ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Единение с Церковью – путь спасения

22 мая/4 июня – день Святой Троицы. Пятидесятница

 

 

Из глубины веков слышатся нам слова древнего пророка, объятого Духом Святым: Дух Господень на мне! (Ис. 61, 1). И ныне, по слову церковного песнопения, празднуя Пятидесятницу, мы празднуем и Духа пришествие, – пришествие Его, всеосвящающего, не на одних только святых учеников Христовых, но и на всех верующих.

В этот знаменательный день Пятидесятницы утверждена на веки Церковь Христова, утверждена не слабыми, изменчивыми силами человеческими, а силою Божией. Праведный Отец, создавший мир и человека, Его единородный Сын, подъявший бремя людских прегрешений, и Дух Святый, от Отца исходящий и по искупительным заслугам Сына Божия дающий верующим все божественныя силы к жизни и благочестию, – Троица Святая, утвердила в век века Церковь Божию на земле.

Слава, честь и благодарение Господу за Его несказанное к нам милосердие!

Радостен нынешний праздник наш, радостны славословия наши, благодарения и молитвы о ниспослании нам Духа Святаго, радостно сознание наше, подкрепленное словом апостола, что каждому из нас дана благодать по мере дара Христова! (Еф. 4, 7).

Но, братие возлюбленные, чем величественнее дары благодати, тем выше и налагаемые на нас обязанности. Одно без другого не бывает.

И прежде всего наш долг всем сердцем и всею душою любить Бога и принадлежать к Его святой Церкви. И здесь одно без другого не бывает: кому Церковь не мать, тому и Бог не отец. В Церкви познаем мы Бога, а без познания и веры в Него, конечно, и любить не можем Его; в Церкви мы познаем волю Божию, руководящую нас к жизни; в Церкви получаем мы и Духа Святаго, без Которого безсильны мы исполнить волю Божию. Церковь во святых Таинствах преподает нам Духа Святаго: в Крещении мы родимся в новую благодатную жизнь; в миропомазании получаем благодать Духа, помогающую нам возрастать и укрепляться в новой христианской жизни; в Таинстве Покаяния мы освобождаемся от грехов, и, наконец, в Таинстве Причащения соединяемся со Христом. Отнимите эти Таинства, отнимите Церковь, отойдите от нее – и что же останется? Останется грех в человеке – и только, останется зверь в человеке – и больше ничего. Как без глаз нельзя видеть свет, так без Церкви нельзя восприять Духа Святаго.

И как без света и тепла не может быть на земле никакой жизни, все будет мрачно и хладно, – так без Духа Святаго не может быть никакой жизни в человеке: все будет один мрак, одна скорбь, убивающее уныние, духовная смерть... А в наши тяжкие дни, когда силы вражии желают отторгнуть от Церкви верных сынов ея всеми несбыточными обещаниями, соблазнами, льстящими нашей гордости или чувственности, – в такие дни это должно помнить больше всего. Блюдите, како опасно ходите! Дние лукави суть (Там же. 5, 16). Но когда сгущается тьма, тогда, обыкновенно, необходим нам огонь для освещения дома; когда увеличивается опасность, удвояют осторожность.

Прильнем же теперь крепче всем сердцем к родимой Матери нашей – Церкви! Она и теперь, как и во веки, сильна божественною силою защитить и оградить нас от опасностей переживаемых нами лукавых дней; она поможет нам безошибочно отстранить от себя мутный поток лжеучений нашего времени. А ведь сколько их теперь наплодилось! Сколько появилось незваных учителей народа! Сколько соблазнов вступить на погибельный путь зла и преступления!

Но воистину, мног мир и велик покой у тех, которые пребывают в послушании Церкви; для них ясно: что одобряет Церковь Божия, то и должно исповедовать; а что противно учению Церкви, или идет мимо нее и даже против нее, то отвергай со всею силою, не внимай злому навету, хотя и заманчив он... Одно для христианина всего дороже: согласие с Церковью Божией, с ее Богопреданным учением. К преподобному Агафону однажды пришли посетители и захотели испытать его кротость и смирение. «Агафон, – сказали они преподобному, – говорят, что ты злой, что ты обманщик, что ты вор, что ты ленивый монах, что ты грешник...» На все эти обвинения преподобный или молчал, или соглашался безпрекословно. Но вот ему сказали: «Говорят, что ты еретик, – неправо, не по учению Церкви веруешь». Агафон с живостью и решительно заявил: «Нет! нет! Это неправда».

Вот нам великое назидание! Хранить учение Церкви, принимать ее Таинства, молиться ее молитвами, слушать ее уставы и заповеди – вот долг христианина. Церковь святая никогда не скрывает сокровищ своих. Она зовет к себе всех, ближних и дальних: она широко отверзает двери в ограду свою, она с любовью открывает для всех объятия свои. Иди к ее пастырям; иди в святые храмы ее; слушай святое Божие Откровение – книги Священного Писания, учение Иисуса Христа; исполняй обряды церковные, уставы богослужения, постов, праздников, священных воспоминаний; в них, в этих уставах, целожизненная школа воспитания и отдельных христиан, и целых христианских обществ.

Прииди, Душе Святый, Дух Истины, прииди и наставь нас на всякую истину! Излейся в наши сердца, напой их потоком своей всеосвящающей благодати, призри на наши коленопреклонные молитвы, восшуми с небесе святаго в наших душах, очисти их от всякия скверны, утверди и укрепи нас в союзе святой Церкви! Аминь.

 

Протоиерей Иоанн ВОСТОРГОВ

 

Полное собрание сочинений. Т. III (в 2-х вып.):
Проповеди и поучительные статьи на
религиозно-нравственныетемы. 1906–1908 гг.
М.: Типография «Русская Печатня»
Б.В. Назаревскаго, 1915. С. 52–55.

 

 

О РАСКОЛЕ ||
Свт. Киприан Карфагенский

    

      Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что и кровь мученическая не может загладить его.


+       +       +


     Можно ли думать тому, кто не придерживается единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: Едино тело, един Дух, якоже и звании бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино Крещение, един Бог (Еф. 4, 4–6)?


+       +       +


     Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святаго Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией; знаем мы и убеждены в том, что отпадение в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть.


+       +       +


     Усилия еретиков и зломыслящих раскольников начинаются обыкновенно с самоугождения, соединенного с надменным и гордым презрением к предстоятелю. Так совершается отступление от Церкви и осквернение алтаря, так возмущается мир Христов, чиноположение и единство Божие.


 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник