ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Принять нельзя отвергнуть

О новой редакции документа «Всеправославного собора»

«Отношения Православной Церкви с остальным
христианским миром»

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 14

 

Здесь уместно привести цитату из статьи М. Кригера, посвященной Московскому всеправославному совещанию 1948 года (Разорвать экуменическое кольцо. М., 1998), касающуюся нашей Русской Православной Церкви (как известно, на этом совещании после всестороннего богословского исследования РПЦ дала отрицательную оценку экуменическому движению и отказалась от участия в нем, что впоследствии было нарушено в 1961 г., когда ее представители вступили в ВСЦ): «В отношении экуменического движения наше священноначалие в 1948 и в 1961 годах приняло два прямо противоположных решения. Т. к. решения эти в обоих случаях должны были основываться на Священном Предании (а на него ссылаются и сторонники, и противники участия в ВСЦ), то ясно, что только одно из них могло ему соответствовать, потому что Священное Предание не может дать два противоположных ответа на один и тот же вопрос. Конечно, Предание может быть неверно истолковано, но „Деяния Всеправославного совещания“ 1948 года не оставляют сомнения в том, что решение было принято после серьезного рассмотрения богословских и канонических доводов. Вывод может быть только один: решение о неучастии в экуменическом движении основано на Священном Предании и Писании и более точно выражает православный взгляд на эту проблему. Решение же о вступлении в ВСЦ было принято необоснованно, без опровержения Резолюции 1948 года, исключительно по соображениям церковной политики. <…> Русская Православная Церковь, как и некоторые другие Поместные Церкви, вынужденно пошла на экуменические контакты. И тем самым, по словам архиепископа Серафима (Соболева), наложено „пятно на великую нашу Русскую Церковь“. Смыть это пятно можно и нужно как можно быстрее».

 

Следующий, 17-й пункт по сравнению с проектом изменился. Ранее он гласил: «Поместные Православные Церкви – члены ВСЦ – принимают полное и равноправное участие в структуре ВСЦ и всеми имеющимися в их распоряжении средствами вносят свой вклад в свидетельство истины и продвижение единства христиан».

 

В итоговом документе окончание выглядит так:

 

17. Поместные Православные Церкви – члены ВСЦ – принимают полное и равноправное участие в структуре ВСЦ и всеми имеющимися в их распоряжении средствами вносят свой вклад в продвижение мирного сосуществования и сотрудничества пред лицом значительных общественно-политических вызовов.

 

Несомненно, эта поправка предпринята с целью завуалировать изначально более откровенный экуменический посыл.

Что же касается сути, то сказанное фактически дублирует заключение 5-й Всеправославной конференции в Женеве (8–16 июня, 1968 г.) по вопросу об участии православных в деятельности ВСЦ: «Православная Церковь считает себя органической частью ВСЦ». Посему в отношении этого пункта справедливы и скорбные недоумения преподобного Иустина Сербского о женевском решении, знакомясь с которым «каждый искренний православный, воспитанный под водительством Святых Отцов, охватывается стыдом». Ибо «это постановление апокалиптически ужасно своей неправославностью и антиправославностью. Была ли необходимость для Православной Церкви, этому святейшему Богочеловеческому организму, быть столь униженной таким ужасным образом, чтобы ее богословские представители – некоторые из них епископы <…> – просили „органического“ участия и включения в ВСЦ, который таким образом становится новым церковным „организмом“, новой „церковью“, стоящей над всеми другими церквами, в которой православные и неправославные церкви являются только частями („органически соединенными между собою“)? Увы! Неслыханная измена и предательство!»

 

Далее в 17-м пункте написано, что якобы:

 

Православная Церковь охотно приветствовала решение ВСЦ откликнуться на ее просьбу о создании Специальной комиссии по православному участию во ВСЦ, что было сделано в ответ на поручение Межправославной встречи в Салониках (1998 г.). Утвержденные Специальной комиссией критерии, предложенные православными и принятые ВСЦ, привели к созданию Постоянной комиссии по сотрудничеству и консенсусу. Они были одобрены и включены в Конституцию и Регламент работы ВСЦ.

 

О чем здесь идет речь? Полезная для понимания вопроса информация об указанных мероприятиях и организациях содержится в уже цитированной выше статье М. Кригера. В частности, там поясняется: «Сторонники выхода из экуменического движения еще в 1997 году ожидали положительного решения по этому вопросу от Архиерейского собора [РПЦ], но, как известно, наше священноначалие посчитало необходимым по этому вопросу посоветоваться с другими Поместными Церквами и дождаться решения Всеправославного совещания. Тем временем из ВСЦ вышла Грузинская Церковь.

 

Наконец, с 29 апреля по 2 мая 1998 года в Салониках (Греция) такое совещание состоялось, но оно было не столь представительным, как Совещание 1948 года, которое приняло решение не участвовать в экуменических организациях. На встрече в Салониках не было ни одного Патриарха. Возможно, поэтому это Совещание в документах называется не Всеправославным совещанием, а скромнее – Межправославной встречей.

От каждой Поместной Церкви в этой встрече принимали участие один представитель и один консультант. От Русской Православной Церкви таковыми были председатель ОВЦС (Отдела внешних церковных связей, – примеч. ред.) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) и секретарь по межхристианским связям, член Синодальной богословской комиссии иеромонах Иларион (Алфеев). Оба делегата являются убежденными сторонниками экуменической деятельности.

Встреча явилась весьма своеобразным и пока единственным мероприятием, которым Православные Церкви отметили 50-летний юбилей Всеправославного совещания 1948 года. Итоговый документ изложен канцелярским языком с широким применением противоестественной экуменической лексики. Намерения участников из текста документа непонятны, формулировки – неопределенны, а потому двусмысленны. Дух соглашательства и компромисса в отношении к своим неправославным партнерам по ВСЦ соседствует с резкими оценками в отношении своих единоверцев, возражающих против участия в экуменическом движении.

Темой совещания было „Взаимоотношение между Православием и экуменическим движением“. Согласно Итоговому документу, вопрос о выходе Православных Церквей из экуменического движения не стоял вовсе. При официальном освещении этой Межправославной встречи в Итоговом документе и в СМИ от церковной общественности было скрыто важнейшее событие: делегация Болгарской Православной Церкви высказала мнение о необходимости выхода из ВСЦ и надеялась, что другие участники встречи поддержат ее предложение. Убедившись, что этого не случилось, делегация Болгарской Церкви покинула это совещание до его окончания. По возвращении в Болгарию на заседании Синода было принято решение о выходе Болгарской Церкви из ВСЦ и других экуменических организаций, а также о роспуске [болгарского] ОВЦС. Синод Болгарской Церкви считает, что этот Отдел является наследием коммунистических времен и никак не способствует нормальной церковной жизни.

Если же судить по официальному Итоговому документу встречи в Салониках, дело будто бы ограничилось дискуссией вокруг „смелого“ предложения делегации Русской Православной Церкви послать в Хараре на Ассамблею ВСЦ в конце 1998 года не официальные делегации, но лишь наблюдателей. Но и это предложение не прошло.

„После длительной дискуссии по этому предложению было принято компромиссное решение, – читаем в Коммюнике. – Поместные Церкви направляют все же делегатов, но не для участия в основной работе, а только для того, чтобы там, перед лицом инославных, засвидетельствовать свою озабоченность процессами, происходящими в ВСЦ, и потребовать его структурной перестройки. При этом православные делегаты не будут принимать участие в молитвах и других религиозных церемониях, а также в голосованиях и дискуссиях“. Значит, теперь вместо „свидетельства истины Православия“ православные экуменисты в загранкомандировках на экуменических сборищах будут „свидетельствовать свою озабоченность“, причем без „дискуссий“.

В конце документа звучит намек на мягко выраженную угрозу: „Эти полномочия (т. е. то ли делегатов, то ли наблюдателей, не участвующих в ‘религиозных церемониях’) сохранятся до тех пор, пока не будет закончена радикальная перестройка ВСЦ, которая сделает возможным надлежащее православное участие“. Т. е. пока вы, неправославные члены, радикально не перестроитесь, до тех пор мы, православные члены, в ваших религиозных церемониях участвовать не будем и прекратим свидетельствовать истину Православия. Испугаются ли этого ультиматума неправославные члены, пойдут ли на „структурную перестройку“, пока неизвестно. Ясно другое: участие „православных членов“ в организации, где, как они говорят, „их заявления не принимаются во внимание и не влияют на процедуру и нравственный характер“, будет продолжено».

Понятно, что Глава Церкви Господь наш Иисус Христос не мог и не может одобрить данное решение (соответственно, и 17-й пункт документа критского собора), равно как не приветствовал его и главный хранитель Православной веры – народ Божий. Следовательно, это постановление должно признать несогласным с волей церковной полноты.

Дополним сказанное и немаловажным замечанием от Каменец-Подольской епархии УПЦ МП: «В данном пункте утверждение о том, что „Поместные Православные Церкви <…> всеми имеющимися в их распоряжении средствами вносят свой вклад в свидетельство истины и продвижение единства христиан“, выглядит, с точки зрения Евангельского учения и Предания Церкви, более чем странным. Известно, что Святые Отцы для достижения тех или иных целей использовали не все, а правильные средства. Фраза „все средства хороши“ скорее отражает католическое, чем православное мировоззрение. Поэтому <…> под „всеми средствами“ могут пониматься репрессии тех, кто окажется недовольным экуменическим движением».

 

Священник Михаил НОВИКОВ

 

Окончание следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник