ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 6:

ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО
КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ

 

§ 1

ДЕЙСТВИЯ СЕМИ ТАИНСТВ

 

«ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА»
ВМЕСТО ТРИСВЯТОГО

 

Так как погружение наше в воде, или Крещение наше, есть столь величайшее дело, то святитель Симеон Солунский (в гл. 62) присоединяет к нему и другие принадлежности: «Поелику Божественнейшее Крещение есть величайшее дело, то прежде Церковь совершала Крещение приходящих чрез архиереев в соборных храмах, в то именно время, когда на Божественной Литургии мы поем: „Елицы во Христа крестистеся“; преимущественно же в Великую субботу, когда читаются многие чтения из божественных пророков, пред Божественною Литургиею. Впрочем, крестить можно и должно и во всякое время, чтобы когда-нибудь не случилось какой задержки и чтобы кто-либо не скончался непросвещенным, т. е. без Крещения, и не произошло от этого величайшего зла: ибо некрещеный не спасется. Надобно также, если возможно, совершать Крещение с торжественностию и благоговением. Иерей должен быть внимателен и трезвен, потому что он совершает величайшее дело Божие – воссоздание человечества. Восприемник приводит крещаемого к священной купели, поручаясь, что он добровольно приступает к Крещению. И все это совершается в присутствии свидетелей: прежде всего и преимущественно в соприсутствии Божием; потом – при иерархе и случившихся здесь верных, кои все суть свидетели совершаемого; также – при восприемнике, приносящем крещаемого; особенно же при Божественных и чистых Ангелах, радующихся о Божественном во Святом Духе рождении и спасении крещаемого и записывающих его на Небесах. Почему и нужно присутствовать тогда всем верным с возможным благоговением и радостию, в убеждении, что им соприсутствуют Ангелы, которые радуются о едином грешнике кающемся; – что крещаемый предается тогда святому Ангелу Хранителю, который будет с ним всегда, отгоняя завистливых демонов и всякие наветы коварнейшего врага, и введет его в Царство Небесное, если только крещаемый и верою и делами соблюдет целою благодать Крещения».

 

§ 2

БЕЛАЯ ОДЕЖДА, СВЕЧИ
И КАЖДЕНИЕ ПРИ КРЕЩЕНИИ

 

«Входит священник и облачается в священническую одежду белую». Три вещи, употребляемые при Крещении, т. е. белая одежда на священнике, возжигаемые свечи и каждение окрест купели, не требуют никакого объяснения. Ибо кто не знает, что белый цвет есть знак веселия, и Церковь, обретая в Крещении погибшую овцу, желает сим видимым знаком изобразить свою радость? Возжигаемые свечи не приличны ли такому Таинству, которое посредством живой веры подает душе просвещение, и само во многих местах именуется светом и просвещением? Для того и требуется почтить его возженными свечами. Каждение же фимиамом употребляется как действие, потребное к молению и служащее пособием при всяких очищениях и освящениях.

Святитель Симеон (в той же главе) говорит: «И зажигаются свечи, означающие просвещение Духа и то, что крещаемый из тьмы грядет к свету и становится уже сыном света. Каждение же фимиамом являет благоухание и святыню Духа, омывающего всякое греховное зловоние».

 

§ 3

НАЧАЛО КРЕЩЕНИЯ ЕСТЬ
ВОЗГЛАС: «БЛАГОСЛОВЕНО ЦАРСТВО»

 

«Благословено Царство». По какой причине Литургия начинается возгласом «Благословено Царство...» – о сем смотри в Литургии Златоуста, § 2 (в данном возгласе выражено учение о Лицах Пресвятой Троицы, – примеч. ред.). По той же причине полагается то же начало при Крещении. Ибо мы крещаемся во имя трех Лиц Святой Троицы, т. е. во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

 

§ 4

МОЛИТВА, ПРОИЗНОСИМАЯ
ИЕРЕЕМ ПРИ КРЕЩЕНИИ ТАЙНО

 

«Глаголет в себе молитву сию тайно». «Глаголет в себе» священник молитву сию тайно не по той причине, по которой он и всегда читает тайно молитвы, когда диакон говорит ектении или когда лики громогласно поют церковные песни, но для себя. В сей молитве, во-первых, он признает пред Богом свое смирение и уничижение; потом, молясь тайно о себе самом, он просит для себя очищения и умилостивления, дабы, очищая других, сам не явился пред Богом осквернен грехами; наконец, испрашивает себе у Бога крепости и благодати послужить Таинству, как должно и прилично. Потому и окончание сей молитвы, как своей собственной, он не возглашает, но как славословие, так и «Аминь» говорит про себя и тайно.

 

§ 5

ВОДА ПРИ КРЕЩЕНИИ
ОСВЯЩАЕТСЯ МОЛИТВОЮ

 

«И освяти воду сию». С этих слов начинается освящение воды. И для того иерей восклицает: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя». Слова сии он произносит трижды, воспевая Троическое Божество и величая Благодетеля. Потом возносит молитву и воплощенному за нас Сыну Божию и исчисляет все дивные и великие действия Его, явленные от начала веков; наконец, приводит в воспоминание воплощение Его от Духа Святаго и Девы Марии и Крещение во Иордане, которым Он воссоздал нас, сокрушив главы змиевы в воде (см: Пс. 73, 13), как говорит пророк. Посему он умоляет Его и теперь приити и наитием Святаго Духа освятить воду. Ибо Сын неразлучен от Отца и Святаго Духа, и благодать есть общее действие всей Святой Троицы. Трижды знаменует (иерей) рукою крестообразно воду, изображая сим действием Христа, и молится, да сотворит ее «нетления источник» и проч.

 

§ 6

ЗНАМЕНИЕ КРЕСТА
С ПОГРУЖЕНИЕМ ПЕРСТОВ

 

«И знаменует воду трижды, погружает персты в воде». Троекратными знамением креста и погружением перстов во глубину благословляется вода. Ибо прикосновением руки, погружаемой таким образом, совершаются три креста, первый – на поверхности воды, второй – немного глубже, и третий – в самой глубине. Таким образом рука, вооруженная крестом, преследует демона во всех частях водного естества и изгоняет его совершенно из нее, дабы претворить ее в духовную и святую, – дабы ничто лукавое не могло в ней утаиться, но чтобы получила она силу противиться козням враждебного духа и изгонять, освящать и усыновлять крещаемых в ней Богу, творя их чадами света

 

§ 7

ДУНОВЕНИЕ НА ВОДУ

 

«И дунув на ню». Прежде священник творил дуновение на лицо оглашенного, изгоняя из него нечистого духа и уготовляя место Духу Святому, как показано выше (гл. 5, § 7); теперь он творит троекратное дуновение и на воду. Этим действием он низводит обильнейшую благодать на воду, подражая Христу и воспоминая, что Дух Божий носился над водою еще при сотворении, свидетельствуя о Крещении в начале бытия мира.

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
Патриотизм и... послушание

    


     1. Знаете ли Вы, что лучшим путем к смирению и, значит, стяжанию благодати Святаго Духа Святые Отцы называют послушание?

да – 92%; нет – 8%

 

     2. Согласны ли Вы, что отсутствие духоносных старцев – не повод не иметь духовника и жить по своей воле?

да – 92%; нет – 8%

 

    3. Согласны ли Вы, что духовное руководство особенно необходимо деятелям православно-патриотических движений?

да – 94%; нет – 6%

 

     4. Согласны ли Вы, что главная причина разделений и неудач православных патриотов – гордость, самость и отвержение церковных авторитетов?

да – 97%; нет – 3%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник