ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Указать Русским на Русское

 

 

 

 

Пусть поэты своим искусством освятят
для нас предания родной старины, пусть в
их звуках услышим мы наконец звуки родные,

еще в детстве пленявшие нас и позабытые нами;
пусть мыслящие, трудолюбивые критики роются

в заветной сокровищнице языка, пусть они оценят
произведения национальных поэтов и Русским

укажут на истинно Русское, если холодные

сердца их не узнают своего родного.

 

С. П. Шевырев

 

В № 15 (183) мы представили вашему вниманию интервью с исследователем биографии и творчества замечательного Русского национального поэта Сергея Бехтеева В. К. Невяровичем. Владимир Константинович, в частности, тогда отметил, что «царский гусляр» (как называли С. С. Бехтеева) – это «один из самых правдивых поэтических летописцев трагедии России в ХХ веке», знакомство с произведениями которого помогает «многое понять и переосмыслить» в событиях нашей истории. Однако имя Сергея Сергеевича, к сожалению, малоизвестно для наших современников – и, очевидно, не только потому, что он окончил свои дни в эмиграции. При погребении другой талантливой, но неоцененной и фактически забытой поэтессы Лидии Кологривовой, почившей, кстати, на Родине, священномученик протоиерей Иоанн Восторгов сказал: «У поэта и писателя есть свой мученический путь: замалчивание со стороны противников, завистников и ненавистников. <…> Замалчивали и замалчивают очень многих, если не всех, писателей Русских, оставшихся верными заветам веры и Церкви, и долгу любви и служенияЦарю и родному народу».

Мы решили продолжить публикацию произведений таких «неудобных» патриотических авторов и попросили Владимира Невяровича ответить еще на несколько вопросов.

 

– Владимир Константинович, читатели «ПК» уже знают, что Вы, будучи по специальности врачом, сами пишете стихи и прозу. У Вас есть цикл стихотворений «Я искал поэтов Русских, я искал…», в котором собраны посвящения многим как знаменитым, так и безвестным широкой публике стихотворцам. А как Вы думаете, что это за сущность такая – Русский поэт? Что отличает его от сочинителей иноземных?

 

– Во-первых, традиционная Русская культура неотделима от Православия. Православие пронизывает наши литературу, живопись, зодчество, народные промыслы, праздники, песни, былинные эпосы, обряды (возьмите, к примеру, колядки или традиции Духова дня). Русская поэзия также всегда была наполнена православными мотивами. Жуковский и Пушкин, Лермонтов и Тютчев, К. Р., Баратынский, Есенин и Гумилев, Волошин, Бехтеев – у всех этих поэтов мы найдем огромное количество произведений православной направленности (я уже не говорю о таких авторах, как Александр Солодовников, который воспевает Бога почти в каждом своем стихотворении!).

Сейчас модно стало называть некоторую поэзию духовной или православной. Но однажды мой знакомый священник в ответ на оброненную мной фразу о православной поэзии вдруг в категоричной форме возразил: «А не бывает сугубо никакой такой православной поэзии. Если поэзия истинная, то она и православная». Утверждение это достаточно точное и для Русской поэзии безусловно справедливое.

Кроме того, за основу определения о Русском поэте можно взять квинтэссенцию мыслей великого Гоголя. Основное отличие Русской поэзии от европейской Гоголь видел в особом Русском лиризме. Этот лиризм близок к библейскому, он отсутствует у поэтов других наций, и его определяют два великих предмета: Россия и Царь.

В наше время, которое порой именуется периодом междуцарствия, такое важное понятие как «Царь», как правило, к сожалению, выпадает из творчества поэтов. Последними представителями Русской поэзии «с Царем в голове» были такие поэты, как Сергей Бехтеев, Владимир Петрушевский, Марианна Колосова, Арсений Несмелов... Но есть и современные поэты, которые не отказались от Царя как идеала и безусловной составляющей традиционной Русской идеологии...

Очень многие стихотворцы хотели бы называться Русскими поэтами; иных именуют так официально, даже с эпитетом «великий». Но окончательную точку здесь может поставить лишь время. Я глубоко убежден, что масштабный пересмотр критериев оценки качества литературы, музыки и, конечно же, поэзии как составной части российской литературы произойдет в будущем, если, конечно, Россия вернется на предназначенный ей Богом путь православной государственности, возможной лишь в форме Монархии.

 

– Во вступлении к Вашей книге «Волшебные слова» (Воронеж, 2011) сказано, что «право на звание Русского поэта имеет тот поэт, который знает неизвращенную историю России». Но, казалось бы, поэзия – искусство «не от мира сего», обязана ли она быть историчной? И что вообще Вы думаете о проблеме исторического просвещения в настоящее время?

– История России… Пожалуй, нет важнее дела в наши дни, чем тщательное изучение родной истории, «святой старины» по Сергею Бехтееву. Оттого и ведутся по этой теме такие баталии. Бьются за наши умы власть предержащие, дабы чего лишнего мы не узнали и думали только так, как, по их мнению, следует нам думать.

История России трагична. Уроки крушения Российской Империи как Вселенского Христианского Царства и причины гибели нового искусственного государственного образования под названием Советский Союз полностью не исследованы, государственные архивы для объективного изучения не раскрыты, самостоятельность курса нынешнего правительства остается под большим сомнением. Ренессанс социализма, «православный» сталинизм, неоязычество, оккультизм – сколько новых (и видоизмененных старых) течений встречает на своем пути человек, стремящийся «жить не по лжи»!

Истинная поэзия не может не быть историчной – иначе она будет утопичной. Поэтическая утопия тоже может отличаться красотой и талантливостью, но она уводит в туманные сферы, не дающие человеку выхода к правде и истине.

В советское время в сознание огромного количества людей были внесены ложные стереотипы, которые во многом продолжают жить, искажая взгляды на действительность и нашу подлинную историю. Особенно страшной для врага рода человеческого по сей день остается фигура Белого православного Царя.

Лучшие образцы исторической России, которую я вовсе не идеализирую, ныне представляются мне безценными ликами некоей Атлантиды или Китеж-града, чудесным образом погрузившегося в глубь озера и ставшего невидимым для врагов…

 

– Назовите, пожалуйста, имена наиболее востребованных, по-Вашему, сегодня Русских поэтов. И как Вы считаете, какими мерами следует преодолевать беду мало читающей и не интересующейся нашим подлинным национальным искусством молодежи?

– К большому сожалению, на сегодняшний день достойная антология Русской классической поэзии еще не создана. Видимо, ее время пока еще просто не пришло. А создаваться она должна молитвенно коллективом единомышленников, патриотов России, любителей и ценителей Русской литературы и истории. Поэтому Ваш вопрос корректен только с позиции отдельно взятого мнения, которое постараюсь высказать.

Классики XVIII–XIX веков фактически уже были обозначены до 1917 года в Русских учебниках литературы. Но XX век дал целую плеяду блестящих поэтов, разбросанных ветрами революций по всей вселенной. Их имена в силу идеологических причин остаются и поныне малоизвестными. Вот с возвращения в Россию этих достойных имен я бы и начал эту сложную и кропотливую работу. Современные школьники должны знать не только Демьяна Бедного, Владимира Маяковского и Михаила Светлова, но и Ивана Савина, Лидию Кологривову, Марианну Колосову, Павла Булыгина, Ивана Хвостова, Владимира Петрушевского, Сергея Бехтеева, Александра Котомкина, Николая Туроверова, Владимира Диксона, Анатолия Величковского и иных самобытных Русских поэтов, чье творчество у нас долгое время искусственно замалчивали.

Как прививать детям интерес к Русской классической литературе? Искусственно ничем увлечь нельзя. Россия должна вернуться на свой исторический путь, а пока она мечется между красной утопией и желтым либерализмом. В таких обстоятельствах шансов на возрождение культуры и воспитание высоконравственного поколения мало. Поэтому будем надеяться на лучшее и постараемся найти свое место в служении Богу, Царю и Отечеству!

 

Беседовала
Серафима СМОЛИНА

 

Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика «ПК» – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду.

Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются «новизной» технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

«Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.

Наши рек визиты: ИНН 7717694098, к/c 301018101 45250000479, наименование банка КБ «РИАЛ-КРЕДИТ» (ООО) в Отделении № 3 Московского ГТУ Банка России, p/c 40702810200000003926, БИК 044525479.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник