ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Царский венец Мономаха

 

Владимир Мономах – знаковая фигура в истории русской политической идеологии, воплощающая собой идеал русского Князя, Самодержца, Царя и одновременно идею преемственности царской власти на Руси от императорской власти в Ромейской Империи.

Царский венец Мономаха вместе с другими инсигниями (символами Царской власти), бармами (широкий воротник, надевавшийся на плечи; принадлежность парадного наряда московских Князей и Царей, – примеч. ред.) и Крестом, переданными из Царьграда Государю Руси Владимиру Всеволодовичу, воплощал в реальности идею преемственности царской власти на Руси от императорской власти в Ромейской Империи. Имеющиеся у нас в совокупности научные данные позволяют судить, что царские Мономаховы регалии передавались от одного Великого Князя к другому по наследству. Но вплоть до Царя Иоанна Васильевича никто из Великих Князей на титул Царя претендовать не мог в силу раздробленности Руси, а впоследствии — пленения ее татаро-монголами. По некоторым летописям можно судить, что Мономаховым венцом и бармами в 1498 году был венчан внук Государя всея Руси Иоанна Васильевича, Князь Димитрий. Точно известно из многочисленных достоверных письменных источников, что со времени первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного и до воцарения Царей-соправителей Иоанна II Алексеевича и Петра I Алексеевича все Государи Руси венчались на Царство венцом Владимира Мономаха. А со времени вступления на престол Императрицы Екатерины I в 1725 году для  венчания, как правило, каждый раз изготавливалась новая императорская корона. При этом Шапка Мономаха торжественно выносилась во время Чина Венчания как одна из главных царских регалий.

До настоящего времени царский венец Мономаха, хранящийся в оружейной палате Кремля, является святыней и символом Русского Государства как Третьего Рима, хранителя Православной веры, сакральным предметом, одной из духовных скреп.

 

Павел ПЕТИН,
кандидат исторических наук

 

 

Учебная реформа 1902 года

 


Гимназистки. Начало XX века

 

В июне 10 дня [1902 г.] на имя Г. Э. Зенгера [вступившего в должность министра народного просвещения] дан был Высочайший [Императора Николая II] рескрипт, определивший дальнейшее движение учебной реформы, начатое при двух предшествующих министрах:

«Григорий Эдуардович!

Назначив вас управлять Министерством Народного Просвещения, Я возложил на вас, в числе важнейших обязанностей, задачу разработать и представить на Мое утверждение через Государственный Совет проекты преобразования средней школы и высших учебных заведений.

Дабы при выполнении этой работы воспользоваться тем, что Я признал полезным в предположениях ваших ближайших предместников, Мною разрешено вам подвергнуть новому рассмотрению составленные ими проекты, касающиеся средней школы. Независимо от сего признаю нужным преподать некоторые руководительные указания.

Прежде всего подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием юношества соединялось воспитание его в духе веры, преданности престолу и отечеству и уважения к семье, а также заботы о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине.

Школа, из которой выходит юноша с одними лишь курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, с дисциплиной и с уважением к старшим, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение.

Для указанной Мною цели следует немедленно позаботиться о том, чтобы постепенно в столицах и губернских городах были устраиваемы воспитательные пансионы при средних учебных заведениях, строго подбирая для воспитательного дела наилучших людей и отнюдь не допуская к нему лиц, не подготовленных к указанным Мною задачам.

Вместе с тем Я считаю необходимым разработку вопроса о лучшем материальном обезпечении лиц, призванных нести учебную и воспитательную службу. Относительно устройства школы, Я желаю, чтобы она была трех разрядов: низшая с законченным курсом образования, средняя школа разных типов, также с законченным образованием и средняя с подготовительным для университета курсом школа.

Что касается университетов, то после печального опыта минувших лет, Я ожидаю от учебной администрации и профессоров сердечного и предусмотрительного участия к духовному миру вверенной их попечениям молодежи.

Да помнят они, что во всех случаях сомнений, борьбы и увлечений молодежь вправе искать и находить в своих руководителях недостающих ей опыта, стойкости убеждений и сознания зависимости иногда целой жизни от одной минуты безрассудного увлечения.

Родительскому сердцу Моему было отрадно узнать, что значительное большинство студентов в конце нынешнего учебного года в самостоятельном сознании своего долга вернулись к учебным занятиям и порядку.

Я хочу верить, что после летнего отдыха и успокоенного обращения к своей совести, а также под благотворным влиянием родителей и близких, учащаяся молодежь внемлет Моему голосу, призывающему ее вместе со всеми Моими верноподданными под сень труда и законности.

Безпорядкам, позорящим науку и университеты, которыми в прежнее время справедливо гордилась Россия, и губящим столько дорогих отечеству и Мне молодых жизней, должен быть, во благо вверенного Мне Богом народа, положен конец.

 

На подлинном Собственноручно
Его Императорского Величества

рукой написано: Николай,
Петергоф.
10 июня 1902 года»

Борис ГАЛЕНИН
 
Царская школа. М., 2014.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник