ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Молитесь за умерших!

21 октября / 3 ноября – Димитриевская родительская суббота

 

 

Смерть близких, дорогих нам людей является одним из самых тяжких испытаний, посылаемых Господом Богом нам, немощным, в этой временной жизни. Нет горше слез, чем слезы матери о безвременно отошедших в могилу любезных сердцу чадах. А с горем вдовиц и сирот какое горе сравнится? Однако ко всем этим глубоко несчастным людям, по взгляду мира, безутешным людям, Господь и Спаситель наш обращается с увещанием: «Не плачьте!» Их же увещает и святой апостол Павел: «Не скорбите!» Что значит это? Конечно, не то, что мы должны из сердца выкинуть, забыть дорогих нам покойников. Нет. Мы должны любить их по смерти, как любили при жизни их, – но не скорбеть об их смерти, ибо для нас, христиан, общение любви с дорогими нам лицами смертью не расторгается. Сам Господь даровал нам благодатные средства для такого общения. К таким средствам относится, прежде всего, молитва. Она и между живущими, но разлученными друг от друга на земле, есть самое лучшее средство духовного общения. Так, святой апостол Павел всегда молил верующих непрестанно молиться о нем, чтобы Господь дал силу и действенность его слову и проповеди, равно как и сам он непрестанно молился о них, чтобы Господь утвердил их в вере и жизни христианской. И нет сомнения, что молитва за верующих вспомоществовала апостолу, а его молитва – верующим.

Поразительный пример силы и действия взаимной молитвы находим в Деяниях святых апостолов. Святой апостол Петр, заключенный в темнице, спал между двумя воинами, молитва же бе прилежна бываема от Церкве к Богу о нем (Деян. 12, 5). Что же было следствием этой молитвы? В ту же ночь Ангел Господень явился в темницу, разбудил спавшего апостола и вывел его из темницы. Тем более сильна и действенна молитва в отношении к душам умерших, для которых по разлучении с телом нет других утешений, кроме молитвы, и нет других радостей, кроме радования о Господе. <…>

Но кто исчислит все узы, которыми душа наша может связать себя в этой жизни и остаться связанной на всю вечность? Один позавидовал своему ближнему в глубине души своей – и уже наложил узы на душу свою. Или посмеялся недостатку ближнего своего – и сделался, по слову Господа, повинным геенне. Иной сказал лживое слово – и сделался сыном отца лжи. «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит» (Служба понедельника 1-го гласа). Посему, как бы свята ни была жизнь человека, никто не может поручиться, что он перейдет в мир иной вполне примиренным с Богом, что молитвенное заступничество живых собратий ему не нужно. Не было ли глубоко и искренне покаяние святого Ефрема Сирина? Но и он, предчувствуя кончину, молил ближних своих: «О братие, напутствуйте меня в горний мир молитвами, псалмопениями и приношениями. Когда же исполнится 40 дней по смерти моей, совершите по мне память, потому что мертвым помогают молитвы и приношения, совершаемые живыми».

Другое средство общения живых с умершими – это милостыня. «Желаешь ли почтить умершего – принести ему дар, почти его милостынями, благотворениями и служениями» (св. Иоанн Златоуст). Пошлите умершим в горний мир дары через руки нищих, страждущих. Сотворите по силе своей милостыню во имя усопших и будьте уверены, что дар ваш дойдет по назначению. Порукою сему Господь наш Иисус Христос, сказавший: Понеже сотвористе единому сих братий моих менших, Мне сотвористе(Мф. 25, 40). А Он ли, Всемогущий, останется в долгу у нас?

Напитай во имя Его алчущего и жаждущего напои – и Господь насытит душу усопшего брата твоего явлением пресветлого, радостнотворного лица Своего и напоит его из источника благодати Пресвятаго Духа Своего. Быть может, обнаженная добрых дел и окаянная грехами душа сродника твоего стыдится пред святыми Ангелами и сама укрывается от лица Божия во тьме и мраке преисподней? Одень во имя ее нагого, омой ноги утомленному путнику, укрой пришельца – и Господь милосердный облечет ее одеждою заслуг Своих, украсит ее порфирою оправдания Своего, омоет греховные нечистоты честною Кровию Своею. Быть может, душа друга твоего связана пленицами грехов и томится в темнице неведения лица Божия? Поспеши во имя ее в темницу, облегчи сердце узников состраданием и помоги им – и Господь пошлет светлых Ангелов утешить душу друга твоего в скорби, укрепить ее надеждою, обрадовать ее обетованием милости Божией. Быть может, переселившаяся отселе в мир духовный душа, не сблизившись молитвою с его святыми обитателями, явилась в мир горний как в страну чуждую и несродную, не находит себе духовных сродников в горнем Сионе? Укрой во имя ее странника, прими и упокой неимущего где главу свою подклонити – и Господь дарует ей одну из светлых обителей в доме Отца Своего, а души праведников примут ее в светлое и радостное свое общество.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если мы хотим облегчить мучение грешника, будем подавать во имя его милостыню и, хотя он и недостоин, Господь облегчит его, сжалится над ним».

Молясь об усопших, творя милостыню во имя их, надо, братие, заблаговременно помышлять и о своей смерти, готовиться к ней, чтобы не перейти в будущую жизнь связанными какими-либо узами греховными и не прийти там на место мучения. Мало ли, много ли Господь судит нам прожить на земле, – но то несомненно, что вся настоящая жизнь наша есть дорога к смерти и преддверие вечности, что лучше и драгоценнее христианской кончины – мирной, непостыдной, покаянной – не можем приобрести ничего в этой жизни. Кто благочестиво пребывает в теле – тот благочестиво и разлучается с ним. Кто с Господом живет – с Господом и умирает. Кто усердно служит Господу до смерти – тот с Господом будет и по смерти.

Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершыя во Иисусе приведет с Ним (1 Сол. 4, 14).

 

Священномученик
Иоанн (ПОММЕР)

 

Вера и жизнь. 1936. № 10. С. 209–212.

 

 


 

Раны России

 


Собор Двенадцати апостолов после расстрела

 

Описанный владыкой Нестором артиллерийский расстрел Московского Кремля большевиками происходил 27 октября – 3 ноября 1917 года.

 

…Если древняя Москва есть сердце всей России, то Алтарем этого сердца искони является священный Кремль. Святотатственно посягнуть на него может только или безумец, или человек, в сердце которого нет ничего святого и который не может даже понять всего смысла, значения и важности этого памятника Русской истории, который он, не задумываясь, решил подвергнуть разрушению. <...>

Хочется верить, что если это были Русские люди, то из их сердец было совершенно вытравлено сознание, любовь к своей Родине России и ими руководили враги России и враги всему тому, что дорого и свято для Русского человека.

Я видел Кремль, еще когда горячие раны сочились кровью, когда стены храмов, пробитые снарядами, рассыпались, и без боли в сердце нельзя было смотреть на эти поруганные святыни. Сейчас же эти раны чьей-то сердобольной, заботливой рукой по мере возможности как бы забинтованы, зашиты досками, покрыты железом, чтобы зимнее ненастье не влияло на эти разрушения еще более. Но пусть они, эти раны, будут прикрыты, пусть их прячут, скрывают от нашего взора, но они остаются неизлечимыми. Позор этот может загладиться лишь тогда, когда вся Россия опомнится от своего безумия и заживет снова верой своих дедов и отцов, созидателей этого священного Кремля, собирателей Святой Руси.


Нестор (АНИСИМОВ),
епископ Камчатский

Расстрел Московского Кремля 27-го
октября – 3-го ноября 1917 года (с 48-ю
фотографиями). Изд-е 2-е. Токио, 1920.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник