ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Душа Российской армии

 


Государь Николай II обходит строй. Царское Село, 1909 год

 

«Все начинай с благословения Божия и до издыхания будь верен Государю и Отечеству»; «Бог нас водит: Он нам генерал»; «Святой храм – твердыня доблести неодолимая»; «Что дерево без корня – то почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией: воздай честь Небу, потом – земле»; «Дух укрепляй в вере отеческой Православной: безверное войско учить – что железо перегорелое точить»; «Тонка щетина, да не переломишь; так чудо-богатыри – покой, опора и слава Отечества»; «С нами Бог!»; «И великие дела криводушных гаснут»; «Победи себя – будешь непобедим»...

Этими поучениями великого Суворова заканчивает генерал П.Н. Краснов свою превосходную книгу «Душа армии».

«Душа армии»... Армия... Российская Императорская армия... Каждый год, когда наступают февральские и мартовские дни, приходит годовщина подлой, изменнической революции, со жгучей болью, после первой мысли о Государе Императоре, думаешь о нашем воинстве, так постыдно принесенном в жертву кровожадному красному идолищу.

Красота и гордость старой России – ее армия. Где только не побывали победоносные русские воины, где не развевались священные знамена, не звучали русские марши! Безчисленны подвиги ратных людей, имевших вождями великих полководцев. Славна стародавняя история хранивших свои традиции полков. От фельдмаршала до солдата – вся мощная, прекрасная военная семья выковывала величие и славу Императорской России.

И все это сокрушено было. Заговор всемирных злодеев – иудо-масонов и непосредственная работа русских «братьев», гнилость и дряблость нашего общества, измена кучки военных – привели к свержению Помазанника Божия. Отняли Верховного Вождя – рухнула армия.

 

Личность Государя Императора как Самодержца Всероссийского, его непрерывная связь с армией и флотом как Верховного Вождя лежали в основе воспитания солдата, матроса, юнкера, гардемарина и кадета. Император носил только военную форму для поднятия значения военной службы государству. Все офицеры Императорской русской армии и флота всегда носили военную форму, имея на себе холодное оружие. Этим символизировалось состояние безпрерывного нахождения офицера на службе Царю и Отечеству. <…>

Императорская армия представляла собой гармоничное целое, покоившееся на прочном фундаменте трехвековой славы, закрепленной историей. Армия была чужда политики, чины ее не занимались ее вопросами. Но «безполитичной» армия не была: что повелит Царь, то и сделаем – вот была ее политика.


Из статьи полковника В.И. ШАЙДИЦКОГО
«Государь Император – солдат и Верховный Вождь»

 

Как и все в России, армия держалась царскою властью. К пониманию этого приходят и те люди, которые всю свою жизнь боролись с русской монархией, с Домом Романовых, Россию возвеличивших.<…>

Душа Российской армии – это обаяние, сила, величие духа, царственный подвиг, от Петра, Елисаветы и Екатерины перешедшие к Государям «гатчинского» учения, а от них – к их славным потомкам.

В феврале-марте 1917 года душа отлетела, армия стала хиреть и погибла. Страден был дальнейший путь военных, оставшихся без Государя Императора. Ненавидя все старое, величавое, революционеры с особою ревностью занялись изничтожением внутренней силы армии, бытием своим связанной с этим старым. Ежечасное столкновение со всеми видами разнуздавшейся человеческой подлости, издевательства, муки, смерть – вот голгофа нашего осиротевшего воинства. <…>

Верится, что пройдут страшные годы. Россия воскреснет. Возродится душа армии – ее монархическая сущность. И, вылечившись от дурмана аполитичности, русское христолюбивое воинство проникнется патриотизмом великого Суворова, восклицавшего: «Родство и свойство мое с долгом – Бог, Государыня, Отечество! Горжусь, что я русский!»

 

Н.Д. ТАЛЬБЕРГ

Русская быль. М., 2006.

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию читателя сочинение святителя Серафима Богучарского «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Святого Отца на критику другой его книги – «Русской идеологии». Он опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, нередко встречающиеся и у современных авторов.

 

 

12. ВЗГЛЯД НА ВОПРОС О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ КАК НА ПРОБЛЕМУ.
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ТАКОГО ВЗГЛЯДА С ЯСНЫМ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ
УЧЕНИЕМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ И ЕГО ВРЕД ДЛЯ
БОРЬБЫ ИСТИННЫХ СЫНОВ РОССИИ С ЕЕ ВРАГАМИ

 

Русское общество не могло воспользоваться этою величайшею силою (православного Царя, – примеч. ред.), вследствие своего ненадлежащего отношения к царской самодержавной власти, точнее – по причине отсутствия веры в богооткровенные непреложные истины относительно этой власти. А между тем за эту, как и вообще за Православную веру, Господь и ниспосылал русским людям благодать Святаго Духа, несокрушимую Божественную силу в борьбе со всяким злом.

Да и о какой же вере можно было говорить у нас перед гибелью нашей Родины, когда русская интеллигенция в своем подавляющем большинстве стала неверующей и даже богоборческой, или же совершенно равнодушной к самодержавной власти Царя-Помазанника?!

Русские люди последнего типа были далеки от истинной веры и, в частности, – от веры в богооткровенные истины о царской власти, и как таковые они совсем не сознавали ее величайшего спасительного значения. Они даже не знали, нужно ли ее защищать, и потому предпочитали плыть в общем русском прогрессивном течении, лишь бы на них не была положена печать черносотенства.

Только самая небольшая часть русского общества сознавала значение самодержавия и готова была объединиться вокруг своего Царя как спасительной силы для России, как источника ее величия и славы. Но эта часть была незначительна и одинока, как одинок был и сам Государь наш среди моря бушующего либерализма в России, искоренившего в ней вместе с Православной верой и всякую мысль о богоустановленности царской власти.

Этим-то отсутствием Православной веры в русском обществе и объясняется успех действия разрушительной силы наших врагов, почему они достигли своей цели и погубили величайшую державу в мире по ее могуществу и славе.

Хотя бы под влиянием огненных испытаний мы опомнились и начали стремиться к возрождению России, исходя из веры в Божественное Писание, во все его спасительные для нас и непреложные истины касательно всех областей нашей жизни, не исключая и области государственной власти Царя-Помазанника Божиего!

Если мы будем считать вопрос о царской власти только проблемой, не будем иметь к ней надлежащего отношения на почве Православной веры; если будем рассуждать – установлена она от Бога или нет, и даже утверждать, что она на Священном Писании не основана, сама по себе не имеет ценности и не может быть предметом нашего внимания, – то при наступлении возможности возрождения России враги ее снова воспользуются недостойным отношением нашим к царской самодержавной власти. В таком случае этого возрождения мы не увидим никогда. Быть русским православным людям в положении крыловского метафизика теперь, при величайших несчастиях, в которые мы впали, не только смешно, но и грешно.

Поэтому нужно смотреть на учение Божественного Писания о царской власти как на самую ясную, положительную, непререкаемую истину.

Будем как можно дальше от весьма вредной для возрождения нашей Родины рационалистической мысли, считающей проблемой вопрос о царской власти. Будем смотреть на этот вопрос глазами Православной веры, т. е. не сомневаться в том, что навсегда, самым определенным образом, а не проблематично, уже решен он в Божественном Писании. Поэтому мы должны исповедовать веру в богооткровенные истины о царской власти при памятовании, что у нас не может быть ничего общего с рационализмом, уничтожающим эту спасительную веру, без которой возрождение России невозможно.

 

Архиепископ

Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение следует.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник