ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Русь – удел Богородицы

22 октября / 4 ноября – празднование Казанской
иконе Божией Матери

 

 

Братие, потщитеся известно
ваше звание и избрание творити:
сия бо творяще, не имате
согрешити никогдаже.
2 Петр.1, 10

 

В настоящий торжественный праздник, благоговейно совершаемый в память прославления Казанской иконы Пресвятой Девы, Матери Христа, Бога нашего, приведенное апостольское наставление много говорит уму и сердцу православного русского человека. Мы, не нарушая истину, можем назваться Ее избранным народом, Ее уделом. Она, как любящая Мать, бдительно охраняла наше Отечество от всяких бед. Она же, как грозная Воительница, не медлила отражать нападение врагов на нас и произносила на них суд скорый и нелицеприятный. И эти дивные примеры милостивого заступления Богоматери явлены в особенности посредством Ее чудотворной иконы Казанской.

Вспомним мы, прежде всего, новопросвещенный град Казань. Благочестивым Царем Московским Иоанном Васильевичем Грозным сокрушена была в нем твердыня мусульманства, а посланными им миссионерами посеяно было здесь семя слова Божия. Но небезболезненно было его перерождение. Все еще продолжало оставаться здесь большое число упорных магометан, не поддававшихся проповеди миссионеров православных. Обратившиеся же в Христианство насельники Казани были не тверды в вере, колебались между верой Магомета и учением Христа. Невесело было, конечно, смотреть на это тем православным русским людям, которые поселились здесь: видя колебание других, они сами ослабевали в своей вере и начинали и сами колебаться в ней. Нужно было, таким образом, укрепить руки ослабленные и колена расслабленные, утешить малодушных мыслию, показать суд Божий над непокорными. И этот суд, и это утешение были явлены в обретении Казанской иконы Богоматери. Чудотворная сия икона многочисленными исцелениями верою и любовию приходящих к ней явилась лучшим и крепчайшим оплотом Православия в граде Казани, посрамлением мусульман, похулявших святые иконы, утешением скорбящих, наградою чистых душ. Здесь мы видим суд Богоматери над иноверцами и иноплеменниками, но суд кроткий и милостивый, имевший целью спасение заблудших душ.

Был в истории нашего Отечества и другой суд Богоматери, явленный через Ее икону Казанскую. Это было в Смутное время, которое благочестивые предки прозвали лихолетьем. Пресекся тогда законный царский род Рюриковичей, достойный заместитель их еще не был найден. И вот потянулись руки непрошеных своих и чужеземных правителей к осиротелой царской короне в Москве, начали стремиться к осиротелой столице полки искателей смуты и легкой наживы. Наконец, что ужаснее всего, на престол Царей московских грозил сесть иноземный и иноверный Царь, ярый ненавистник всего русского, всего православного. Россия разрывалась на части, нестерпимо страдала от безпорядков и от боязни потерять правую веру предков. Не было тогда у нас в достатке ни войска, ни денег. И вот, в такое-то время, когда, казалось, никакая земная сила не могла спасти погибавшей России, явилась помощь Царицы Небесной. Объятые скорбью, наши предки заповедали трехдневный пост и со слезами молились под стенами Московского Кремля пред Казанскою иконой Богоматери об избавлении от врагов. От Небесной Заступницы народа русского скоро явился с утешением Небесный вестник, преподобный Сергий. «Ваши и наши молитвы услышаны, – сказал он в видении архиепископу Арсению. – Предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость». Радостная весть о чудесном заступлении распространилась среди православного воинства, пришедшего освобождать Москву от поляков-католиков. Народная рать, крепкая верою в помощь Владычицы Богородицы, скоро победила врагов, освободила царствующий град, а с ним и всю Россию.

Третий суд Богоматерь произвела при посредстве своей чудотворной иконы Казанской над просвещеннейшим народом Европы и его надменным повелителем Наполеоном I, стремившимся покорить своей власти все народы земли. Подкрепленные верою в покровительство Богоматери, донские казаки нанесли врагу первый сильный удар на дороге к Петербургу и свою благодарность Царице Небесной выразили принесением щедрого дара на украшение храма Ее в Петербурге.

Поистине достойно и праведно при всех этих воспоминаниях воспеть Богоматери благодарственную песнь: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед; кто же бы сохранил доныне свободны?» Это первый наш дар Небесной Покровительнице нашего Отечества. И благо нам будет, если мы во всей полноте выразумеем смысл этой похвалы: если мы серьезно и внимательно оценим все преимущества избрания нашего в удел Богоматери. Этим избранием свидетельствуется неизменность нашего Христианства. Памятуя об этом избрании, мы по апостолу, не имамы согрешити никогдаже (2 Петр. 1, 10).

Без сомнения, любит Бог всех людей, как отец своих детей, хощет всем спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4). Но как в обыкновенной семье одни дети пользуются преимущественною любовью родителей за то утешение, которое они доставляют последним своим послушанием и благонравием; другие же дети за дурные свойства своего характера и поведения меньше видят знаков любви родительской: так и в великой семье народов земного шара. Есть народы дикие, имеющие мало задатков духовного совершенствования, всецело подчиненные капризам окружающей их природы, которая их питает и одевает, а иногда строго карает. Есть народы слабые, хотя и довольно одаренные духовно: им Промысл Божий назначил жить и спасаться возле других великих народов, быть помощником последних в деле надлежащего устроения жизни человеческой. Наконец, первенство среди народов земли принадлежит тем из них, которые не только богато одарены телесно и духовно, но и настойчивым упорным трудом на пользу ближних и во славу Божию развивают и умножают свои природные дарования. Но из этих великих народов только наш – русский народ – пользовался и пользуется особым покровительством Богоматери. Храбры и просвещенны были в свое время поляки; но Богоматерь, как сказано выше, не допустила их победить наших предков. Велики своим просвещением и проворны во всякого рода деятельности французы, но их Богородица удалила из России руками наших предков. Что же так выгодно отличает наше Отечество от других государств и народов в глазах Царицы Небесной?

Преимущество нашего народа пред другими народами есть его Православие, правая вера во Христа Спасителя и в Его дело искупления людей. Эту веру наш народ усвоил не только умом, но и сердцем. И ее велениям подчинил свою волю, свое нравственное поведение, свой семейный уклад, направление всей своей исторической и политической жизни. Правая вера в Бога и Христа заставляла его живо чувствовать свое духовное безсилие в делах богоугождения и потребность в Божественной помощи. Правая вера наполняла сердце древнерусского человека отрадным упованием на помощь Божественной благодати и побуждала его подчинять весь круг жизни своей ее освящению и руководству Церкви. Наконец, она же, эта правая вера, возбуждала в сердце православного русского человека величайшее по своей ценности чувство любви к Богу и ради Него – к ближним. Сильным и ярким пламенем горела эта любовь христианская в сердцах благоверных россиян, и они были готовы на все средства служения Богу и ближнему: умирали на поле брани за Православную веру, Царя и Отечество, молились до поту лица об общем спасении, несли свет учения Христова людям, находившимся во тьме и тени смертной в язычестве. Их трудами и подвигами окрепла и возросла Россия, и доселе гордится ими, как самым дорогим своим наследием. Это была Святая Русь, это был русский народ-богоносец, по выражению одного великого нашего писателя (Достоевского). Этот народ дал миру безчисленное множество святых иноков, мучеников за Христа, святителей-молитвенников за весь народ христианский.

Мы пожинаем плоды добрых семян, посеянных нашими предками. Нам достались святые обители и храмы, созданные их потом и кровью; мы унаследовали их мощи, как спасительные источники; мы имеем от них святые чудотворные иконы, покрывавшиеся миллионами лобзаний, омытые потоками человеческих слез, безчисленное множество раз видевшие человеческое горе во всех его видах. И молиться перед ними научились мы от наших благочестивых предков. <…>

Лучшим же охранителем нашего высокого избрания должно быть то, чем велики были наши предки – покаяние, покаянное настроение. Без этого чувства на всех торжествах, совершаемых в воспоминание великих событий в жизни нашего Отечества, мы останемся посторонними только зрителями, с холодным сердцем, неясным умом, и будем смутно понимать значение всякого торжества. А вот если мы поймем, что в нас мало того здорового религиозного духа, какой жил в наших предках, и живо почувствуем этот недостаток, и вздохнем, и поскорбим об этом, то этим настроением заразим и многих других и привлечем на себя от Бога и Его Пречистой Матери великие и богатые милости. Покаяние должно быть нашим стражем во всех наших делах, мыслях, чувствах. Им были велики наши предки, им подвигались на дела благотворения, потому что чувствовали себя постоянными должниками Богу, виноватыми пред ним за ближних своих. Преподобные Отцы Русской Церкви, всегда исполненные чувством бедности человеческой, в конце концов исполнялись высокой духовной радости и этою радостью наполняли и других. Таков, например, был преподобный Серафим Саровский, у которого не сходило с уст его слово: «Радость моя», сделавшееся приветом для всех, приходивших к нему.

Итак, если мы хотим соединиться духом с нашими предками – ревностными почитателями иконы Богоматери; если мы хотим объединиться под сенью Ее узами любви друг к другу; если мы искренно хотим чувствовать себя избранным уделом Богоматери, а не участвовать в Ее торжествах только в качестве холодных зрителей, то ускорим на молитву Ей и потщимся на покаяние пред Ней. Тогда, как роса на низменной местности, останется на наших смиренных душах всесильная благодать Божия, не будет тогда побуждений для нас делиться на партии и секты, и будем мы радоваться об общем спасении нашем. Аминь.

 

Священномученик
Пимен (БЕЛОЛИКОВ)

«Владикавказские епархиальные
ведомости», № 23, 1911 год


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник