ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Пение Символа веры

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 34

АРХИЕРЕЙ ПОД ВОЗДУХ ПРЕКЛОНЯЕТСЯ

 

Архиерей же преклоняется под воздухом в показание того, что он спогребается Христу, да и совоскреснет с Ним. Почему тот воздух и переносят священники над главою архиерея, как бы уже спогребшегося. А народ тогда возглашает Символ Православной нашей веры, т. е. «Верую во единаго Бога…» и прочее до конца. Ибо важнейшее таинство нашей веры есть смерть и Воскресение Господа Бога Спаса нашего. Диакон, наблюдая все сии движения и действия, совершаемые в алтаре, и стоя на амвоне, когда видит, что завеса явным образом отверзается к Восстанию Христову, проповедует о том людям словами – «Двери, двери», т. е. отверзаются двери, Гроб Христов заключавшие, и Христос имеет восстать.

Это самое святой Герман доказывает хотя не настоящим, но скоро затем следующим действием: «Подходит в белой ризе ангел и отваливает рукою камень от Гроба, показывая своим видом, взывая трепещущим голосом и через диакона возвещая тридневное Восстание». По поднятии завесы диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом» и проч.

 

 

ВХОД ВО СВЯТАЯ СВЯТЫХ
ПО ОТКРЫТИИ СВЯТЫХ ДАРОВ

 

После покрытия Святых Даров, во время просительной ектении, священник в молитве Златоустого молился: «Сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы и жертвы безкровныя о всех людех Твоих» и проч., и в молитве Василия Великого: «Даровавый нам Небесных Таин откровение, да будем достойни приносити Тебе словесную сию и безкровную жертву» и проч. Посему, когда отверзается завеса, открывается и воздух, покрывавший Святые Дары; этим означается не только то, что Христос восстал из Гроба, но и то, что Таинства Святых Даров, для нашего спасения прежде всех веков сокровенные в непостижимом Божием Совете и через Христа Господа совершившиеся, по Восстании Христове открыты и делаются нам известны. В знак этого и завеса, преграждавшая Божественные Дары, отверзается. Диакон возвещает об этом людям словами «Двери, двери» и проч., т. е. ныне мы чрез воскресшего Христа обретаем дерзновение и находим отверстые двери для вступления во святая святых, где, т. е. на святом Престоле, все Тайны, которые и в Символе тогда же проповедуются, отселе и очами зримы, и руками священнодействуемы бывают.

В подтверждение такого мнения служат, кажется, слова святого Германа: «Завеса отверзается согласно со словами апостола: „Яко имамы дерзновение входити во святая Кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, егоже обновил есть нам Завесою, сиречь Плотию Своею, и Иереа велика над домом Божиим“ (Евр. 10, 1921)». И Симеона Солунского (в гл. 98): «Потом (после Херувимской песни) двери затворяются, потому что высокое недоступно зрению низших и дольнейших, и Тайны не для всех ведомы. Потом двери (завеса) отверзаются, т. к. видение в различной степени будет открыто преуспевающим и совершеннейшим; и при произношении вслух всех исповедания и общем всеми повторении Символа, через целование совершается любовь и единение между ангелами и людьми: и Иисус, лучшая Жертва, становится Посредником всех святых; и Иереем священнодействующим и священнодействуемым, и соединяющим все и соединяемым со всеми».

Как воздух, держимый и колеблемый, под которым архиерей, преклоняясь, спогребался Христу, да и совоскреснет с Ним, в первом действии означал отваление камня, землетрясение и бегство стражей, так и во втором действии открытие и держание того же воздуха Симеон Солунский (гл. 83, о храме) относит к тому же откровению Святых Таин и потому говорит: «Держат же священный покров над Дарами до окончания священного Символа, потому что все, относящееся ко Христу, должно исповедывать чисто, чтобы таким образом непокровенно видеть Его».

 

 

«ПРЕМУДРОСТИЮ ВОНМЕМ»

 

Отсюда можно понять, что именно по причине этих двояких действий, одновременно совершаемых в алтаре, диакон упоминает не об одних дверях, но о двух, т. е. говорит: «Двери, двери». Последние же слова – «Премудростию вонмем» – частию относятся к тем же словам «Двери, двери», или к тем же двум действиям, тогда же совершаемым в алтаре; т. е. вонмем мы, что отверзаются одни двери к Восстанию Христову, а другие – ко вступлению нашему во святая святых; а частию те же слова относятся к следующему Символу веры. Ибо, что в алтаре совершается в действиях, то же самое и на ликах (клиросах) выражается словами. «Премудростию», т. е. Сыном и Словом Божиим. Святой Герман говорит: «„Премудростию“, т. е. Сыном и Словом Божиим, вникнем в премудрость Божественного Символа, изложенного святыми и богоносными Отцами, и „вонмем“, дабы охотно и разумно с умом умиренным приступить к таинственной Жертве».

 

 

«ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА…»

 

Таким образом, во время всех тех совершаемых в алтаре действий на ликах произносится самая приличная песнь, т. е. сей священный Символ. Святой Герман говорит: «Божественный Символ Православной веры положено произносить для того, чтобы из него было ведомо всем, что Единый от Святой Троицы, Единородный Сын и Слово безначального Отца, ради нашего спасения соделался человеком, воплотившись от Святой Богородицы, быв распят, погребен и воскрес. По Божественным Его заповедям мы совершаем это, чтобы не словом только, но и делом всегда действовать ко спасению своему».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

     

     Газета «Православный Крест» предлагает разместить на своих страницах информацию о Вашей деятельности. Издание выходит два раза в месяц, имеет читателей на территории России и стран бывшего СНГ. Сотрудники отдела рекламы и распространения «ПК» готовы ответить на Ваши вопросы по телефонам: 8-915-444-53-72, 8-980-511-08-59.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник