ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ СВЕТ МИРУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Оптинский светильник

12/25 июля – память оптинского старца-исповедника
Даниила (Фомина)

 


Отец Даниил

 

 

Оптинское старчество – необычайно яркое и значимое явление XIX – начала XX века. Земля благословенной Оптиной подарила Небу не только плеяду известных и уже прославленных святых, но и едва ли не больший сонм их учеников и последователей – подвижников минувшего столетия. Время смуты и катастроф, время искушений, мученичества и смерти определило судьбу многих тысяч Русских исповедников Православия, среди которых особым, неповторимым светом сияют человеками еще не прославленные, но Богом сопричисленные ко святым оптинские светила. Об одном из них – иеромонахе Данииле (Фомине) – и пойдет сегодня речь.

 

Иеромонах Даниил (в миру Дмитрий Кириллович Фомин) родился 25 июля 1875 года в Московской губернии. Родители: отец – Кирилл Федорович, мать – Анастасия Ивановна, из крестьян Самарской губернии, Бузулукского уезда, Графской волости села Ивановки. Переехали под Москву, в Можайск, во время холеры, в голодный год (до 1875 г.). Отец подвижника работал извозчиком и дворником, мать занималась хозяйством.

Окончив успешно четырехклассную городскую Сокольническую школу, Дмитрий поступил учеником в мастерскую серебряных и золотых изделий,  позже стал мастером и проработал там до 20-летнего возраста. Когда юноше исполнилось 17, скончался его отец, и на содержании Дмитрия остались мать и две сестры.

На 22-м году жизни он поступил на пять лет на военную службу, которую проходил в Ашхабаде. Однажды, при переезде по служебным делам по Каспийскому морю, он с сослуживцами попал в сильную бурю, корабль бросало как щепку, спасение казалось невозможным, все были обречены на гибель. Но вдруг он увидел в воздухе икону Матери Божией (материнское ему благословение). И внезапно буря утихла. Позже он узнал, что в это время за него молилась мать. И потом в его жизни еще неоднократно проявлялось дивное заступничество Божие.

В 1905 году началась японская война. Дмитрий уходит на фронт, а по возвращении с войны посещает различных известных старцев и православных подвижников и просит благословения на монашеский путь. Старцы его благословили, однако не указали, куда ему поступить. Сам он хотел идти на Валаам. Но сестра Дмитрия, Анастасия (впоследствии монахиня Архелая), тоже решила посвятить свою жизнь Богу. А т. к. она еще мало знала о духовной жизни, то брат направил ее сначала в Оптину Пустынь, а затем в Шамордино, в монастырь, находившийся в двенадцати верстах от Оптиной. Шамординские насельницы состояли под духовным руководством Оптинских старцев. В Оптиной же старцы все одинаково сказали Анастасии: «Ты поступишь года через три, а брат твой пусть теперь же приезжает к нам в обитель».

И вот Успенским постом Дмитрий едет в Оптину, чтобы лично увидеться со старцами и получить у них благословение на поступление в монастырь. «Но куда я поступлю, я еще и сам не знал», – вспоминал впоследствии отец Даниил. Только после беседы со старцем Иосифом он получил от Господа, через старца, указание остаться в Оптиной. «Как с плеч свалилось что-то, мне сделалось легко, и я почувствовал духовное утешение», – рассказывал позже батюшка.

Во время первой германской войны инока Даниила призвали в армию, но старцы предсказали, что на фронте ему не быть. И слова эти исполнились: как только его направляли на фронт, кто-нибудь в части заболевал, начинался карантин, и так случалось до трех раз. Война окончилась, и по молитвам старцев он вернулся в обитель.

В Оптиной отец Даниил нес послушание в ювелирной мастерской, где в совершенстве овладел церковным ювелирным ремеслом. Под мудрым руководством старцев он стяжал разум духовный. В 1919 году был рукоположен во диакона, позднее – во иерея.

Знавший отца Даниила при жизни протоиерей Михаил Калугин из Самары вспоминал: «Он был преемником великих Оптинских старцев – Варсонофия, Анатолия и других – уже прославленных в лике святых. У старца Анатолия Оптинского он был даже письмоводителем. Под его диктовку отвечал на письма людей. Уже после учебы в семинарии и службы в армии я однажды оказался в Ханкале, в гостях у одной благочестивой семьи. Мне там показывали два письма, написанные Оптинским старцем. И моя сестра по почерку узнала руку отца Даниила! Взяли его в письмоводители, потому что он был человеком грамотным и пытливым к духовной жизни. А до поступления в монастырь он был золотых дел мастер. Этот навык в нем сохранился до глубокой старости. Он нам отлил серебряный крест из полтинников».

После революции 1917 года Оптину Пустынь и Шамордин монастырь закрыли. Старец Даниил с сестрой переселились в город Козельск в нескольких километрах от Оптиной, где действовали четыре церкви. Подвижник любил ходить в Никольский храм и там принимал участие в церковных службах. В Козельске он сподобился явления святителя Николая, который предсказал ему трехлетнее заключение, что и сбылось.

Вскоре из-за преследований властей отец Даниил уехал на Родину – в Оренбургскую область, но и там его арестовали. Он попал в ссылку в город Котлас, где строил бараки для ссыльных. В этих бараках произошел следующий чудесный случай. Зима. Глубокой ночью, когда после утомительного дня все спали, приходит в барак человек и спрашивает отца Даниила: «Вы иеромонах?» Тот ответил: «Да». «Мне нужно исповедаться». «Но я не имею при себе епитрахили и креста с Евангелием», – ответил отец Даниил. «Я сам – священник и сын священника, душа моя скорбит смертельно. Я отступал от Бога, предавал своих собратий священников, творил беззакония с женщинами».

 


Благословенная Оптина

 

Они отошли в конец барака за железную печь и приступили к Таинству Исповеди. Священник стал чистосердечно и искренно каяться, рассказывая про свои беззакония, так что отец Даниил ужаснулся, подумав: «Могу ли я разрешить такие грехи, как отступничество священника от Бога и другие тому подобные?» Но в конце Исповеди над ними вдруг воссиял свет. Через это отец Даниил познал, что Господь прощает грешника, и, положив руки на голову исповедующегося, прочитал над ним разрешительную молитву. Когда батюшка сказал ему: «Вставай», – тот был уже мертв. Он умер, стоя на коленях. Благодаря этому случаю старец осознал, что как бы ни был безмерно виноват грешник перед Богом, если он чистосердечно раскается, Господь его прощает.

По прошествии трех лет отец Даниил был реабилитирован, вернулся в родную Ивановку. И снова начались на него гонения от властей. Тогда ему пришлось переехать в Калугу, где он 11 февраля 1940 года был арестован в числе девяти священнослужителей и монашествующих по обвинению в «антисоветской пропаганде». Содержался в калужской тюрьме и перенес много скорбей и испытаний, но был утешен от Господа откровениями о своей судьбе: ему являлись Оптинские старцы Амвросий, Иосиф, Исаакий, Нектарий и Анатолий, наставлявшие его в молитве и укреплявшие в несении креста. 17–19 августа во время выездной сессии Тульского областного суда в Калуге отец Даниил отказался признать себя виновным и был приговорен к восьми годам ссылки.

Отбывал срок он в городе Уральске, где работал в ремесленной артели и служил в местном кладбищенском храме. Через четыре года был выслан в поселок Джамбейта (150 км от Уральска), где пробыл еще 3,5 года. После удовлетворения просьбы об освобождении старец около 1945 года возвратился в село Вторая Михайловка Оренбургской области. По благословению архиепископа Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского) (впоследствии митрополита Куйбышевского и Сызранского) около года служил в молитвенном доме Ивановки. Затем был вновь арестован и сослан в город Кзыл-Орда (Казахстан). Освобожден из ссылки в 1948 году, жил во Второй Михайловке, зарабатывал на жизнь починкой обуви, металлической посуды, часов, изготовлял для верующих нательные крестики.

О годах, проведенных в узах, старец поведал: «Я пребывал до допроса в девятимесячном одиночном заключении. Камера была размером около двух шагов. В ней находился стол и сиденье. Но лечь было нельзя, спать – только сидя. И не было уже сил находиться в сидячем положении. Всегда приходилось быть в движении, ибо при засиживании члены тела невыносимо сковывались. Хотелось хотя бы раз лечь, вытянувшись во весь рост. Однажды я удивился сам: проснувшись, увидел себя лежащим вытянувшимся во весь рост. Это чудо Божие: камера была раздвинута.

Хлеб, который подавали в окошечко, был серым и слишком малым. Мне его не хватало, чтобы насытиться. Однажды, помолившись, я благословил хлеб и только положил его на столик, как этот кусочек стал белым и во много раз увеличился, и мне хватило его на сутки».

С 1952 года отец Даниил проживал в городе Сорочинске. Перед кончиной долго и тяжело болел; был напутствован Святыми Таинами. В его отпевании участвовал иеромонах Иоанн (Снычев), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, выдающийся подвижник наших дней. Из Сорочинска гроб с телом старца несли на руках, на всем пути его встречало множество народа. Похоронен он был рядом с матерью на кладбище села Вторая Михайловка, и его могилка стала местом поклонения и паломничества.

Безупречный монах и пастырь, подвижник до конца жизни окормлял многочисленных духовных чад. Все отмечали его глубокое смирение, незлобие, послушание и нестяжательство. Он никогда не назначал платы за требы, сам помогал приходившим к нему. Имея великий дар рассуждения, утешал людей в трудных испытаниях, удерживал от отчаяния и греховных поступков. Разговаривал спокойно, вполголоса, вокруг него всегда было много детей. По благословению владыки Мануила дневники и записные книжки отца Даниила были отпечатаны и расходились в машинописных копиях среди верующих.

О старческом служении батюшки его духовные чада вспоминали: «Чтобы представить, как относились к старцу его мирские посетители: ученые, простолюдины, интеллигенты, невежды, богатые и нищие, – достаточно сказать, что все они приезжали издалека, по нескольку дней проводили возле старца и всегда чутко ловили каждое его слово. Почитатели отца Даниила повседневно, с утра до вечера, теснились у его кельи. Он ежедневно получал десятки писем со всех концов Руси и посылал на них ответы. <…> Когда-нибудь Русская земля назовет отца Даниила одним из великих своих подвижников».

Окончание см. на стр. 12

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник