ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Бог творит чудеса

 

Святая Марфа была игуменьей Монемвассийской обители Пресвятой Богородицы. Морея с VII века занята была славянами. Блж. Марфе, как и современным ей проповедникам веры, предстояло  утверждать в вере и благочестии недавних язычников.

Блж. Марфа крепко подвизалась сама на пути Евангельского закона и усердно понуждала сестер к подвигам благочестия. Потом удостоилась страдальческой кончины с тремя сестрами. Записка о ней, известная ныне только по отрывку, не объясняет, по какому случаю и от кого последовала эта смерть; но так как с одной стороны вместе со св. Марфой и тремя сестрами пострадали «знаменитые благочестием мужи», как бывает в нападение неприятелей, с другой стороны единственные неприятели греческой власти в Морее были тогда славяне, частью еще язычествовавшие: то более чем вероятно, что св. Марфа с сестрами пострадала от славян-язычников. Блж. Павел, еп. Монемвассийский, который писал о св. Марфе, оставил следующее известие о трех современницах святой.

«Был я, – говорит он, – послан на Восток по царскому делу. На дороге встретился мне пустынный монастырь, и мне захотелось побывать в нем. Игумен и черноризцы вышли ко мне навстречу и, поздоровавшись, сели мы на горе. Тут были плодовитые деревья. И вот птицы, прилетая, ломали ветки с плодами и быстро уносили. Я спросил игумена: “Отчего это птицы не едят плодов, а уносят куда-то с ветками?” Он отвечал: “Вот уже одиннадцатый год, как они то же делают каждое лето”. “Тут в горах, – сказал я по какому-то вдохновению, – живут или мужи, или жены, и им-то носят они плоды”. Когда говорил я это, прилетевший ворон сломил ветвь с плодом. Я сказал игумену: “Пойдем за ним”, – и пошли. Ворон с плодом летел впереди нас и, долетев до утеса, положил ветку. Когда подходили мы к нему, он, взяв ветку, полетел в провалье и, там оставив ветвь, воротился без всего.

Придя к провалью, мы бросили вниз камень. И вот кто-то кричит: “Если вы христиане, не убивайте нас”. “Кто вы таковы?” – спросили мы. “Если хотите, – был ответ, – видеть нас, бросьте нам три одеяния, – мы – нагие жены; идя по горе, увидите дорожку и по ней можете сойти к нам”. Услышав это, три чернеца сняли с себя одеяния и, обвивши ими камень, пустили вниз. Найдя указанную узенькую дорожку, с трудом сошли мы по ней к святым. Три жены, увидев нас, поклонились нам до земли и, сотворив молитву, сели мы. Одна из них тоже села, а две стояли. Тогда игумен спросил севшую: “Откуда ты, госпожа-матерь, и как пришла сюда?” “Я из Константинограда, – отвечала она. – Муж мой служил при Императоре и скончался молодым; я осталась вдовою 20-ти лет и горько плакала как о вдовстве, так и о том, что не имела детей. Спустя несколько дней один вельможа присылает ко мне слуг с тем, чтобы насильно доставить меня к нему.

Слуги, ничего не слушая, хотели весть меня. Я помолилась Господу Иисусу, да избавит меня от того, который готов осквернить душу и тело мое. Потом сказала слугам: "Я рада идти к вашему господину, столько славному; но теперь я очень больна, непрестанно течет кровь; потерпите, пока выздоровею, и тогда с радостью пойду". "Хорошо, – сказали они, – господин будет ждать до 40 дней". По удалении их созвала я слуг моих и, дав им денег, отпустила их на волю, а при себе оставила только двух служанок, которых вы видите. Потом, пригласив одного родственника, человека христолюбивого, под клятвами завещала ему продать села мои и дом и раздать деньги нищим. Так я осталась без забот житейских. Ночью, взяв моих служанок, а теперь моих сестер, вступила я с ними на корабль, и мы пришли на это место, где видите нас. Вот одиннадцатый год, как не видали мы ни одного человека, кроме вас. Одежды наши изветшали и распались”. Игумен сказал: “Откуда, госпожа, получаете вы пищу?” “Благой и Человеколюбивый Бог, – отвечала она, – прокормивший народ Свой в пустыне 40 лет, посылает пищу и нам, недостойным рабыням Его. Каждое лето птицы приносят всякий овощ, даже до излишества. И нагота не тяготит нас, – ни зимой не боимся холоду, ни летом – зноя, прославляя Святую Троицу”. Мы слушали это с изумлением. Игумен сказал: “Если прикажешь, госпожа моя, пошлю брата в монастырь принести пищи, и мы покушаем с вами”. Она отвечала: “Прикажите прийти священнику, пусть наперед помолится, и мы причастимся Святых Таин, с того времени, как удалились мы из города, не удостаивались мы принять Святые Тайны”. Игумен послал чернеца в монастырь позвать пресвитера и принести пищу. Пресвитер, придя, совершил службу, и Божии рабыни причастились Святых Таин. Потом покушали они с нами. “Молю святыню твою, – сказала святая, – пробыть здесь три дня”. Игумен дал обещание. Блаженная, встав, усердно молилась и тихо преставилась ко Господу; совершив надгробное пение, похоронили мы ее. На другой день так же покойно скончалась другая, а на третий – третья. Похоронив их, возвратились мы, славя Христа Бога, творящего чудеса».

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 1. М., 2011.

 

 

 

19 мая / 1 июня. Четверг.

Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского (1389) и вел. кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407). Преп. Корнилия Комельского, чудотворца (1537). Преп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Преп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284–303). Преп. Иоанна, еп. Готфского (790). Преп. Давида Гареджийского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении). Сщмч. Матфия Вознесенского, пресвитера (1919); сщмч. Виктора Каракулина пресвитера (1937); сщмчч. Онуфрия, архиеп. Курского, Антония, еп. Белгородского, Митрофана Вильгельмского, Александра Ерошова, Михаила Дейнеки, Ипполита Красновского, Николая Садовского, Василия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Александра Саульского, Павла Брянцева, Павла Попова, Георгия Богоявленского пресвитеров и мч. Михаила Вознесенского (1938); прмч. Валентина Лукьянова (1940).

 

20 мая / 2 июня. Пятница.

Отдание праздника Вознесения Господня. Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея Руси чудотворца (1431). Блгв. кн. Довмонта, во святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Препп. Завулона и Сосанны, родителей равноап. Нины.

 

21 мая / 3 июня. Суббота.

Троицкая родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. Царя Константина (337) и матери его Царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Преп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).

 

22 мая / 4 июня. Неделя 8-я по Пасхе.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.

Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Память II Вселенского Собора (381). Собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 мая). Сщмч. Михаила Борисова пресвитера (1942).

 

23 мая / 5 июня. Понедельник.Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная).

День Святаго Духа.

Преп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Преп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Преп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила черноризца (IX). Обретение мощей мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной (2001). Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящие празднования в День Святого Духа).

 

24 мая / 6 июня. Вторник.

Преп. Симеона, столпника на Дивной горе (596). Преп. Никиты, столпника Переславльского (1186). Блж. Ксении Петербургской (прославление в 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218).

 

25 мая / 7 июня. Среда.

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857). Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Прмц. Елены Коробковой (1938); прмч. Тавриона Толоконцева (1939).

 

26 мая / 8 июня. Четверг.

Aпп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мч. Георгия Нового (1515). Обретение мощей преп. Макария Калязинского (1521). Мчч. Аверкия и Елены (I). Преп. Иоанна Психаита, исп. (IX). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», Корецкой (1622) (переходящее празднование в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице).

 

27 мая / 9 июня. Пятница.

Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей преп. Нила Столобенского (1667). Преп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преп. Ферапонта Монзенского. Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304).

 

28 мая / 10 июня. Суббота.

Отдание праздника Пятидесятницы. Преп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Преп. Елены Дивеевской (1832). Свт. Геронтия, митр. Московского и всея России (1489). Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Сщмч. Елладия еп. (VI–VII). Прмчч. Макария Моржова, Дионисия Петушкова, сщмч. Николая Аристова диакона, мчч. Игнатия Маркова и Петра Юдина (1931); преп. Ираклия Мотяха исп. (1936); прмц. Гермогены Кадомцевой (1942). Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

 

29 мая / 11 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.

Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей преп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000). Мц. Феодосии, девы Тирской (307–308). Память I Вселенского Собора (325). Сщмч. Иоанна Преображенского диакона и мч. Андрея Трофимова (1938). Cвт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961) (служба может быть перен+есена на пятницу, 27 мая). Икон Божией Матери «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых), именуемых «Споручница грешных» и «Недремлющее Око». Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст).

 

30 мая / 12 июня. Понедельник.

Преп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383). Сщмч. Василия Смоленского пресвитера (1942). Начало Петрова поста.

 

31 мая / 13 июня. Вторник.

Ап. от 70-ти Ерма (I). Мч. Ермия (II).  Мч. Философа (III). Сщмч. Философа Орнатского пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918).

 

1/14 июня. Среда.

Мчч. Иустина Философа и другого Иустина, и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Прав. Иоанна Кронштадтского (прославление 1990). Преп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Преп. Иустина Поповича, Челийского (1978) (Серб.). Сщмч. Василия Преображенского пресвитера, мц. Веры Самсоновой (1940).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник