ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЕТ МИРУ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Печальник и борец за Русь

20 октября / 2 ноября – память митрополита
Иоанна Санкт-Петербургского

 

 

«Православный Крест» неоднократно писал о выдающемся архипастыре наших дней митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве). Практически ежегодно в ноябрьских номерах по случаю дня его памяти мы размещали те или иные материалы, посвященные Владыке. Однако недавно обнаружили, что в основном это были его сочинения и письма, либо статьи, направленные на их осмысление. Сегодня, наконец, предлагаем вниманию читателей жизнеописание приснопамятного подвижника.

 

Митрополит Иоанн – пламенный патриот России, выдающийся ученый-богослов, печальник и борец за Русское возрождение, за веру Православную, за воскресение Святой Руси. Значение его трудов столь велико, а творческое наследие столь обширно, что пройдет еще немало времени, пока Русское самосознание уразумеет в должной мере полноту и глубину личности и деяний петербургского старца.

 

Рожденный в селе Ново-Маячка Николаевской (ныне Херсонской) области 9 октября 1927 года, владыка Иоанн (в миру Иван Матвеевич Снычев) в годовалом возрасте вместе с родителями оказался в западном Оренбуржье, в деревне Спасское. Кроме Ивана в семье было еще четыре сына.

Как отмечал в интервью одной из самарских газет Петр, брат Владыки, жили они не просто скромно, а бедно. Достаточно сказать, что на всю семью имелись одни валенки, которые носили по очереди. Питались тем, что выращивали на своем огороде. Летом дети ходили в лес, собирали цветы и ягоды, продавали их на базаре, а деньги отдавали родителям. Когда становилось особенно голодно, мать посылала мальчишек нарвать крапивы и лебеды, из которых варили суп. Иногда удавалось в лесу поймать суслика – тогда семья пировала.

Родители будущего подвижника не отличались особой религиозностью. Но уже в детские годы у Вани возникла тяга к вере, а в 15 лет он глубоко задумался о смысле жизни. Владыка вспоминал, как ему становилось страшно от мысли, что человек после смерти исчезает безследно, уходит в небытие, и он горько плакал. Господь узрел переживания юноши и особым образом привел его к истине.

Весной 1943-го в частных домах стали собираться богомольные старушки, чтобы вместе помолиться. На одном из таких молитвенных собраний Иоанн впервые услышал слово Божие. Окончательное же обращение к вере произошло вечером 1 августа 1943 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, накануне праздника пророка Божия Илии. Случилось это в ту минуту, когда молодой человек находился на местной танцплощадке. Внезапно Иоанн увидел всю мерзость грешного мира. В представшем ему видении вместо танцующих людей он узрел омерзительных кривляющихся бесов – истинных хозяев этого суетного веселья, почувствовал леденящий холод адской бездны. С того момента он уже никогда не возвращался к мирским утехам. В помощь 16-летнему подвижнику Господь послал благочестивую старицу Февронию, которая стала его духовной матерью.

Шла Великая Отечественная война, и в конце декабря 1944-го Иоанна призвали в ряды Красной армии, но вскоре, по болезни, комиссовали. Он стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в городе Бузулуке Оренбургской области. Там и произошла встреча с епископом Мануилом (Лемешевским), определившая его дальнейшую судьбу. Владыка искал себе келейника и послушника. В храме Бузулука он обратил внимание на молодого пономаря и взял его к себе. Так в августе 1945 года началась духовная жизнь Иоанна под руководством опытного архиерея. Келейник нес послушание в покоях Владыки и в храме – в качестве иподиакона.

7 июня 1946 года Иоанн был пострижен в рясофор с оставлением прежнего имени. В том же году старец-иерарх рукоположил его во иеродиакона, а 14 января 1948 года состоялось рукоположение во иеромонаха. Именно будучи иеромонахом, Иоанн написал акафист иконе Божией Матери Табынской, о восстановлении почитания которой особенно ревновал владыка Мануил.

Святитель возлагал на юного помощника ответственные послушания, посылал его на приходы епархии, где возникали внутренние нестроения. Для подготовки к проповеднической деятельности почти ежедневно поручал ему после Литургии пересказывать прихожанам жития святых.

В это время вновь начались преследования священнослужителей со стороны власти. В очередной раз был арестован владыка Мануил. Причиной стало то, что во время освящения одного из храмов, стоящего на берегу реки, верующие хотели совершить Крестный ход. Зная, что лед еще тонок, Владыка запретил это делать. А когда он уехал, народ все-таки пошел. В результате некоторые провалились под лед, а архиерей за их самоволие поплатился свободой. Он был арестован, приговорен к 10 годам заключения и отправлен в Потемские лагеря в Мордовии.

Оставшись один, отец Иоанн поступил в Саратовскую духовную семинарию, а по ее окончании в 1951 продолжил обучение в Ленинградской духовной академии, закончив ее через четыре года со степенью кандидата богословия. Подающего надежды выпускника оставили профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.

В сентябре 1959 года отец Иоанн был определен помощником инспектора и преподавателем Саратовской духовной семинарии, где преподавал гомилетику, сравнительное богословие и Священное Писание Ветхого Завета. Трудился он в семинарии всего год и в сентябре 1960 года снова был направлен в распоряжение владыки Мануила, в то время уже архиепископа Куйбышевского и Сызранского. Владыка определил его ключарем в Покровский кафедральный собор Куйбышева (Самары).

Совершая священническое служение в соборе, подвижник в то же время помогал своему старцу в его литературных трудах и готовил магистерскую диссертацию. Спасаясь долгие годы под омофором архиепископа Мануила, ученик перенял от наставника любовь к исследовательской и литературной деятельности, собрав богатый архив по церковной истории.

В апреле 1961 года иеромонах Иоанн был возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 года – в архимандриты. 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского. В феврале 1966 года владыка Иоанн защитил в Московской духовной академии диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1969 году он утверждается епископом Куйбышевским и Сызранским, а с сентября 1972-го ему поручено временное управление Чебоксарской епархией. В сентябре 1976-го епископ Иоанн был возведен в сан архиепископа.

В 1988 году за чтение курса лекций по новейшей церковной истории в Ленинградской духовной академии он получил звание доктора церковной истории.

В августе 1990-го Владыка был возведен в сан митрополита и возглавил Санкт-Петербургскую епархию. Тогда она являлась духовной пустыней. На огромный город приходилось всего 12 православных храмов, из которых половину составляли кладбищенские церкви. Здесь, на новом месте служения, во всей полноте раскрылись его таланты в религиозно-общественной и публицистической деятельности. Имя петербургского архиерея стало широко известно как в России, так и за рубежом. За пять с небольшим лет число действовавших приходов увеличилось в три раза. В Северной столице повсеместно создавались приходские воскресные школы, было открыто духовное училище, в обычных школах начали изучать Закон Божий. Владыка основал издательство Санкт-Петербургской митрополии и православное издательство «Царское Дело», выступал в телепрограмме «Храм», радиопередаче «Колокол»…

При этом подвижник всегда оставался доступным и открытым для людей. Как вспоминает питерский журналист, «встречами с митрополитом Иоанном никого удивить нельзя было. Тогда все было попросту, без церемоний. Снимаешь вечером трубку, набираешь известный всему городу домашний номер: „Добрый вечер, благословите, Владыка, хотел бы поговорить“. – „Бог благословит, заходи, Саша, завтра в резиденцию“. Каждый так мог…»

Приведем еще некоторые воспоминания: «В домашней жизни владыка Иоанн был крайне прост, доступен и непритязателен. Он довольствовался очень немногим. Обстановка его покоев в резиденции была очень проста. Здание резиденции выглядит внушительно, а весь внутренний уклад жизни в нем определялся скромными запросами Владыки. <…>

Кабинет митрополита выглядел величественно и строго. Восточный угол занимали иконы. Рабочий стол Владыки с телефоном занят деловыми бумагами, письмами, рукописями. Впечатляет длинный, почти во весь кабинет, стол, покрытый зеленым сукном. Когда приходили посетители, Владыка всегда садился с краешка, а они окружали его со всех сторон, боясь пропустить хоть одно слово святителя.

Келья Владыки на втором этаже – место его сокровенных дум и духовных подвигов. При беглом взгляде бросалось в глаза обилие икон в переднем правом углу. Перед иконами теплится лампада. У противоположной стены железная кровать, доставшаяся ему „в наследство“ от духовного отца – митрополита Мануила, которую он привез из Самары. Два кресла, небольшой стол, на котором ежедневно появлялись новые письма и книги, которые Владыка читал в редкие минуты отдыха. Тумбочка, которую он сделал собственными руками…»

Брат архипастыря, Петр, свидетельствовал, что «его отдых занимал не более двух часов в сутки. Если даже глубокой ночью в дверь звонил посетитель – отказа в приеме не было. Однажды брат пригласил меня разделить архиерейскую трапезу. Еду подали нам вместе, и я увидел в тарелке постную ячневую кашу. А Владыка смеется и говорит: „Не думаешь теперь, что твой брат здесь разносолами питается?“»

…Митрополит Иоанн скоропостижно скончался 2 ноября 1995 года и был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в архиерейском уголке, у монастырской протоки.

…Причины современной Русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда Державы, духовное одичание народа, отданного на откуп лжеучителям и слепым вождям – таковы некоторые темы многочисленных патриотических выступлений владыки Иоанна на страницах российской печати. Его труды положили начало становлению современной идеологии религиозного и национального возрождения.

Прямота высказываний, пожалуй, стала той причиной, по которой Владыка нажил себе недоброжелателей. Но по-другому он не мог. Вот что сказал архипастырь по поводу печальных событий осени 1993 года: «Оружие Церкви есть слово. Безкомпромиссное слово Истины, непримиримое ко лжи, лицемерию и человекоугодничеству. Именно сегодня оно должно прозвучать сильно и властно. Ныне народ Русский находится на грани духовной гибели. Последними действиями президента поставлена на грань государственного распада и сама Россия. Тщеславные и властолюбивые амбиции одержали верх над понятиями чести и совести, да и просто велениями здравого смысла. Так более продолжаться не может».

Жестко архиерей высказывался и о лживости западно-либеральной демократии, открыто называя истинную цель сильных мира сего – уничтожить Россию, пустив ее по ложному пути.

Никто до митрополита Иоанна так смело и ясно не говорил о том главном, что должно быть сделано нами: «Великая судьба России зависит ныне от нашего произволения. Мы – и никто иной – можем и должны воссоздать державу Святорусскую. Да будет так! Аминь».

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По материалам «Православного
духовного вестника Саракташского
благочиния» (Саракташ, 2015.

№ 1 (69)) и интернет-СМИ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник