ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МОНАРХИЯ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ –
ИДЕОЛОГ МОНАРХИИ

 


«Святейший Патриарх Никон
и Царь Алексий Михайлович».
В кн.: Покровский Н. В. Сийский
иконописный подлинник. Т. 3//
Памятники древней письменности.
СПб., 1897.

 

 

Продолжение. Начало см. в № 19 (211)

 

Мы продолжаем публикацию небольшой работы о глубоко почитаемом нами святом – святителе Серафиме (Соболеве), чье наследие, неизвестное многим верующим нашей Церкви, нуждается в изучении и активной популяризации.

 

2. ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ
О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

 

2.1. «РУССКАЯ ИДЕОЛОГИЯ»

 

2.1.1. Анализ сочинения

 

Тема четвертой – центральной, по нашему мнению, главы – «сущность покаяния для Русских людей, принимавших активное и пассивное участие в грехе бунтарства против Царской самодержавной власти» (Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. С. 83). В ней не только разъясняются различные проявления покаяния, судя по степени греха, но и излагается православное учение о Монархии как единственной богоустановленной власти и ее благодетельном значении для человеческой жизни, а также учение о Царе как Помазаннике Божием, «удерживающем» пришествие в мир антихриста: «Никакая другая форма государственного правления не приемлема для России, ибо несообразна с Православной верой и на ней не основана» (Там же. С. 9); «Сама жизнь показывала, каким великим и безценным даром Божиим был для России наш самодержавный Царь, Помазанник Божий. Он не на словах, а в действительности был главою и душою Русского народа. Не стало этой души – не стало и России» (Там же. С. 106); «Современная жизнь в России и всеобщая растерянность народов мира свидетельствуют, какую великую силу для своего народа и для вселенной имел наш Царь, который соединял в себе и самодержавную власть, и благодать Святаго Духа, как Помазанник Божий, согласно учению Священного Писания» (Там же. С. 96).

Следующая глава посвящена вопросу восстановления Монархии: в ней звучит призыв «усердно молиться, чтобы Господь скорее освободил» Россию «от богоборческой власти и восстановил в ней предержащую Царскую самодержавную власть как источник ее возрождения» (Там же. С. 117). Причем святой отметает различные возражения и сомнения на этот счет, недопустимые для верующих: во-первых – мнение, что самодержавный строй изжил себя, – поскольку оно направлено против неустаревающих истин Священного Писания о Царской власти. Как слово Божие не может устареть – так и основанная на нем православная Монархия. Даже если бы Монархия в России была со всей очевидностью неосуществима, – православный Русский не может не стремиться к ее восстановлению, надеясь на Божию помощь, достигаемую через верность нашему православному идеалу. В верности же Истине – и смысл личной жизни.

А во-вторых, святитель разоблачает точку зрения, что для Православной Церкви безразлично, какая государственная форма правления будет в России. Особенно актуально сопоставление им монархического строя с другими образами государственного правления – республиканским и конституционным: «Ясно, что не Божественная воля, выраженная в Священном Писании, а человеческая многомятежная, греховная воля с открытым ниспровержением Богооткровенного и святоотеческого учения о Царской самодержавной власти лежит в основе республиканского и конституционного строя. Поэтому Святая Церковь наша не может закрыть своих глаз на отсутствие религиозной основы в демократическом образе правления. Следовательно, она не может быть безразлична к будущему политическому строю нашей страны. Иначе сказать: Святая Церковь не может желать водворения в России республиканского или конституционного строя. Она может содействовать восстановлению у нас только исконного государственного строя, каковым была всегда единоличная великокняжеская или Царская самодержавная власть Помазанника Божиего, как власть самая близкая к Церкви и родственная ей, ибо она имеет своим основанием Божественное Писание и святоотеческое учение, что является источником и нашей Православной веры» (Там же. С. 119–120).

Шестая и седьмая главы видятся новым витком произведения, как бы повторением его плана на другом уровне: указание и пояснение идеала, историософское осмысление уклонения от него с благим примером противостояния и вывод о необходимости возвращения к этому идеалу. При первоначальном знакомстве с книгой складывается впечатление, что самой важной является четвертая глава с изложением православного учения о Монархии. Две последних воспринимаются неким придатком к основному тексту. Однако святитель неслучайно поставил их в конец сочинения как итог последовательного раскрытия своего замысла, и, судя по всему, он мыслил ключевой шестую главу – о теории симфонии властей: «В… отношении между Церковью и государством, о котором нами говорится, – и выражается Русская идеология. Строго говоря, о взаимном отношении Церкви и государства в лице их властей мы говорим в одной шестой главе книги, в которой излагается и объясняется теория симфонии властей. Но и в самой этой главе мы говорим о симфонии властей потому, что только при ее наличии, если, разумеется, будет у нас Царская истинно самодержавная власть, возможно осуществление Русской идеологии, что то же – возрождение России. Таким образом, на симфонию властей, при наличии истинной самодержавной власти Царя, мы смотрим как на средство достижения Русской идеологии и возрождения России» (Серафим (Соболев), архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. С. 87).

Итак, нужно вернуться к Русской идеологии, путь – восстановление Монархии, поэтому необходимо понять, какую Монархию следует возрождать, почему мы от нее отошли и каким образом можем возвратиться. В частности, владыка Серафим призывает «всех Русских людей стремиться, как к величайшей милости Божией, к учреждению в будущей России истинной монархической власти, которая может быть такою только при своем отношении к Церкви на основе симфонии в смысле ограничения самодержавной Царской власти Церковию – ее Божественными законами. Мы имеем в виду симфонию, теория которой изложена в 42-й главе славянской Кормчей, взятой из VI-й новеллы Юстиниана. В настоящей главе нами дается толкование этой симфонической теории, которая обязывала носителя Царской власти быть защитником догматов Православной веры и почитать Церковь, т. е. исполнять все ее каноны, сообразовать с ними законы гражданские и заботиться о ее материальном благополучии» (Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. С. 15). Далее изображается осуществление теории симфонии в Византии благочестивыми Императорами, откуда она перешла и к нам в Россию, где «действовала, определяя взаимные отношения между церковной и государственной властью, пока не была нарушена в царствование Алексея Михайловича» (Там же. С. 17) – также по аналогии с Византией, в чем усматривается отправная точка падения государства.

В последней, седьмой главе, об этом повествуется детально – рассматривается процесс постепенного уничтожения симфонии, причем особое внимание уделено реабилитации несправедливо оклеветанного «величайшего защитника Русской идеологии, борца против нарушения симфонии властей и, вместе с тем, проповедника истинной самодержавной Царской власти» (Там же. С. 18) – Патриарха Никона. Его деятельность «имела своею целью возглавление Русского государства властью такого Царя, при котором только и возможно осуществление симфонии властей и процветание Церкви и государства. За эту борьбу он тяжко страдал. И в этой борьбе он пал, но оставил завет всем Русским православным людям – чему они должны следовать для возрождения России» (Там же. С. 19). В завершение святитель призывает читателей «вместе с простым верующим Русским народом» прибегать к небесному заступлению Святейшего Никона, «благоговейно чтить его и содействовать прославлению его мощей в возрожденной России для причисления его к лику святых Российской Церкви» (Там же. С. 21).

Может, опять же, показаться неоправданным, что автор так много места – целую главу – отводит снятию наветов с Патриарха Никона. Однако это не случайно: именно Святейший Никон впервые сформулировал духовную идею Царской власти в России, определив и роль в ней Церкви.

«Патриарх Никон в понятие Римской Империи включает и Россию, как продолжение первой в отношении унаследования от нее императорской государственной власти, в которой еще святой Иоанн Златоуст видел „удерживающаго от среды“, (2 Сол. 2, 7), т. е. препятствие для появления антихриста» (Там же. С. 152).

 


«Святейший Никон,
Патриарх всея Руси».
Худ. М. Самония. В кн.: Новый
Иерусалим: Историческое
описание. М., 1904.

«Отец и богомолец» Царский, «Великий Государь, Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Руси» стал ярчайшим и авторитетнейшим выразителем Русского взгляда на «симфонию властей» – основополагающую идею православной государственности, утверждающую понимание власти духовной и светской как самостоятельных религиозных служений, церковных послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями управить «народ Божий» во благонравии и покое, необходимых для спасения души.

В предисловии к Служебнику, изданному в августе 1655 года по его благословению, говорится, что Господь даровал России «два великия дара» – благочестивого и христолюбивого великого Государя-Царя и Святейшего Патриарха. «Богоизбранная сия и богомудрая двоица», как вытекает из текста, есть основа благополучия и благоденствия Руси. «Да даст же [Господь] им, Государем, по пророку (т. е. согласно пророческим словам Священного Писания), желание сердец их.., да возрадуются вси, живущие под державою их.., яко да под единым их государским повелением вси, повсюду православнии народи живуще, утешительными песньми славят воздвигшаго их истиннаго Бога нашего», – говорится в заключение.

Именно нарушение этого взаимного сочетания властей, ставшее следствием целого ряда причин политического, религиозного и личного характера, легло в основание последовавшей драмы (а в перспективе более длительной – привело к ужасам советского богоборчества после Октябрьской революции).

 

Митрополит Иоанн (Снычев), «Самодержавие духа»

 

Продолжение см. на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник