дел.

В основание всей жизни Бог положил таинство любви между Собой и Своим Творением. Отказавшись от любви Божией, человек неизбежно теряет и смысл жизни, и свое счастье. Но, в отличие от людей, Бог от Своей любви не отказывается. И, хотя Он был оскорблен таким отвержением, но это не умалило Его безпредельного милосердия к Своему падшему созданию. Господь начал заново учить людей истинной любви, и для ее стяжания дал заповеди, исполнение которых возвращает потерянное счастье. Наиглавнейшая из них – возлюби Господа Бога Твоего… (Мф. 22, 37) – стала краеугольной, без которой жизнь невозможна.

Как же люди ответили на Божий призыв? Об этом рассказывает притча, где под Человеком, сделавшим ужин, подразумевается Сам Господь Бог, а его верный слуга – это и есть святые праотцы и пророки Ветхого Завета. Люди же, званные на вечерю – это иудеи, книжники, фарисеи, законники, богатые начальники, – те, кто считал свое место на трапезе обезпеченным по праву избранничества. А те, кто пришел на ужин – нищие, увечные, хромые и слепые, – это простой народ, и не только иудеи, но и множество язычников – все, кто искал правду и верил в справедливость. Вечерняя трапеза – ужин, который готовится в конце дня, означает завершение ветхозаветных времен. Звучит приглашение на Тайную Вечерю, в Царство обетованного Мессии.

И вот, мы видим, как гордость житейская, похоть плоти и похоть очей (см.: 1 Ин. 2, 16) приводят к пренебрежению Божественной любовью.

Один человек отказывается идти на трапезу любви Господней потому, что он купил землю, источник материального благополучия. И Бог Своим предложением только мешает ему, отвлекая от важных дел – теперь ведь нужно все рассчитать и распланировать, тут не до приглашений...

Другой купил пять пар волов: их надо испытать, накормить, обезпечить уход, чтобы они приносили пользу, прибыль, достаток. Он так увлечен стремлением к экономическому успеху, что для Бога у него просто нет времени.

А третий – он наконец-то женился, обрел долгожданное личное счастье. Он веселится на пиру земной любви и никакой другой любви знать не желает.

И вот все они, словно сговорившись, лицемерно отказываются от Божиего призыва и извиняются, оправдываясь  своими «вескими» причинами. Т. е. избранные люди отрекаются от избранничества и лишаются спасения. Диавол обманул и обольстил их земным благополучием, душевным или вещественным, и поэтому о чем-либо ином, даже вечном, они уже не помышляют. Земное им теперь ближе и дороже Небесного. И получается, что не Бог отвергает людей, а люди отвергаются Своего Создателя.

И вот, этот некогда избранный Богом народ избирается диаволом и становится богоубийцей. Великую тайну благочестия (см.: Тим. 3, 16) – явление Бога во плоти, Рождество Христово – отец лжи подменяет тайной беззакония (см.: 2 Фес. 2, 7) – подготовкой воцарения антихриста.

Так на примере греха богоотступничества израильского народа Христос предупреждает народ христианский об опасности диавольского искушения земными благами. А сатанинский обман всегда основан на гордыне. Разжигая эту страсть в человеческом сердце, будь то ветхозаветный служитель храма или христианский богослов, диавол всеми силами способствует падению, стремясь довести человека до отречения от Бога.

Далее, внимая притче Христовой, мы узнаем, что Хозяин дома, разгневавшись на званых, сказал Своему рабу: «Иди скорее по улицам и переулкам и приведи сюда нищих, хромых и слепых!»

Повеление «идти скорее» означает, что время не терпит, надо спешить, до начала великой трапезы осталось совсем недолго. Бог не хочет, чтобы человек разочаровался и проклял свою жизнь, когда опоздает откликнуться на призыв ко спасению и что-либо исправить будет уже невозможно. Он ждет нашего обращения и желает, чтобы мы наследовали Жизнь Вечную. А время течет, не останавливаясь, исчезая в океане вечности. И никому из нас не избежать окончания своих земных дней. На наших глазах оставляют эту скоротечную жизнь наши родные и близкие. Жизнь – одно мгновение, «и вся сия смерть приемлет» (Из погребальной стихиры). И уже не для них сегодня звучит глас Божий и голос святых праотцев, призывающий на вечерю Господню. Они были в числе званых, но кто из них стал избранным, нам пока не дано знать. Стоит задуматься и даже устрашиться: время убывает, а мы все еще не решаемся оторвать свое сердце от земного, от призрачного житейского счастья. Пока мы еще званые, но будем ли среди избранных? Ибо много теперь христиан по имени, но далеко не все они живут по-христиански.

 

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

     Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что нашу газету можно приобрести в Москве по следующим адресам:
    1. Черниговский пер., д. 9/13, стр. 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. «Третьяковская»);
    2. Ул. Шкулева, д. 17 А, «Ка­за­чья лав­ка» (м. «Волж­ская»).
    
В Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник