ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 23:

 

§ 12

МОЛИТВА О СУЩИХ В ЗАПРЕЩЕНИЯХ
И СЕБЯ КЛЯТВОЙ СВЯЗУЮЩИХ

 

Наказание, или покаяние, которое по силе правил канонов обязуются понести осуждаемые Церковию за грехи свои, древние писатели называют эпитимиею или запрещением, а новейшие – каноном. Но поелику от разума человеческого зависит хорошо жить и хорошо действовать, – то всякий, по побуждению собственного разума, избирает образ не только того, как хорошо жить и действовать, но в случае греха и способ наказания за свое преступление, т. е. сам на себя добровольно налагает эпитимию или запрещение.

Отсюда, если кто часть своего имения проиграл в какую-либо игру, тот обещается во сто крат более того раздать милостыни нищим. Другой, освободившись от болезни, предпринимает на себя далечайшее странствование для богомолия. Иной приемлет на себя обет строгого поста, доколе не заключит союза примирения со своим недругом. Сверх того, чтобы все это исполнить на самом деле, он налагает сам на себя некоторую клятву и таким образом связует себя ею. Почему эта милостыня, благочестивое путешествие и пост суть такие эпитимии или запрещения, которые иногда влекут за собою нарушение обетов и клятвы, когда, то есть, кто или по собственному небрежению, или по некоторым посторонним причинам не в состоянии бывает в точности и совершенно исполнить того, что предпринял. Сюда же принадлежат и те запрещения, которыми, как союзом неправды, связывают себя те, которые в минуты величайшего гнева предают себя во власть диавола (т. е. проклинают себя), если ненамеренно сделают врагу своему какое-либо благодеяние, или если простят раскаявшемуся сыну и потом желают и просят себе нелепых событий или и прямых бедствий.

Все сии и подобные им грешники, добровольно возложившие на себя таковые запрещения, именуются «cущии в запрещениях»; и поелику они к своим обетам нередко присоединяют и клятву, то называются «связующими себе клятвою». Но чтобы таковая клятва не была союзом неправды и не налагала на слабые умы неудобоносимого ига, для сего Святая Церковь старается о том, чтобы ослабить своим разрешением строгость союза неправды, а самое иго объявить тщетным, мнимым и недостойным никакого уважения. Посему для устранения всякого сомнения и для утоления смущающих помыслов она присоединяет и настоящую молитву как действительнейшее духовное врачевство для души страждущей.

Это мнение утверждают и самые слова молитвы, в которой Церковь обещается «отнять союз неправды и союз греховный», т. е. тот союз, которым связало недоразумение или небрежение клянущегося. Сему же мнению подает немалое объяснение Матфей Властарь (под буквою «Е», в гл. 82) и, объясняя таковые запрещения и клятву теми же и другими некоторыми примерами, подобными вышеозначенным, заключает: «Если же клятва незаконна, т. е. если кто клянется сделать кому-либо зло или лишить кого блага, или если кто клянется такою вещию, которая сама недостойна того, чтобы вменить ее в клятву, – тогда нарушение этой клятвы не подходит под наказание, но клянущийся принимает от епископа запрещение, соразмерное с грехом».

Кедрин (в 13 стол.) описывает покаяние Михаила Палеолога, нарушившего клятву, следующим образом: «Император Михаил всенародно и с коленопреклонением исповедал Патриарху Арсению после Литургии два греха, которые преимущественно обременяли его совесть, – нарушение клятвы, или присяги, и приказание выколоть глаза у наследного Государя, юного Ласкариса. Разрешительную молитву прочел над ним сперва сам Патриарх, а потом и другие архиереи, которые служили вместе с Патриархом».

Впрочем, кто нарушает законную клятву или присягу, или кто отрекается от собственной подписи, – тот подвергается такому роду клятвопреступления, которое остается у людей в общественном презрении и подвергается наказанию, положенному законом, и никаким образом не подходит под настоящее разрешение по описываемой здесь молитве.

 

§ 14

МОЛИТВА
НАД РАЗРЕШАЕМЫМИ
ОТ ЗАПРЕЩЕНИЙ

 

Кающиеся разделяются на четыре степени: плачущие, послушающие, припадающие и стоящие с верными; на четыре рода разделяются и запрещения, которые совершаются над ними различным образом (как показано в 1 части, гл. 10). Почему здесь необходимо представляется вопрос: над каким из сих четырех родов запрещений совершается эта разрешительная молитва? Отвечаем: т. к. в заглавном надписании сей молитвы показаны запрещения во множественном числе без всякого различия степеней покаяния, то и молитва эта служит для снятия всех четырех запрещений. Но когда обычай всенародно совершаемого покаяния большею частию вышел из употребления и из всех четырех показанных степеней остается только последняя степень, на которой кающийся, т. е. стоящий с верными, становится ближе к принятию Святых Таин, – то дабы возвратить право к принятию сего Таинства, должно сказать, что эта молитва в сем последнем разряде кающихся доселе сохраняет всю свою важность и имеет всю свою силу, так что запрещенный посредством ее совершенно примиряется с Церковью и присоединяется к ней. И Святая Церковь действительно подает это разрешение сим последним, т. е. стоящим с верными.

Но и в прочих трех первых степенях исполняющие покаяние в случае смерти не лишаются сего дара разрешения, по смыслу седьмого правила Собора Карфагенского: «Аще кто, находясь в опасности жизни, будет просити о примирении себя со святым алтарем в отсутствии епископа: то пресвитер по приличию должен вопросити епископа, и тако, по его разрешению, примирити находящагося в опасности», – т. е. разрешить его от запрещения и причастить Святых Таин, ибо это и есть примирение с алтарем.

Каким образом всенародно происходило в древние времена сие примирение с Церковию, это описывает Иероним в разговоре христианина с люциферианином в следующих словах: «Священник совершает о мирянине молитву, налагает руку свою на припадшем; умоляет Господа о возвращении ему благодати Святаго Духа, дабы спасен был дух того, кто предан был сатане во измождение плоти и, повелевая и народу молиться о нем, примиряет его с алтарем; и не прежде один сей больной член приводится в состояние здравия, как в то время, когда все члены Церкви обратятся в слезы».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

     «Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях. По вопросам оказания помощи звоните, пожалуйста, по тел.: 89153536998.     

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник