ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Свидетели верные

20 августа / 5 сентября – память священномученика Иоанна Восторгова;
29 августа / 11 сентября – Усекновение главы святого Иоанна Предтечи

 

 

Вспоминаем и чествуем сегодня верного свидетеля Господня, за истину пострадавшего с радостью, святого пророка и предтечу Христова и Крестителя Иоанна.

Верным рабом Божиим и свидетелем явился он, когда получил повеление Господа проповедать людям скорое пришествие Спасителя и крестить людей крещением покаяния; верным свидетелем явился он, когда, по откровению пославшего его крестить в воде, указал он народу Сына Божия, имеющего крестить Духом Святым (см.: Ин. 1, 33–34); верным свидетелем явился он, когда возгремел глас его и в пустыне, и при водах Иордана, когда приходили к нему люди всех званий и состояний – мытари, фарисеи, саддукеи, воины, и когда каждому сердцу он поведал его печальную историю, указал грехи, обличил неправды, давал наставления. Верным свидетелем истины Божией явился он, когда в лицо обличил Царя нечестивого, нарушившего закон и соблазнявшего народ тем, что взял себе жену брата своего, отняв ее у живого мужа. <…> И остался Иоанн свидетелем верным и в страдании своем. Скоро и кровью своей засвидетельствовал он верность истине, приняв смерть от руки палача, по требованию развратной блудницы Иродиады, незаконной жены Царя, и ее безсердечной и такой же развратной дочери.

Святая Церковь отметила особо этот день воспоминания смерти праведного и верного свидетеля Господня установлением поста в знак того, что мы далеки должны быть от того нечестивого образа жизни, от блуда, пьянства и безумия пиршеств и всякого непотребства, в которых пребывали убийцы святого пророка – Ирод, Иродиада, ее дочь и все окружающие Царя.

Вместе с тем невольно пред духовным взором нашим восстают все подражатели святого Иоанна, подобно ему смертью своей запечатлевшие верность истине, от кого бы они ни прияли гонения и кончину.

Кто они, эти верные свидетели?

Это – прежде всего, конечно, святые мученики, исповедники, страстотерпцы, им же несть числа, пострадавшие за Христа и Его Церковь по всей земле. Они во святых, и имена их вечно в похвалах Церкви Божией.

Но подобны им и все те не прославленные святостью жизни, может быть, в земном житии и много согрешавшие, но приявшие смерть за исполнение своего долга пред ближними. Это – православные воины, положившие жизнь свою за Веру, Царя и Отечество на полях брани, в дальних плаваниях, на страже долга, в защите Родины, во исполнение величайшей заповеди Христовой: Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ныне поминает их Святая Церковь заупокойной молитвой. <…>

И еще есть теперь свидетели верные; это слуги царевы, павшие жертвой за исполнение своего долга пред Родиной от руки безбожных внутренних врагов нашего Отечества. За грехи наши послал нам Господь тяжкое испытание. От нас самих вышли и из среды нашей восстали люди развращенные; одни из них – это сознательные обманщики, которые, или ненавидя Россию, покрыли ее изменами, предательством, кровью и позором, или, пробираясь к власти и богатству, старались устранять убийствами и насилиями всех, кто мешал им в достижении их преступной цели; другие же из них, в большинстве обманутые, сбитые с толку, шли сами на гибель и губили других, по предречению Евангелия: Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Там же. 16, 2). Только не нашему Богу истины, а своему собственному богу, сатане, идолу современных учений они совершали службу. И вот, на наших глазах – мы все помним это и знаем – они в жертву сатане бросали бомбы, стреляли из револьверов, производили крушения поездов, убивали по ночам сонных солдат, убивали из засад, распинали, мучили, сжигали, резали, отравляли верных долгу служителей Родины. Так убито несколько десятков тысяч человек озлобленными врагами, впавшими в кровавое помешательство. Так убит Царь-Освободитель Александр II и его сын Великий Князь Сергий Александрович; убито множество губернаторов, начальников всякого рода и правителей и еще больше убито казаков, солдат, городовых и, наконец, просто случайных прохожих, стариков, старух, женщин, грудных детей, погибших от взрывов бомб, от выстрелов при всевозможных покушениях. Никого не щадили нечестивые злодеи в своем кровавом безумии. В больших городах по ночам они из-за угла, или подъезжая на быстрых лошадях, подкарауливали солдат, сторожей, городовых и безжалостно их расстреливали.

Чтоб иметь деньги на покупку оружия, на поездки, на обезпеченное житье, на наем квартир, на печатание всяких подпольных листков и особенно на издание десятков газет, развращающих народ, они грабили, отнимали деньги у артельщиков, казначеев, в кассах, в банках, в казначействах, вымогали их путем застращивания у людей богатых, – и снова убивали и убивали, стреляли, бросали бомбы... Безумное помешательство стало теперь тише, но все же окончательно еще не прекратилось.

И за всех этих погибших, расстрелянных, взорванных, зарезанных, убитых – достойно и праведно ныне вознести заупокойное моление, как за свидетелей верных, помянуть их вместе с православными воинами, на брани убиенными. Тяжела была их смерть, не легче была и жизнь: их обычно, прежде чем убить, преследовали продажные и преступные газеты, клеветали на них, возводили всякие небылицы, обвиняли во всевозможных преступлениях, позорили всячески их имя, лишали покоя их самих и их родных и близких.

Да будет же и к ним милость Господня! <…> Ибо что говорит о такой смерти от руки врагов Божиих святое и вечное слово Господне? Пишет святой апостол Петр: Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: Царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро <…>. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, Царя чтите. <…> Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу (1 Петр. 2, 13–20). <…> Пишет и святой апостол Павел: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2, 5).

Итак, вся похвала только убиенным за исполнение долга, и нет никакой похвалы пострадавшим, хотя бы и убиенным, за преступления и беззакония. Итак, как лживы и безумны все эти убийцы, бунтовщики и крамольники, когда, попадая на суды, подвергаясь осуждению в тюрьмы или ссылки, или на смертную казнь, они своими ли устами или устами своих единомышленников силятся себя называть и прославлять «борцами», «героями», «подвижниками» и «мучениками»! <…> Нет, не всякое страдание, не всякая смерть есть мученичество и подвиги! Это понимали гораздо лучшие нынешних просвещенных разбойников разбойники, распятые на кресте вместе с Иисусом Христом; по крайней мере, один из них, страдая неимоверно и останавливая другого в его хулах и ругательствах, говорил: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он [Иисус Христос] ничего худого не сделал (Лк. 23, 40–41). А нынешние защитники политических убийц и преступников, очевидно, полагают, что страдания и Христа, и разбойников имели одинаковую цену и заслугу!..

Далее: не преступление совершает законное правительство, когда наказывает злодеев, напротив, оно исполняет свой долг, ибо, слышали вы, говорит апостол Петр, правители посланы для наказания преступников. Апостол же Павел учит: Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 3–4). Слышите: меч дан власти земной, и дан не напрасно; он законно и праведно направлен против злодеев и крамольников. Сам апостол, когда его представили на суд, на своем собственном лице и примере указал, что меч этот может быть употреблен властью для посечения зла. Здесь же апостол вместе с тем дал нам ясное различение смерти ради Христа, за правду, и смерти за преступление; он заявил судье: Если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева (Деян. 25, 11), т. е. царского. Что скажут на это современные злодеи, убийцы, изменники, бунтовщики, предатели и грабители? Они осуждены безповоротно словом Божиим, и спасение их не в том, чтоб их другие или они сами себя прославляли как «борцов» за свободу: такой «борец» был Каин, такой «борец» был и Иуда; нет, их спасение только в том пути, на который вступил евангельский благоразумный разбойник, распятый с Иисусом: признать свою вину, осудить себя, признать наказания, на них налагаемые, справедливыми, раскаяться и у Христа Спасителя просить прощения греха и участия в Его Царствии. <…>

Всех же верных свидетелей да помянет Господь во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков! Помолимся о них всецерковным молением. И если и нам самим за слово истины, за крепкое стояние в исполнении долга, за верность Богу, Царю и Родине судит Господь приять клеветы, гонения, позор, преследования и даже смерть, то да сподобит и нас Господь части верных Его свидетелей в молитве Церкви и во Царствии Христовом! Аминь.

 

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

 

Сказано 29 августа 1908 года
в станице Ново-Александровской
Кубанской области, ввиду сильной
 революционной пропаганды

 

Полное собрание сочинений
протоиерея Иоанна ВОСТОРГОВА:
В 5-ти т. СПб., 1995. Т. 3. С. 642–650.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник