ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МОНАРХИЯ УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Правда о первом Русском Царе

 


«Царь Иоанн Васильевич Грозный»
С портрета, находящегося в Кунсткамере Академии наук

 

Продолжение. Начало см. в № 13 (205)

 

Мы продолжаем публикацию беседы о Государе Иоанне Васильевиче IV Грозном с историком Дмитрием Стоговым, кандидатом исторических наук, доцентом, заместителем заведующего кафедрой истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» по учебной работе.

 

– Что Вы можете сказать об источниках по царствованию Иоанна IV? Желающий разобраться с этим вопросом человек сталкивается, с одной стороны, с известными псевдонаучными ярлыками: «террор», «насилие», «жестокость»... С другой – труды по апологии Грозного Государя, к сожалению, часто не привлекают должного внимания, оцениваются предвзято и однобоко и не воспринимаются всерьез. Почему сложилась такая ситуация? Существуют ли вообще объективные исторические сведения о том времени? Работы каких авторов можно считать здесь надежными ориентирами?

– Источников по эпохе Иоанна Грозного, дошедших до нас, не так уж и много. В целом их можно классифицировать следующим образом:

– юридические акты, государственные бумаги;

– летописи;

– сочинения на тему о переустройстве общества, например «Челобитные» Ивана Пересветова;

– записки иностранцев о России;

– памфлеты («История о Великом Князе Московском» А. Курбского) и письма (переписка Грозного с Курбским).

– произведения устного народного творчества – песни, сказания.

Актов и государственных бумаг сохранилось очень мало; опричные архивы были уничтожены.

Примечательно, что до нас, к примеру, дошла весьма интересная опись архива Посольского приказа 1626 года, в которой упоминаются отдельные документы, связанные с эпохой Грозного Царя, однако утраченные.

Есть разные предположения о причинах исчезновения официальных документов той эпохи. Согласно наиболее распространенному из них, они погибли в ходе пожаров (как известно, Москва горела не раз, в том числе в 1612 и 1812 гг.). Еще по одной версии (ее отголоски можно встретить в произведениях С. В. Фомина), опричные архивы (в том числе такие важнейшие документы, как Учредительная грамота опричнины) были уничтожены намеренно – вероятно, работавшим во второй половине XVIII века в Московском архиве Министерства иностранных дел Н. Н. Бантыш-Каменским и его учеником Н. М. Карамзиным, имевшим отношение к масонским ложам, – для того чтобы скрыть правду об опричнине. Подтвердить или опровергнуть эту версию мы затрудняемся – как известно, масоны (если, конечно, это дело их рук) умеют хранить свои тайны…

Среди летописных источников выделим следующие. Это «Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича», охватывающий период с 1533 по 1553 годы и датированный исследователем Н. Ф. Лавровым 1553–1555 годами; Патриаршая, или Никоновская, летопись, являющаяся наиболее полным летописным сводом по исследуемому периоду; т. н. «Царственная книга», принадлежащая к числу лицевых рукописей, образующих собой один Лицевой летописный свод (его мы уже упоминали), и охватывающая время с сентября 1533 года по 1553 год; Пискаревский летописец (XVII в.), названный так по имени владельца рукописи Д. В. Пискарева, рассматривающий период с древнейших времен до 1615 года; Александро-Невская и Лебедевская летописи, входящие в состав летописного свода из пяти книг и датированные историком Н. П. Лихачевым серединой 17 столетия; Воскресенская летопись, Псковские летописи и др. К летописным источникам можно также отнести «Повесть о походе Ивана IV на Новгород в 1570 году»; «Повесть», приписываемую князю И. М. Катыреву-Ростовскому (1626 г.), в которой в виде приложения приведены интереснейшие описания характеров и деяний Царей, в т. ч. Ивана Грозного; «Временник» дьяка Ивана Тимофеева (XVII в.), включающий, в частности, период царствования Ивана Васильевича.

Я неслучайно указываю даты создания летописей. Как мы видим, большинство из них были написаны не очевидцами тех событий, а по прошествии некоторого количества лет, в 17 столетии. Разумеется, степень достоверности приводимых в них сведений должна быть подвергнута самой скрупулезной проверке.

При изучении летописных источников также необходимо учитывать, что зачастую они полны разных анахронизмов и нелепостей. Поэтому их нужно обязательно сопоставлять с другими источниками. Кроме того, до нас дошли достаточно скудные сведения об опричнине, т. к. вскоре после ее введения Грозный затребовал к себе в Александровскую слободу текущие летописные записи и, видимо, не вернул их Посольскому приказу (а может быть, вернул, но впоследствии они пропали вместе с опричными архивами?!). Примечательно, что по каким-то неведомым причинам официальное летописание обрывается 1568 годом. Так «следы Русского летописания, – по выражению историка Р. Г. Скрынникова, – затерялись в опричной Александровской слободе» (Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 132). К сказанному добавим, что, может быть, и не затерялись, а были сознательно уничтожены…

Историки, таким образом, при изучении эпохи Грозного, и в первую очередь опричнины, вынуждены обращаться к крайне тенденциозным мемуарам и записям иностранцев о России, переполненным проектами сокрушения «варварской Московии» и леденящими душу рассказами о «зверствах» «московского тирана». Несомненно, многие факты в этих источниках (например, в следующих книгах: английского посланника к Царю с целью заключения дружественного союза Джильса Флетчера «О государстве Русском…»; агента английской торговой компании Джерома Горсея «Записка о России XVI – начала XVII в.»; перебравшегося в «Московию» и ставшего опричником Генриха Штадена «О Москве Ивана Грозного»; переводчика доктора А. Лензеля при разговорах с Иваном Грозным А. Шлихтинга «Новое известие о России времени Ивана Грозного» и др.) сильно преувеличены и не могут восприниматься как достоверные. К примеру, Горсей утверждал, что при разгроме Новгорода в 1570 году от рук опричников погибло якобы аж 700 тысяч человек, тогда как население этого города в те времена едва превышало несколько десятков тысяч жителей. Поэтому эти источники особенно важно сопоставлять с Русскими, хотя по отношению к периоду опричнины количество последних очень ограничено. Опричные же архивы до нас, к сожалению, как я уже отметил, не дошли. Отсутствие нормальных исторических материалов и порождает море загадок.

Что же касается объективных исследований об эпохе Ивана Грозного, то в принципе основные из них я перечислил, отвечая на первый вопрос. Особенно хочется остановиться на книге И. Я. Фроянова «Драма Русской истории: на путях к опричнине».

Работа историка представляет собой скрупулезное, основанное исключительно на научно установленных и критически проанализированных фактах исследование и лишена публицистичности. Но, несмотря на это, монография читается на одном дыхании. Собственно говоря, исследование И. Я. Фроянова посвящено не самой опричнине, а лишь путям к ней, т. е. объективным причинам, вызвавшим это спорное и дискуссионное в исторической науке явление. Как считает ученый, опричнина Иоанна IV стала ответом на серьезную угрозу Русской государственности и Русской Церкви, сложившуюся в религиозно-политической обстановке того времени (угрозу прежде всего со стороны новгородской ереси, известной в Русских источниках как «ересь жидовствующих»), и послужила действенной защитой молодого единого Русского государства.

Стоит отметить научную новизну сочинения. Ранее, начиная с первых десятилетий XIX века, в многочисленных работах предшественников, посвященных царствованию Иоанна Грозного, как правило, грандиозная фигура первого Русского Царя либо сознательно, либо, образно выражаясь, «из-за пошлой инерции мысли» была оболгана и принижена. А в труде И. Я. Фроянова она поднимается во весь свой исполинский рост и рисуется положительным персонажем.

– Как Вы сами оцениваете значение Иоанна IV в истории России? В каком состоянии он принял и оставил государство? Каковы главные достижения его царствования и «проблемные» моменты?

– Я уже говорил о том, что в начале правления Иоанна Грозного наша страна была молодой и быстро развивающейся. Вместе с тем существовал ряд проблем, которые требовалось решать (они перечислены в ответе на второй вопрос). К сказанному добавлю, что на момент Венчания Иоанна на Царство (1547 г.) со свержения  монголо-татарского ига (1480 г.) не прошло и 70 лет. Представьте себя на месте юного Царя: менее 70 лет назад государство еще было лишено полноценной независимости! Конечно, учитывая все вышесказанное, необходим был большой рывок для преодоления экономического отставания от развитых стран Европы. И молодой Грозный задумал и провел весьма прогрессивные для своего времени и удачные реформы. Россия уже в 1549 году получила сословно-представительный орган власти – Земский собор, который успешно функционировал вплоть до XVII века. Именно в годы правления Царя Иоанна активно развивалось и местное самоуправление – в виде т. н. «излюбленных голов», т. е. выборных людей. Таким образом, уже в XVI веке у нас появились передовые для того времени и достаточно демократические (в изначальном смысле слова, а не в изрядно дискредитированном недавними ельцинскими реформами) органы власти. Именно Иоанн Грозный положил начало созданию регулярной армии (стрелецкого войска). Именно он отменил архаичные кормления (содержание должностных лиц местным населением) и ввел систему прямого жалования служилым людям (окладов). Я уже говорил про необходимость унификации церковной жизни, что совершилось на Стоглавом Соборе 1551 года. На т. н. Макарьевских Соборах (Поместных Соборах, созванных митрополитом Московским Макарием в 1547 и 1549 гг.) были прославлены величайшие Русские святые – святой благоверный князь Александр Невский, преподобные Александр Свирский, Зосима и Савватий Соловецкие и многие другие. Перечислять достижения во внутренней политике Иоанна Грозного можно очень долго.

Как мы уже отметили, перед страной стояли и грандиозные внешнеполитические задачи. Прежде всего нужно было устранить постоянную угрозу с востока, и это удалось – к России были присоединены Казанское, Астраханское, Сибирское ханства; Ногайская орда признала вассальную зависимость от Иоанна, а в 1577 году Русское войско взяло столицу Орды, Сарайчик.

Как современники, так и потомки признавали внешнеполитические успехи Царя. Вспоминаются замечательные стихи подлинно народного поэта XIX века А. В. Кольцова (1841 г.):

 

Из лесов дремучих, северных

Поднялась не тучка темная;

А рать сильная, могучая –

Царя Грознова, Московскова.

 

Словно птица быстролетная

Пролетела море синее…

Перешла так сила Русская

Степь пустую, непроходную.

 

И пришла она, незваная,

К Царству славному, Казанскому,

К бусурману – хану лютому,

К свому недругу заклятому.

 

И куда еще – спит зорюшка,

А уж бьется Русь с татарином, –

Стены крепкие разрушила –

И пошла гулять по городу;

 

Воеводы, рати храбрые

Ездят, бьют татар по улицам;

А на башне с Русским знаменем

Юный Царь стоит – как солнышко!

 

(«Русская песня», 1841 г.)

 

Продолжение см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник