ТВОРЧЕСТВО | ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ | СТРАНИЦА 6 |
Лариса КУДРЯШОВА
Лариса Кудряшова – талантливая русская поэтесса, ныне проживающая в Санкт-Петербурге. Первый опыт ее духовных стихов – книга «Свет святого Валаама» – была издана в Риге в 1999 году Русской Православной Церковью. Позже на вошедшее туда стихотворение, давшее имя всему сборнику, московским певцом и композитором Игорем Петровым была написана и исполнена песня (см.: http://youtube.com/watch?v=Lw4GjhE8gV4). Недавно ее включил в свой репертуар Праздничный хор Свято-Преображенского Валаамского монастыря. С 1999 по 2015 годы в православном издательстве «Сатисъ» вышли следующие книги Ларисы Пахомьевны: «Предстою пред Господом», «Между ранним и поздним дождем», «Время исповедания», «От Рождества до Воскресения», «Навстречу Пасхе». Предлагаем к прочтению интервью поэтессы нашему изданию.
– Лариса Пахомьевна, первый вопрос традиционный. Расскажите, пожалуйста, о себе. Где Вы родились, чем занимались Ваши родители? Были ли в роду люди, так или иначе связанные с литературой или иными видами искусства?
– Я родилась в Латвии. В роду писателей не было. Но священники, монахи, иконописцы, художники есть. Мама была тонким творческим человеком. Искусная мастерица и большая рукодельница, она помнила многие духовные русские стихи и старинные народные песни. Владела и редким знаменным крюковым пением...
– Когда Вы написали свои первые стихи, как осознали, что это не просто увлечение, занятие для души, а жизненное призвание?
– Сколько себя помню, писала стихи, не думая о какой-либо причастности их настоящей поэзии. Все было просто и естественно. Недаром говорят, что поэзия – это состояние души.
– Что такое искусство в Вашем понимании? Именно искусство в широком смысле. Сегодня некоторые секулярные ученые-антропологи говорят, что загадка происхождения искусства для них не менее сложна, чем вопрос возникновения жизни из неживой материи. Они не могут понять, откуда у человека вечное стремление к красоте и гармонии. Как бы Вы ответили на этот вопрос?
– Искусство – это изображение, отображение, художественное воплощение созданного Господом мироздания и человека в нем.
Сотворенные Богом по Его образу и подобию люди тянутся к своему Творцу – Источнику красоты, любви, света и правды. Неосознанно тоскуя о Небесном Отечестве, мы и в земном ищем отблески Небесной вечной гармонии, чистоты, совершенства.
– А что такое поэзия, какое место она занимает среди других видов и жанров искусства? Некоторые прозаики и литературоведы утверждают, что проза по рангу выше поэзии, потому что свободна в форме выражения мыслей и чувств, т. е., в отличие от поэзии, не связана рамками ритмики и рифмы...
– Поэзия – самая удивительная и таинственная область художественного слова. Она зарождается в сердце и обращена к сердцу. Это наиболее образный и эмоциональный вид литературного искусства. Истинная поэзия мелодична. Каждое стихотворение – это песнь. Ритмика, являющаяся главной особенностью поэтической речи и ее основой, не только не ограничивает возможность передачи чувств и мыслей во всей полноте. Напротив, она сообщает им необыкновенный простор и глубину, требуя особой гибкости, емкости, предельной точности и насыщенности слова. В стихах не может быть лишнего, ненужного не только слова или слога, но и звука. Иначе нарушится гармония. Поэту нужно уметь передать «всю мира боль и сердца муку и ни на букву не соврать». При этом поэзия не нуждается, как проза, в сюжете, композиционных завязке, развязке и кульминации; не скована хронологией событий; а стремление к точному и подробному повествованию в ней скорее будет показателем отсутствия вкуса. Это редкий вид искусства, в котором нет правил, в поэтической речи допустимы даже отступления от грамматических норм языка. В то же время она настолько выразительна, что большой прозаический роман может уместиться в четырех стихотворных строках.
– Где Вы учились, как повлияло полученное образование на Ваше творчество? Как Вы считаете, необходимы ли поэту специальные филологические навыки? Помогают они или мешают (некоторые считают так), либо же сам по себе поэтический дар и литературное образование – понятия относительно друг друга нейтральные?
– Я закончила филологический факультет (русский язык, литература и история) Даугавпилсского педагогического университета. Благодарна своим преподавателям не только за то, как они вели нас по огромному миру литературы, но и за то, что заметили во мне эту возможность поэтического слова, очень укрепили, поддержали, помогли.
Одно лишь филологическое и даже специальное литературное образование не дает человеку таланта. Раздаятель талантов – Господь. Но творчество строится не только на одаренности. Поэт должен мастерски владеть внешней материей, орудием поэзии – словом. Знание языка – от грамматики с фонетикой до стилистики – необходимо. Ведь, как сказано в Писании, если труба издает неопределенный звук, то кто услышит ее и станет готовиться к сражению? (см.: 1 Кор. 14, 8). Достигается мастерство, умение, техническое совершенство – обучением, работой. От образования зависит не только углубленное знание языка, но и художественный вкус, чувство меры, стиля, навыки работы с текстом, его анализа, оно расширяет кругозор, развивает образное мышление.
Есть и другая сторона творчества, без которой невозможно создать истинное произведение искусства – за невидимым разглядеть видимое и, наоборот, в вещественных предметах – внутреннюю глубину, сокровенный смысл. Из этого сердечного прозрениярождается духовный опыт. И если талант – инструмент, врученный человеку Богом, то что на нем исполнит обладатель этого дара – зависит только от него самого. Что разглядит его сердце, что накопила его душа? Без наличия богатого внутреннего мира таланту будет нечего сказать. Поэтому такому созерцанию, соответствию поэт учится всю жизнь.
– Кто из классиков и современных поэтов и литераторов Вам наиболее близок? Есть ли среди них те, кого Вы считаете своими учителями и наставниками? У Вас свой собственный, индивидуальный стиль, но существуют ли авторы, на которых Вы стремитесь равняться в плане мастерства и глубины содержания?
– В разное время удивляли, потрясали, трогали очень разные поэты. Всегда неизменным авторитетом была и остается русская классическая поэзия. Это образец, это школа, это вдохновение. Она – и поэт, и музыкант, и пророк, и мудрец, и воспитатель. Пронизанная верой в Бога и любовью к Отечеству, она веками формировала национальное самосознание. Русская поэзия никогда не была безсмысленной и безпредметной. У нее нужно учиться не только языку, образности, художественному вкусу, но и художественной совести. Она исполнена глубокой ответственности перед Богом и народом.
Последние два десятилетия основное и главное чтение – духовная православная литература. «Невидимая брань», «Отечник», труды святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), владыки Иоанна (Снычева), игумена Никона Воробьева и иных святых и подвижников благочестия стали настольными книгами. Конечно, Священное Писание – Евангелие и Апостол, Жития святых, святоотеческие творения – это не только и не столько чтение, сколько необходимое руководство к жизни и спасению. Но как же наше духовное православное слово глубоко и образно!
Люблю православную поэзию. Иные скажут: а существует ли таковая? Ведь единственным мерилом ценности, единственным критерием подлинности и значимости художественной литературы признана именно художественность. Т. е. – образность, облеченная в отточенную форму и выражающая глубокий смысл. Хотелось бы, чтобы современная литература была и высокохудожественной, и освященной Духом Истины. Но сегодня нет литературы, проникнутой единым духом и служащей единым целям. Есть низкопробное бульварное чтение, удовлетворяющее примитивные запросы развлечения и потехи, безстыдное и безбожное. Есть книги, повествующие о более глубоких и серьезных вещах, но без Христа, отвечающие гуманистическим общечеловеческим ценностям и взглядам. Существует и прямо антихристианская, антиправославная литература, агрессивная и кощунствующая, которая ныне поднимает голову все выше. Кроме того, читателя накрывает шквал модернистских течений с их новаторскими формами, обезсмысливающими слово. И, наконец, – жадное стремление навязываемой сегодня человечеству новой цивилизации заменить слово цифрой, т. е. изменить сознание человека.
Но среди этого громкого и бурного литературного потока сохраняется, милостью Божией, островок художественной литературы, исповедующей вечные ценности святого Православия. Сомневаться можно только насчет термина, но сам факт существования православной литературы сегодня неоспорим. Иными словами – православная литература есть не часть, не подраздел словесного искусства, но подлинное искусство – именно православное, осененное духом Евангелия.
Окончание см. на стр. 7