СЛОВО ПАСТЫРЯ | ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ | СТРАНИЦА 2 |
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
По прошествии сорока дней после Рождества Христова мы вспоминаем Сретение Господне, встречу в храме младенца Христа со святым старцем Симеоном Богоприимцем. Это праздник встречи Ветхого Завета с Новым, человека – с Богом. В облике старца Симеона и пророчицы Анны ветхозаветное человечество сретает людей Нового Завета – Пресвятую Богородицу и Ее Божественного Сына, Богомладенца Иисуса Христа. Так повелевал закон Моисеев: всякого первородного сына должно было приносить в храм и посвящать Богу, т. е. по достижении определенного возраста отроку предписывалось оставить родительский дом и служить при храме Господнем.
Но этот закон смягчался заместительной жертвой, состоявшей для бедных семей из двух горлиц или двух птенцов голубиных. И вот Матерь Божия пришла в храм, чтобы принести эту символическую жертву, которая потом воплотилась в жертве Ее Сына на Голгофе.
Долгую жизнь прожил старец Симеон. Апостол Лука повествует об этом так: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 25–35).
Как прекрасен этот святой старец с Ребенком на руках и как необычны и странны его слова: «Наконецто видят очи мои спасение Твое, Господи! Теперь Ты можешь отпустить меня из этой многострадальной жизни, разрешить от этого долгого ожидания, от которого изнурились мои душа и тело! Я держу на руках Того, Кто управляет всем мирозданием и Кто открывает Мне ныне Вечную Жизнь»!
Вот смысл человеческой жизни – встретить Христа. Из праздника Сретения мы должны почерпнуть добрый опыт ожидания. Казалось бы, чаяние обетованного Мессии тогда буквально витало в воздухе: израильский народ предчувствовал Его скорое появление. Но, как ни парадоксально, это лишь затрудняло для старца Симеона веру именно в Того Избавителя, Которого Бог посылал на землю для спасения людей. Ведь вожди израильского народа – и духовные, и светские – готовились встретить совершенно не такого Мессию, Который будет лежать на дрожащих старческих руках. Они ожидали великого Царя – завоевателя мира, коему надлежало воспитываться и обучаться у самых лучших раввинов, жить вдали от народа во дворцах Царей иудейских. Именно поэтому, видя духовное заблуждение окружавших его людей, Симеон так страдал.
Духом Святым старец познал, что Этот Младенец, изза Которого его жизнь продолжалась до 300 лет, может продлить ее и еще. Но земное бытие после встречи с обетованным Спасителем стало для него уже чемто состоявшимся в смысле исполнения своего предназначения. Главная жизненная задача, которую святой богоприимец в молодости получил от Господа через явление ему Ангела – увидеть и засвидетельствовать пришествие в мир Мессии – решена. Пророчество Исаии, в котором он усомнился, когда переводил Ветхий Завет на греческий язык по заказу Императора Птолемея – пророчество, гласившее, что некая Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 23) – свершилось. Рассудив, что дева – не познавшая мужа – не может родить и, значит, в Священное Писание закралась ошибка, Симеон решил перевести слово «дева» как «жена». Но лишь только он обмакнул перо в чернила, ему предстал Ангел и произнес: «За то, что ты усомнился в этом пророчестве, ты не умрешь до тех пор, пока своими глазами не увидишь его исполнение». И вот теперь Сам Богомладенец, лежащий на его руках, благословляет его неземным миром. Всю свою долгую жизнь он терпеливо ждал этого момента. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, – возвестил Симеон об исполнении своего ожидания, – ибо видели очи мои спасение Твое (Лк. 2, 29). Теперь он может спокойно отойти в вечность и первым принести в мир усопших добрую весть, что видел на земле Бога, пришедшего во плоти, дабы разрушить царство смерти и утвердить Царство Жизни. И смерть теперь ему не страшна, ибо он прижимает к своей груди Само воплощенное Безсмертие. И отныне эта Симеонова радость становится радостью для всех людей, светом откровения о том, что жизнь каждого человека может соделаться такой же встречей с Богом, сретением и обретением Жизни Вечной.
Множество людей находилось в храме, когда Матерь Божья принесла туда Своего Младенца, но никто, кроме праведного Симеона и пророчицы Анны, не увидел во Христе обетованного Сына Божия. Духовные очи народа еврейского сомкнулись изза их гордыни, изза ложных идей, пропаганды книжников и фарисеев, обмана архиереев и старцев людских, которые исказили представления о Мессии и подменили образ обещанного Богом Спасителя мира в угоду своим национальным амбициям. Еврейское священноначалие как бы даже не замечает события Рождества Христова, а теперь вот и Сретения Господня. Они не слышат Симеона Богоприимца и пророчицу Анну. Они, таким образом, не распознают знамений времен и событий пришествия Мессии. Позже Христос открыто обличит их нарочитую духовную слепоту, назвав их слепыми вождями слепых. И мы видим, что первое пришествие в мир истинного Христа они не приняли.
Сегодня сложилась точно такая же ситуация. Никогда у людей по всей земле еще не было столь ясного предчувствия приближения того, что называется концом света. Но нынешние – новозаветные – книжники, фарисеи и саддукеи настолько боятся наступления последних времен, что пытаются искажать, перетолковывать смысл знамений, о которых предупреждал Христос. И вскоре, вероятно, они усилят свои старания, чтобы в соработничестве со светскими властями заставить народ изменить духу Христову, встать на путь соглашательства и лояльности с духом мира сего. Но Спаситель не оставил нас в неведении, дабы мы не обманулись и не погибли. Господь недвусмысленно предупреждает, что дружба с этим миром есть вражда против Него. И вот мы – свидетели начала всемирных войн, того восстания народа на народ, о котором говорится во святом Евангелии как о знамении перед концом времен. И только если мы сохраним в себе дух Христов – дух долготерпения в ожидании, то, подобно Симеону Богоприимцу, увидев своими очами апокалиптические события, не станем бояться исполнения обетований Божиих, а, напротив, возрадуемся приближению великой и славной встречи с Господом.
К сожалению, страх житейских лишений многим сейчас застилает глаза и запечатывает рты и уши. И поэтому подчас даже верующие, называющие себя христианами, на самом деле представляют собой лишь сборище боязливых людей.
К счастью, Господь все еще терпит нас и ждет от нашей кровью умытой Руси осознания и покаяния в грехах предательства и отступления от Бога, Царя и Отечества.
В феврале 2013 года в ответ на просьбы и воззвания православных людей на Архиерейском соборе была утверждена официальная позиция Церкви о том, что новые технологии учета и обработки персональных данных для православных христиан имеют религиозное значение, ибо они связаны с обязательным присвоением человеку личного номера, т. е. пожизненного персонального цифрового идентификатора. И только наличие оного уже в недалеком будущем обезпечит доступ ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Если же человек не примет этот номер и откажется использовать его, то произойдет то, о чем пророчествовал в Откровении Иоанн Богослов, повествуя о начертании антихриста: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание (Откр. 13, 16–17). Начертание антихриста – это цифровой номер или личный код – несменяемый, пожизненный и посмертный, присвоенный человеку. А в 14й главе той же божественной книги содержится предупреждение о том, что кто принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией <…> и будет мучим в огне и сере <…>, и дым мучения их будет восходить во веки веков (Там же. 14, 9–11).
Сейчас, в 2016 году, это начертание существует пока в виде СНИЛСа – страхового номера индивидуального личного счета. Но оно уже внедряется в универсальные электронные карты и, как мощное средство подавления воли человека, затем войдет в паспорта «нового поколения», содержащие также сведения о биометрических параметрах людей.
На сегодняшний день позиция Церкви однозначна: основываясь на конституционных правах (ст. 28, 29 Конституции РФ), православные люди не желают принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности, личными кодами, штриховым кодированием и разными личными номерами – именно по религиозным мотивам.
В конце официального документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», подписанного Святейшим Патриархом, нам всем дано истинно пастырское предупреждение о несовместимости новых законов и технологий с верой Христовой. Пункт 6 документа гласит: «Если ограничение духовной и религиозной свободы, осуществляемое средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законы, обязательные для исполнения, станут несовместимы с заповедями Христовыми, – наступит время исповедничества для христиан, о котором говорит книга Откровения Иоанна Богослова (гл. 13–14)».
О спорах и пререканиях в среде верующих людей пророчествовал еще праведный Симеон. Он, обращаясь к Божией Матери, сказал: «Вот лежит на моих руках Тот, изза Которого произойдут, с одной стороны, духовные падения, а, с другой – духовные восстания многих, и Христово откровение о начертании антихриста станет предметом пререканий человеческих, да откроются помышления многих сердец».
И сегодня Христос испытывает наши сердца и помышления и находит, что многие из тех, кто говорит о любви к Нему, на самом деле предают Его.
Но как хочется в праздник почувствовать его радость всем сердцем! Вот мы пришли с вами в храм на встречу с Господом. Но ведь не только наше видимое присутствие на этом церковном торжестве, а и праздник в наших душах должен быть сейчас, здесь, в этом храме. Каждый из нас когдато в день своего Крещения был принесен своей матерью (или, уже достигнув сознательного возраста, сам пришел) в храм Господень. Каждый из нас был поставлен пред Богом, чтобы соделаться его верным служителем и любящим чадом. Вот об этой встрече с Господом в праздник Сретения мы должны помнить и радоваться, потому что Сама Божия Матерь в этот день молится за каждого из нас, собравшихся здесь, в доме Ее Сына. Так пусть же наше время, наша жизнь станут ожиданием – может быть, трудным и даже мучительным, но таким же, как у праведного Симеона – неотступным, – ожиданием встречи с любимым Спасителем, к Которому мы взываем словами Священного Писания, чтобы Он явил Себя нам скорее: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 21). Аминь.
Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва