АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Рукоположение во священника
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ
ГЛАВА III:
ЧИН ХИРОТОНИИ ДИАКОНА
§ 6
РУКИ И ЧЕЛО
ПРИЛАГАЕТ К ПРЕСТОЛУ
«Полагает длани крестовидно на святую трапезу, приложив же и чело между рук к святей трапезе». Для чего диакон, припадая, полагает длани на святую трапезу, это объясняет святой Дионисий (с. 99): «Приведение к Божественному престолу и коленопреклонение знаменует то, что все, возведенные в сан священный, должны подчинять свою жизнь Священноначальнику Богу, приносить Ему свою разумную богоподобную душу, посвященную Его служению, и сколько возможно, хранить ее чистою и достойною того богоначального и всечистого святилища и престола, который священнолепно освящает самые боговидные умы». И еще (с. 105): «Коленопреклонение означает благоговейное повержение приходящего и священноприносящего себя самого Богу».
В особенности же об обряде прилагать чело к трапезе некто пишет: «Рукополагаемые прилагают чело к святому престолу для того, дабы показать, что они приемлют через это силу, безопасность и дерзновение и не постыдятся божественных дел. Ибо на челе проявляются знаки стыдливости; посему кто челом прилагается к святому престолу, тот показывает этим, что обещается отвращать от себя порочное чувство почитать стыдом священные дела и служения, совершаемые у престола».
Святитель Симеон Солунский (в гл. 169) говорит: «Приклоняет колено и прилагает главу (чело) к священной трапезе: потому что эта трапеза знаменует Христа – Главу всех, а миро на ней есть знамение благодати Всесвятаго Духа; – Таинства же, т. е. Сам Иисус Христос, предлежат в это время на трапезе непокровенны: потому что он приводится служить Иисусу, принесенному за нас в жертву; на трапезе же, как бы во гробе Христовом, находятся слова Его; под нею – мощи мучеников, которых и песнь призвана к защищению рукополагаемого; – т. к. и приводимый есть страдалец, потому что произвольно вел жизнь благочестивую и чистую. И, когда он приложит чело к трапезе, тогда, призывая себе в милость и обиталище Иисуса со Отцем и Святым Духом, приемлет на главу архиерейскую руку».
§ 7
ПОСВЯЩАЕТСЯ
ЗНАМЕНИЕМ КРЕСТА
«И благословляет по его главе трищи». Поелику без Крестного знамения ничто не может быть святым и никакое освящение не достигает своей цели или совершенства, то всякому посвящению в сан священный усвоено знамение Креста до такой степени, что составляет как бы его собственность, – так что даже самый низший чин, т. е. чтец и певец, поставляется на свое служение, как показано выше в своем месте, одною только печатию, т. е. одним знамением Креста, совершаемым в пострижении. Посему и для прочих степеней священства знамение Креста почитается до того необходимым, что его силою они собственно и совершаются, равно как им совершаются и как бы запечатлеваются все прочие Таинства.
Святой Дионисий (с. 100) говорит: «Крестообразная печать есть знамение умерщвления всех плотских похотений, – знамение богоподобной жизни людей, кои неуклонно взирают на подвижническую и божественнейшую жизнь Иисуса, проведшего ее с богоначальным безгрешием до Креста и смерти, и, подражая жизни Христа Спасителя, живут так, как жил Великий Крестоносец, усвояющий Себе рукополагаемого и знаменующий его крестовидным образом Своей безгрешности».
Другой смысл дает некто сему обряду в следующих словах: «Поелику Крест Христов есть источник всех благословений и всех даров, и Святая Церковь, сообщая и то, и другое (т. е. как благословение, так и дар) посвящаемым, молится о том, чтобы Сам Господь благословил, освятил и возвел избранных в сан священный».
§ 8
ЧЕРЕЗ ВОЗЛОЖЕНИЕ РУКИ
«Возложив руку на главу его». Святая Церковь с самых первых времен своего существования посвящала диаконов через возложение рук апостольских. Тем же священным обрядом, установленным на всех почти соборах, прославленным Святыми Отцами и часто воспоминаемым у священных писателей, она не оставляет посвящать их и доныне. Ибо возложение архиерейских рук на главах диаконов, пресвитеров и епископов есть как бы корень и начало всего посвящения. Это рукоположение не есть обряд посторонний, дополняющий или служащий, но он составляет внутреннее, необходимое и существенное вещество Таинства, или вещественный знак, посредством которого посвящали некогда сами апостолы диаконов, пресвитеров и епископов, как читаем в Деяниях и в Посланиях их, – без которого равно и ныне преемники их власти, архиереи, не могут возвести ни одного на высшие священноначальнические церковные степени.
Истина сия, принятая у весьма многих, хотя доказана уже самыми основательными доводами и свидетельствами мужей ученейших, однако и мы не почитаем излишним предложить здесь к утверждению ее доказательства: одно – из чиноположения сего Таинства, а другое – от греческого слова «хиротония». С какой стороны ни стали бы мы рассматривать чиноположение о сем Таинстве относительно его обрядовой стороны, оно не представляет никакого другого вещества или вещественного знака Таинства священства кроме одного возложения рук, о котором сказано выше.
ПО ПОСВЯЩЕНИИ ДАЮТСЯ
ДИАКОНУ – РИПИДА,
А СВЯЩЕННИКУ – СЛУЖЕБНИК
Хотя после посвящения и даются диакону – рипида (опахало, – примеч. ред.), а священнику – книга Служебник, но эти вещи никаким образом не могут быть сочтены веществом самого Таинства священства. Ибо они даются не с начала и не в середине посвящения, но уже по совершении всего Таинства; и не во все время посвящения бывают в действии, но употребляются ими только в последующей части священнодействия. И потому рипида и Служебник суть вещи, потребные только для священнодействия; они даются при посвящении как прибавления к основанию, они составляют продолжение священнослужения и служат простым объяснением всей преподанной им власти, или первым опытом их служения.
Слово «хиротония», которое означает посвящение диаконское, священническое и епископское, доказывает и заключает в себе то же самое. Ибо основанием и совершением чтеца и певца служит печать, поставление иподиакона производится хиротесиею; и потому сии действия, т. е. печать и хиротесия, суть только действия обрядовые, как бы сопутники испрашиваемого благословения, в которых содержится одно простое моление, ни с чем не соединенное. Но хиротония, или рукоположение, о котором идет речь, есть видимый знак самого Таинства, совершающий Таинство, или приводящий его в действие и исполнение. Соединенные с этим обрядом действия таинственные слова «Божественная благодать…» и прочее составляют сущность Таинства, и все они объясняют силу именно этого знака (рукоположения). Из этого следует прямое заключение, что возложение рук при посвящении составляет необходимое вещество и существенное основание Таинства, как существенно необходимы и самые вышеприведенные слова, – по разумению всех писателей. Если под именем руки или десницы Божией в Священном Писании нередко разумеется власть и сила Божия, – говорится, например, «десница Господня сотвори силу», «десница Господня вознесе мя» и проч., то и возложение руки архиерейской, т. е. хиротония, в архиерее, совершающем посвящение во имя Божие, должно означать не иное что, как дарование Божественной власти и силы. Посему возложением святительской руки в Таинстве Священства, в котором снисходит исполнение Святаго Духа, преподается высочайшая власть совершать Божественные Тайны. Отсюда во втором Послании к Тимофею говорится: Еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею (2 Тим. 1, 6). Такое понятие объясняется и словом «проручествует», т. е. руками возводит, или руковозводит. Ибо в то же время когда архиерей возлагает руки, он произносит и то, что «Божественная благодать проручествует», т. е. что она, имея посвящаемого под руками, производит его посредством этих рук во священство.
Сверх того посвящение диакона и священника в ектении, тогда же читаемой, именуется «делом рук епископа», как бы это посвящение было собственным его плодом и его действием. Ибо как человек ничего не делает без рук, так и достоинство и власть архиерейская без возложения рук не может производить своего дела, т. е. посвящения служителей. И потому святитель Симеон Солунский в той же главе сказал: «Как в начале создали нас руки Божии, так и ныне рука служит к воссозданию человеков».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
МУДРОСТЬ | || | «Вера – величайшее благо» |
Вера – душа народа. Когда гаснет она в народе, то он превращается в безжизненный труп, быстро разлагающийся, предающийся тлению.
Святитель Филарет Черниговский
+ + +
Соединяйся с Богом душою своей посредством сердечной веры – и все можешь сделать. Борют тебя сильные, невидимые, неусыпающие враги? – Победишь. Враги видимые, внешние? – Победишь. Терзают страсти? – Одолеешь. Подавляют скорби? – Отвратишь. Унываешь духом? – Получишь мужество. Все с верою возможешь победить и самое Царство Небесное получишь. Вера – величайшее благо в земной жизни: она соединяет человека с Богом и в Нем делает его сильным и победоносным.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский