ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Принять нельзя отвергнуть

О новой редакции документа «Всеправославного собора»

«Отношения Православной Церкви с остальным
христианским миром»

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 14

 

Известно, что обязанностью не только каждого пастыря, но и каждого христианина является проповедь Евангелия и обращение грешников ко Христу. Причем эта обязанность не зависит от обстоятельств, требований конъюнктуры или веяний времени: „Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением“ (2 Тим. 4, 2). Это означает, что христианин должен использовать любую возможность для того, чтобы свидетельствовать об истине. Однако 23­й пункт такое свидетельство запрещает, потому что оно может быть истолковано как „прозелитизм“».

Дополним это предостережение свидетельством духовного сына святителя Серафима Богучарского архимандрита Серафима (Алексиева). В своем труде «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом» подвижник четко раскрывает антимиссионерский и вообще антиправославный характер экуменической проповеди: «Экуменизм не только не благоприятствует православному миссионерству, но принципиально исключает его. Как известно, некоторые „православные“ экуменисты прямо заявляют, что Православие предназначалось лишь для живущих на Востоке христиан и западным „христианам“ незачем стремиться к его принятию. <…> В экуменическом документе комиссии ВСЦ „Вера и устройство“ „Совместное свидетельство и прозелитизм“ осуждается переход из одного вероисповедания в другое, в том числе и переход в Православие. Также, согласно этому документу, в будущем предусмотрена совместная надконфессиональная проповедь Евангелия, т. е. экуменическая проповедь со всеми ее ошибочными экклезиологическими, христологическими, сакраментальными, мариологическими и церковно­устройственными понятиями».

Не к такой ли проповеди «всех христиан, вдохновляемых общими важнейшими принципами Евангелия», призывают авторы рассматриваемого документа?!

Далее необходимо отметить, что в данном, 23­м пункте также предпринята попытка придать греховным чаяниям «православных» экуменистов всецерковный статус. «Общим для Православной Церкви является осознание необходимости ведения межхристианского богословского диалога», – заявляют составители критского постановления. Но ведь известно, что даже само их собрание не пришло к единомыслию. Т. е. даже среди съехавшихся на Крит иерархов осознание необходимости экуменических диалогов не было общим. В частности, член делегации Элладской Церкви митрополит Иерофей (Влахос) отказался утвердить анализируемый документ. Имеются сведения и еще о четырех архиереях, которые воздержались от подписания тех или иных определений, в том числе и об отношениях «с остальным христианским миром». Не говоря уже о том, что эти «Отношения…» не признаны священноначалием Четырех Поместных Церквей, не участвовавших в соборе.

Скажем немного и новой, необычайно популярной в наши дни форме экуменического сближения – совместном с еретиками «свидетельстве миру делами взаимопонимания и любви».

Вот каков строгий, отрезвляющий святоотеческий суд святителя Игнатия (Брянчанинова) о доброделании вне Православия: «Те, которые дают добрым делам падшего естества не заслуживаемую ими высокую цену, впадают в величайшую душевредную погрешность. Они впадают, не понимая того, в уничижение и отвержение Христа. Часто слышится от них вопрос: „Отчего не спастись язычникам, магометанам, лютеранам и всем подобным, явным и прикрытым врагам Христианства? Между ними много самых добродетельных людей“. Очевидно, что вопросы и возражение являются от совершенного незнания, в чем заключается погибель и спасение человеческие. Очевидно, что таким вопросом и возражением уничижается Христос, выражается мысль, что Искупление и Искупитель не были необходимостью для человеков, что человеки могут удовлетворить своему спасению собственными средствами. Короче, этим вопросом и возражением отвергается Христианство».

Кроме того, авторы документа побуждают экуменических проповедников независимо от их конфессиональной принадлежности являть современному секулярному обществу «идеальный пример нового во Христе человека».

Но способны ли на это неправо верующие? По учению Церкви, это невозможно, ибо обновление поврежденного грехопадением человеческого естества совершается лишь в ее благодатных Таинствах.

«Желающие достигнуть единения со Христом и с Богом Отцом во Христе знают, что это совершается в Теле Христовом, коим является наша Святая Православная Церковь, – пишет современный подвижник благочестия приснопамятный афонский старец архимандрит Георгий (Капсанис). – <…> Крещеные, миропомазанные и покаявшиеся, мы причащаемся Тела и Крови Господних и становимся богами по благодати. Мы соединяемся Богу так, что мы уже не чужие, а свои Ему. В Церкви, где мы соединяемся с Богом, нам дается опыт той новой реальности, которая внесена в мир Христом: нового творения. Это жизнь Церкви и жизнь Христова – становящаяся и нашей дарованием Святаго Духа. <…> Православная Церковь всегда останется единственным местом единения с Богом, уникальным местом обожения. Нигде больше не станет человек богом [по благодати]. Ни в университетах, ни в общественных организациях, ни в чем красивом и добром, что есть в мире. Как бы хороши они (эти структуры) ни были, они не в силах дать то, что предлагает Церковь. Вот почему никакое мирское учреждение не может заменить Церковь, как бы прогрессивно оно ни было».

 

24­й параграф сохранился в итоговом документе без изменений:

 

Православная Церковь сознает тот факт, что в ответ на новые условия и новые вызовы современного мира движение за восстановление единства христиан принимает новые формы. Необходимо, чтобы Православная Церковь продолжала нести свое свидетельство разделенному христианскому миру на основании Апостольского Предания и своей веры.

 

По сути данный пункт также посвящен экуменическому «миссионерству», дополняя сказанное выше уточнением о неких «новых формах движения за восстановление единства христиан».

О чем же конкретно идет речь? К сожалению, авторы документа не дают никаких пояснений, что оставляет простор для самых различных толкований. Ибо под «новыми формами» можно разуметь что угодно – начиная от тех же совместных с еретиками «добрых» дел, например, каких­нибудь акций протеста против загрязнения планеты или терроризма, и заканчивая внедрением чрезвычайно модной ныне в экуменических кругах т. н. «евхаристической экклезиологии». (Суть этого метода сближения с неправославными сербский публицист В. Димитриевич описал так: «Акцент был перенесен на Таинства, что привело к двум „достижениям“. Во­первых, „диалог“ с католиками теперь уже не касается, как некогда во Флоренции и Ферраре, „вопросов, которые нас разъединяют, а опирается на то, что нас сближает“. А во­вторых, „открытия“ „теологов“ сразу внедряются на практике, в литургической и духовной жизни. Так, например, обе стороны, принимающие „евхаристическую экклезиологию“, делают соответствующие шаги к сближению: паписты развешивают в своих костелах византийские иконы, а православные „экуменисты“ убирают из храмов иконостасы, открывая таким образом алтари на всеобщее обозрение»).

Так или иначе, но очевидно, что для православных верующих неприемлемы все виды экуменического проповедничества.

Вторая же часть данного пункта – о том, что Церковь должна нести свидетельство «на основании Апостольского Предания и своей веры» – не дополняет, а, напротив, противоречит смыслу предыдущего положения. Как было убедительно показано авторами Замечаний Каменец­Подольской епархии, слово Божие предписывает каждому христианину проповедовать истину язычникам, иноверцам и еретикам благовременне и безвременне (2 Тим. 4, 2), тогда как 23­й параграф осуждает и запрещает «проявление межконфессионального антагонизма». Таким образом, авторам документа надо бы определиться: либо они следуют учению Апостольского Предания и Христовой веры, либо – отвергая его, намерены по­прежнему участвовать в экуменическом антимиссионерском движении.

 

Документ завершается признанием его составителей о чаемом итоге экуменических молений:

 

Мы молимся, чтобы христиане совместно трудились, дабы приблизить день, в который Господь исполнит надежду Православных Церквей и будет «одно стадо и Один Пастырь» (Ин. 10, 16).

 

При прочтении этих строк невольно приходят на ум слова боговдохновенного пророка Давида: Молитва его да будет в грех (Пс. 108, 7). В каких же случаях воззвание ко Господу может быть Ему неугодным? По этому поводу святитель Григорий Двоеслов пишет: «Молитва обращается в грех тогда, когда молятся о том, что запрещает Сам Тот, Кому молятся».

А механическое объединение с нераскаянными еретиками, за которое ратуют «православные» экуменисты, как раз однозначно не одобряется Священным Писанием: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? (2 Кор. 6, 14–15).

 

Итак, мы рассмотрели все 24 пункта откровенно экуменического документа критского собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Изначально спорный проект, в котором, по замечанию Синода Грузинской Церкви, были допущены экклезиологические и терминологические ошибки, несмотря на внесенные изменения, не стал четче и по своему содержанию не приблизился к православному вероучению.

«Пребыть верным учению Христову может только тот, кто с решительностию отвергнет и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божию, наветующие целость и неприкосновенность его», – свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов).

Поэтому, если мы желаем быть истинными чадами Святой Соборной и Апостольской Церкви, то должны добиваться отклонения этого постановления священноначалием нашей Поместной Русской Православной Церкви и иных не участвовавших в соборе на Крите Патриархатов. В тех же Церквах, иерархи которых утвердили экуменический документ своими подписями, ревнующему о чистоте веры народу Божию необходимо противодействовать его претворению в жизнь и требовать его отмены, ибо нам заповедано не только самим избегать безплодных дел тьмы, но и обличать (см.: Еф. 5, 11).

Как гласит Писание, не одобряй того, что одобряют нечестивые: помни, что они до самого ада не исправятся (Сир. 9, 15).

 

Священник Михаил НОВИКОВ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник