ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

ПОДВИГ ЭКИПАЖА

«ОГНЕННОГО ТАНКА»

 

История об «огненном танке» долгое время считалась среди жителей Минска городским фольклором. Старожилы рассказывали, что при отступлении советских войск в первые дни войны в засаде вроде бы был оставлен один танк, который впоследствии совершил по улицам города впечатляющий рейд. Но существовал ли он на самом деле, и кто эти герои, рискнувшие в одиночку сразиться с гитлеровским гарнизоном, – никто в точности сказать не мог.

Однако, как выяснилось, легенда о танке-мстителе имела под собой вполне реальную основу. Дело было так.

В июне 1941-го на складе Наркомата обороны, расположенном под Минском, служил заведующий хранилищем автобронетанковых запчастей старший сержант-сверхсрочник Дмитрий Иванович Малько. Родился он в 1916 году в Александровске (ныне – Запорожье, Украина), в 1937-м был призван в ряды Красной армии и за несколько лет прошел отменную боевую школу – воевал в Испании, на Халхин-Голе, в Финляндии.

В начале войны на складе, где служил Малько, оказался поступивший из капитального ремонта средний танк Т-28. Мощная машина была вооружена 76,2-миллиметровым орудием и четырьмя пулеметами ДТ. Выпускавшийся с 1933 года, Т-28 тогда уже считался устаревшим, особенно на фоне новейшей «тридцатьчетверки». Но по боевым показателям он по-прежнему превосходил все танки вермахта, представляя собой по сути передвижную трехбашенную крепость.

Вот эту-то машину, у которой даже не было экипажа, Малько, согласно приказу об эвакуации склада, требовалось отогнать в Могилев. Однако по дороге танк сломался, и, пока Дмитрий Иванович устранял неисправность, колонна ушла дальше. В результате «безхозный» механик-водитель вместе со своим танком перешел под команду встретившегося ему в лесу майора-танкиста по фамилии Васечкин (имя его по сей день не установлено). Он возглавлял небольшой отряд из таких же, как Малько, потерявшихся в хаосе июня 41-го курсантов. Звали их Николай Педан, Александр Рачицкий, Федор Наумов, фамилия четвертого – Сергея – осталась неизвестной.

Майор Васечкин был, видимо, инициативным и энергичным командиром. Под его руководством экипаж решил пробиваться к своим не «тихой сапой», а с боем, через оккупированный Минск. Дерзкий план был вполне осуществим – целей для мощного Т-28 в Минске было хоть отбавляй, а в боеприпасах и топливе не ощущалось нужды: на пути танкистам попались брошенные склады со снарядами, патронами и горюче-смазочными материалами.

Утром 3 июля 1941-го Т-28 въехал в город. Никакого интереса к танку с красными звездами на броне оккупанты, которых танкисты увидели на улице Ворошилова, не проявили – вероятно, решили, что это очередной трофей. Несколькими пулеметными очередями уничтожив группу фашистов, грузивших в машину ящики со спиртным, танк по деревянному мосту пересек реку Свислочь и по Гарбарной улице двинулся в центр города.

На пересечении Советской и Октябрьской улиц (ныне – проспект Независимости и улица Янки Купалы) экипаж Т-28 увидел скопление вражеской техники – танки, бронемашины, грузовики и бензовозы стояли в несколько рядов, немецкие солдаты безпечно купались в реке. И тут загрохотала танковая пушка, раздались пулеметные очереди... Через несколько минут перекресток был превращен в море огня, а танк на максимальной скорости мчался дальше, к выезду из города. По пути курсанты, прильнувшие к пулеметам, поливали огнем в ужасе разбегавшихся немцев.

 


Танк Т-28

 

В районе Золотой Горки Т-28 попал под обстрел германской противотанковой батареи. Несколько снарядов угодило в корму танка, он загорелся, но еще некоторое время продолжал двигаться. Слабой стороной этой передвижной крепости было то, что, в отличие от других советских танков с дизельными двигателями, этот работал на авиационном бензине и поэтому уже через минуту превратился в столб огня. «Покинуть машину!» – приказал майор Васечкин… Командир экипажа и один из курсантов приняли свой последний бой на Комаровской развилке Минска (ныне – площадь Якуба Коласа). Они отстреливались из личного оружия до конца и погибли как герои.

Но самое удивительное, пожалуй, состоит в том, что три члена экипажа спаслись. Заряжающий Федор Наумов попал к партизанам, Николай Педан был взят в плен и провел войну в концлагере, а раненному осколком в голову механику-водителю Дмитрию Малько удалось перейти линию фронта и попасть к своим. Впоследствии он достойно воевал в рядах бронетанковых войск: водил в атаки Т-34, «Черчилль», «Матильду», «Валентайн». Освобождал Белоруссию, Польшу и закончил войну в Кенигсберге гвардии старшим лейтенантом.

Всего за время героического рейда одинокого Т-28 по Минску танкисты уничтожили и вывели из строя около 10 танков и бронемашин противника, 14 грузовиков, 3 артиллерийские батареи. Немцы понесли крупные потери и в живой силе – «огненный танк» положил 360 офицеров и солдат вермахта.

К сожалению, подвиг отважных танкистов так и не был по достоинству оценен ни во времена СССР, ни после. Только в 1966 году, благодаря поисковой работе школьников-энтузиастов, нашелся один из участников тех событий, человек, который провел Т-28 по улицам захваченного Минска, – скромный рабочий Минского моторного завода Дмитрий Малько. Его наградили орденом Отечественной войны I степени. Но, по большому счету, история с «огненным танком» так и осталась легендой. Достаточно сказать, что до сих пор не известны имена двух членов безстрашного танкового экипажа, никак не увековечена его память.

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru


Продолжение см. в след. номере

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

ТЕРСКИЕ КАЗАКИ (продолжение). Переселение гребенцов-горцев за Нижний Терек произошло в конце XV века, после покорения турками части Кавказа и основательной резни христиан толпами Секайдара. В середине следующего века Россия вышла к Каспийскому морю, и тогда гребенцы-христиане, перед лицом грозного врага, турок, согласились вместе с кабардинцами служить интересам московского Царя. За это Иван Грозный признал их право на земли Терского Понизовья и обещал им свое покровительство. В 1567 году, выполняя обещание, Царь приказал своим людям укрепить казачий городок Терка в устьях реки Сунжи. С этого времени терские казаки и кабардинцы непрерывно противодействовали туркам в их продвижении из Крыма к персидскому Дагестану. Но после турецкого нашествия в 1582 году от Терки осталось только Суншинское городище. В 1588 году Россия воздвигла новое укрепление с тем же названием – Терка и Терский редут, но теперь ближе к морю в устьях Терека. Сюда перевели часть служилых казаков из Русских «верховых городов» (с Верхней Волги), где в них не стало нужды. В 1640 году кроме них и стрельцов в Терке находилось также 70 дворов кабардинских узденей, а гребенцы из года в год пополнялись казаками с гор, Волги и Дона. Живя в условиях напряженной борьбы с турецкими вассалами, терские казаки все же находили время для своих хозяйственных нужд, разводили пчел, сады и виноградники, пасли стада и табуны, сеяли хлебные злаки. Очень рано здесь стало развиваться виноделие, шелководство и добыча дикорастущей марены – в то время дорогого растения, корни которого содержат красящие вещества.

В 1722 году Император Петр I переселил часть терских казаков в район новой крепости Святой Крест у речной протоки Аграхань; туда же через два года переселена тысяча семей с Дона, основавших там пять городков. Однако условия жизни и климат в этой местности оказались настолько губительными, что большая часть поселенных здесь казаков скоро погибла. К тому же в 1735 году эти земли пришлось снова отдать Персии, и тогда аграханские казаки, поредевшие от боевых потерь и болезней, возвратились за Терек. Они поселились в заново укрепленном Кизляре и в четырех городках: Александровском, Бороздинском, Дубовском и Каргалинском, которые они построили на Тереке ниже старых поселений гребенцов. Эту часть терских казаков акты называют «семейными».

 

По материалам: Казачий словарь
справочник: В 3-х т. / Сост.
Г.В. Губарев. Редактор-издатель
А.И. Скрылов. Кливленд, Огайо;
Сан-Ансельмо, Калифорния,
1966–1970; репринт: М., 1992.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник