ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
«БЛЮДИТЕ УБО...» СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОТКРОВЕННЫЙ

взгляды на будущий строй земной жизни

 


Вода отдает своих мертвецов. Фрагмент фрески Страшного Суда.
Знаменский собор, Великий Новгород, XVII век

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 14

 

Из этих слов апостола нельзя выводить необходимости окончательной гибели при Втором пришествии всего видимого мира, неба, земли, воздуха и т. д. Прохождение небес или, как у Иоанна Богослова, бежание неба означает, по святому Андрею, обновление (см.: Откр. 20, 11; Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 178) видимого мира.

У апостола Петра это обновление должно произойти посредством огня, который разложит, быть может, его материальные формы на первоначальные атомы.

Неизвестно, какой именно вид примет преобразованный мир. Но, во всяком случае, по свидетельству Иоанна, он будет новым, несравненно лучшим (см.: Откр. 21, 1; Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 187). Поэтому и апостол Павел говорит, что тогда сама тварь освободится от работы истления в свободу славы детей Божиих (см.: Рим. 8, 21).

Вот в чем и какова цель будет заключаться в разрушении мира при страшном Втором пришествии Христа.

Мы сказали выше, что силою Второго пришествия Спасителя вслед за гибелью мира последует воскресение мертвых и изменение оставшихся живых людей. Лучше сказать, что вместе с физическим преобразованием мира при Втором пришествии Христа произойдет и воскресение мертвых, и указанное изменение.

Ясное и прямое учение о воскресении мертвых мы находим у Самого Спасителя. Обращаясь к иудеям, искавшим Его смерти за то, что Он считал Себя равным Богу, Спаситель в доказательство Своего Божественного достоинства ссылается на Свои Божественные свойства: «Ибо, что творит Отец, – говорил им Христос, – то и Сын творит также... Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет... Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут... И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (ср.: Ин. 5, 19–21, 25, 29).

Не будем приводить других свидетельств Господа Нашего Ииcyca Христа (см.: Там же. 6, 40, 54; Мф. 22, 30–32 и др.). И уже указанного вполне достаточно, чтобы убедиться в Божественности учения о воскресении мертвых. Процитированные выше слова Спасителя слишком ясны, чтобы осталось место каким-либо сомнениям и колебаниям.

Тем более мы должны сказать это, что данное учение Христа со всею ясностью и подробностью мы находим и у святых апостолов.

Последние, являясь для нас высочайшими носителями учения Христа и в слове, и деле , оставили нам свое непогрешимое понимание учения Спасителя. Имея в виду то или другое учение Христа и раскрытие его апостолами в непогрешимом, ясном и подробном освещении благодатного разума, мы должны только благоговейно без всяких колебаний и произвольных толкований принимать это учение.

С особенною полнотою учение Христа о воскресении мертвых раскрыто у апостола Павла (1 Кор. 15, 12–33; 2 Кор. 4, 14; Флп. 3, 11; 1 Фес. 4, 13–14; 2 Тим. 2, 11–12)

У апостола Павла необходимость воскресения мертвых основывается на факте воскресения Христа. Если нет воскресения мертвых, – говорит он коринфянам, – то и Христос не воскрес (1 Кор. 15, 13).

У апостола догмат о воскресении мертвых, таким образом, связывается с догматом воскресения Христа. Отрицание первого неизбежно повлечет за собою и отрицание второго. А отрицание воскресения Христа приведет, по апостолу, к уничтожению веры во Христа, к безплодности апостольской проповеди (см.: Там же, 14), взгляду на апостолов как на проповедников лжи (см.: Там же, 15), к отрицанию искупительных заслуг (см.: Там же, 17), к несчастнейшему положению христиан в мире (см.: Там же. 19, 30–32).

Так всесторонне и систематично раскрывается апостолом учение о воскресении мертвых и доказывается его необходимость.

Выяснивши последнее, апостол Павел раскрыл и естественность факта воскресения мертвых. Всеобщее воскресение чрез Христа является у апостола сообразным со всеобщим умерщвлением через Адама. Как в Адаме, – говорит апостол Павел, – все умирают, так во Христе все оживут (Там же. 15, 22). Здесь раскрывается не простое сравнение, а закон причинности, действующей в двух родоначальниках.

Желая нагляднее показать естественность воскресения мертвых, апостол обращается к аналогичному явлению в физической природе и сравнивает воскресение человека с оживлением сгнившего зерна в земле (см.: Там же, 35–38).

Таково учение апостола Павла о воскресении мертвых.

Ему же принадлежит и раскрытие учения об изменении тел воскресших и живых при Втором пришествии.

Показавши всю естественность воскресения мертвых (см.: Там же), сказавши о разностях тел небесных и земных (см.: Там же, 39–41 ст.), апостол говорит: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе...; сеется тело душевное, восстает тело духовное... Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, [так] будем носить и образ небесного (Там же, 42–49).

Таким образом, этими словами апостол показывает нам, что тела воскресших будут изменены, сделаются нетленными, одухотворенными, подобными телу Христа, с которым Он являлся по воскресении Своим ученикам чрез затворенные двери.

Такое же изменение примут, по учению апостола Павла, и тела оставшихся ко Второму пришествию Христа живых людей.

Говорю вам тайну, – учит апостол, – не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему подобает облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие (Там же, 51–53).

Как разрушение мира, так и изменение тел умерших и живых людей во время Второго пришествия прямо не раскрываются в учении Спасителя. Впрочем, на первое есть указание там, где Спаситель, изображая Свое страшное пришествие, говорит о спадении звезд и колебании сил небесных. Этими словами знаменуется тот небывалый физический переворот, который произойдет тогда во вселенной и на земле.

Что же касается до факта изменения тел живых и умерших, то это предполагается в словах Спасителя, когда Он говорит о Своем пришествии. По словам Господа, Он явится на облаках небесных с безсметным числом Ангельских Сил. Ангелы соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их, а также и все соблазны и делающих беззакония (см.: Мф. 24, 31; 13, 41).

Отсюда видно, что Суд будет происходить не на земле, а на воздухе, на облаках, куда перед Сидящим на престоле Божественным Судьею – что видел Иоанн в Откровении – соберут всех людей для Суда.

Отсюда понятно, что то изменение воскресших и живых людей, о котором говорит апостол Павел, само собою предполагается у Спасителя в Его словах о Своем пришествии для Страшного Суда.

Свидетельства относительно этого последнего завершительного события во Втором пришествии Христа отличаются в слове Божием прямотою, ясностью и большою количественностью. Нет нужды их приводить здесь все. Минуя апостольские (см.: 1 Петр. 4, 5; 2 Петр. 2, 9; 3, 7; Иуд. 5, 6; 2 Фес. 1, 5–9; Откр. 20, 11–14 и др.), мы обратимся к свидетельству Самого Христа, отличающемуся особенною ясностью, силою и наглядностью.

Много раз Спасителю приходилось говорить слушающим о всеобщем Страшном Суде Своем. Желая раскрыть пред народом, как страшен и сколь важен будет этот день для грешников в особенности, Он прибегал к притчам и сравнениям. Так, в притчах о плевелах (см.: Mф. 13, 24–30), о неводе (см.: Там же, 37–43), о царе, который стал считаться со своими должниками (см.: Там же. 18, 23–35), о царе, который сделал брачный пир для сына своего (см.: Там же. 22, 1–14), о талантах (см.: Там же. 25, 14–30) Спаситель в сильных и страшных образах показал всю важность будущего судного дня. Тут каждый человек должен будет дать отчет о своей жизни, о каждом своем движении, о каждом слове, и горе будет тому, кто окажется осужденным. Ему уготованы вечные мучения, представленные в указанных притчах под образом геенны, тьмы кромешной (внешней) или огненной печи, где будет вечный плач и скрежет зубов.

Но в особенно ярко, наглядно и сильно Господь представил Страшный Суд Свой Своим ученикам после того, как сказал им о признаках Своего пришествия и необходимости всегда быть готовым к нему (притча о десяти девах и талантах; см.: Там же. 31–46).

Здесь к словам Спасителя невозможно никакого другого отношения, кроме явно положительного или явно отрицательного. Игнорировать или как-то иначе толковать их нельзя. Совершенно откровенно, без какой-либо иносказательности или скрытого подтекста, Христос передал мысль о Страшном Суде Своем.

Когда же приидет Сын Человеческий, – говорил Спаситель, – во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Там же, 31–33).

Таким образом, перед Судом Христа предстанет весь род человеческий, существовавший от самого начала своего появления на земле и до Второго пришествия. Представши на Суд, он будет разделен Спасителем на две половины.

«Ныне, – говорит святой Златоуст, – не разделены, но смешаны все: а тогда будет разделение и самое точное. Сперва Христос разделяет их по местам и обнаруживает каждого; а потом и самыми наименованиями показывает внутреннее расположение каждого, и, называя одних козлищами, а других – овцами и показывая, что первые не приносят никакого плода, а последние – обильный плод, т. к. овцы приносят большую пользу тем, что приносят волну, молоко, ягнят, чего вовсе не доставляет козел. Впрочем, безсловесные животные не приносят плода или приносят по своей природе, а люди по своему произволу. Потому те из них, которые не приносят плодов, подвергнутся мукам, а приносящие плоды получат венцы» (Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. С. 793).

Но Спаситель не прежде даст праведным блаженство, а грешникам мучение, как рассудится с людьми. Одних Господь восхвалит за то, что они Его плачущего накормили, жаждущего напоили, когда Он был странником, приютили, когда был нагим, одели, когда был болен, призрели, когда был в темнице, посетили, – и даст им Царство, а других, обличив в противоположных поступках, пошлет в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (см.: Мф. 25, 34–41; Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. С. 792). И пойдут, – говорит Спаситель, – сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).

Этим моментом из Страшного Суда Христова и закончится совершенно история земной жизни человечества. После этого уже настанет иная жизнь, жизнь вечная, духовная, безсмертная, полная неописуемого веселья для праведных и непередаваемых мук для грешных.

Таково откровенное учение о будущих судьбах нашего мира. Таков откровенный взгляд на будущей строй земной жизни.

 

Н-й С-в [Николай СОБОЛЕВ].
Социалистический и откровенный взгляды
на будущий строй
земной жизни. СПб., 1907.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник