ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 23:

 

§ 15

МОЛИТВА О СКВЕРНОЯДШИХ

 

«О скверноядших». Всякое создание, определенное и дозволенное для употребления в пищу человека, после того как божественное слово апостола Павла устранило сомнение, никто не должен почитать скверным и отметным. Впрочем при первоначальном основании Церкви угодно было Святому Духу и апостолам предать язычникам, обращенным в Христианскую веру, некоторые заповеди касательно употребления пищи, сходные с законом Моисеевым, дабы иудеи не укоряли их в языческих обычаях, как было прежде, и дабы сами они, согласуясь в правилах жизни более с иудеями, удобнее уклонялись от идольского служения. Главнейшая из таковых заповедей была та, чтобы принявшие из язычников Христианскую веру воздерживались от употребления в пищу мяс идоложертвенных, крови и удавленины (ср.: Деян. 15, 20).

Сохраняя сие апостольское правило ненарушимо, Церковь предписывает и своими правилами, напечатанными в Номоканоне при Требнике: «Аще кто пойдет на праздник варварский или еретический и снест в той день с ними жремая за душу их, или спразднует им, лета два да не причастится» (прав. 133), «Иже яст мертвечину или зверохищное, сиречь волком снедомое, или птицею пораженное, или кровь, или удавленину, обретаемая в тенетах, священник извергается, мирский отлучается» (прав. 131). Сии правила Номоканона основываются на правилах 65-м апостольском и 2-м Гангрского Собора.

Восточные не по одной этой причине воздерживаются от крови, но и потому, чтобы то, что от земли взято, паки возвращено было в землю, и поелику кровь животного родилась от земли, то она, в уплату долга, и должна быть излита в землю. Что же касается до снедей идоложертвенных, то Матфей Властарь (под буквою М, в гл. 10) предлагает о них особенное мнение: «Святой Григорий Чудотворец в первом правиле за неважное преступление почитает, когда плененные варварами вкусили запрещенных или идоложертвенных снедей по причине крайней необходимости, быв вынуждены естеством, которое требует пищи для поддержания жизни. Ибо Сам Спаситель сказал, что не входящая во уста сквернят человека, но исходящая. За скверноядение также небольшому подлежат запрещению те, кои, быв удручаемы тяжестию работ, коснулись запрещенных снедей по причине недостатка пищи узаконенной. Но если они удовлетворены и даже пресыщены пищею узаконенною и при всем том не воздержались от оскверненных снедей, то они непростительно виновны, и потому подлежат строжайшему запрещению».

Настоящею молитвою разрешаются скверноядшие, после исполнения ими указанной епитимии.

 

§ 16

СНЕДИ ЗАПРЕЩЕННЫЕ

 

«Ихже снеди отрекл еси в законе». К вышеозначенному апостольскому правилу Анкирский Собор прибавил, чтобы и собственная, дозволенная христианам пища не была употребляема ими при языческих праздниках, – и в седьмом правиле предписал: «Аще кто свое брашно имый яст с погаными в праздники их, два лета да не причастится». И потому Церковь Христова, сохраняя свои предания, далеко чужда от соблюдения иудейского обычая.

 

§ 17

МОЛИТВА О КАЮЩИХСЯ

 

Выше (2 часть, гл. 7, в Лит. Златоуста, § 25) показано, что после сугубой ектении пред Херувимскою песнию вместе с оглашенными были изводимы из церкви и кающиеся, о которых в то же время воссылались и молитвы. Но после упразднения этих молитв, читавшихся некогда на Литургии, они имеются теперь в настоящем месте и читаются над кающимися тогда, когда они сами востребуют сих молений.

 

§ 18

МОЛИТВА ПО СМЕРТИ
ПРОЩАЛЬНАЯ

 

Кто имеет ложное понятие о Восточной Церкви и при всяком сомнительном для себя обстоятельстве не сомневается приписывать ей некоторые погрешности, тот, прочитав надписание сей молитвы, легко может прийти к той мысли, что как некогда восьмым правилом Карфагенского Собора воспрещено сообщать умершим Таинства Крещения и Евхаристии, так и теперь употребление сей прощальной молитвы, подающей отпущение грехов умершему тем же порядком как бывает и в Таинстве Исповеди, не должно быть дозволено.

Напротив, другие, вникая в сущность действия и не находя здесь никакой формы Таинства, оставляют всякое ложное подозрение об усопших, которым, как и всякою церковною молитвою, испрашивается только ослабление одних наказаний и запрещений или епитимий. Ибо, если восточные христиане многоразличными молитвами стараются испросить у Бога помощь и облегчение, и если притом известно им, что (по словам Вальсамона на 20-е правило того же Карфагенского Собора) умершие не могут пользоваться никаким общением Таинств, – то чтобы явственна была причина того благочестивого их обряда, по которому они не отвергают благодати разрешения, надлежит привести сюда те роды запрещений, которые налагает Церковь на согрешающих по различным степеням их отлучения и которые показаны выше в молитве для разрешения запрещаемых.

Итак, представив сей древний образ исполняемых запрещений или епитимий, утверждаем, что кто отходит из сей жизни, не свергнув с себя бремени временных запрещений или епитимий, тот остается виновным в неисполнении их во всей полноте и силе, т. е. не примиренным с Церковию, – следовательно никаким образом не заслуживает молитв о себе, со внесением своего имени в поминальную книгу или в диптих, и Церковь не удостоивает его блага совершать его память изъятием частицы за его душу. Посему если Церковь заблагорассудит наконец принять его в общение молитв и прошений после смерти, то должно быть допущено чтение над ним и сей прощальной молитвы, как наследие древности, для того чтобы прочие верные приняли в свои благочестивые объятия того умершего, которого, как запрещенного, отвращались при жизни, и потщились посредством своих молитв отвратить наказание, имеющее последовать в будущем веке. Ибо кто, быв предускорен смертию, не мог достигнуть дара разрешения в каком-либо запрещении, тот хотя и бывает разрешенным у Бога, но не почитается таковым у Церкви; между тем как можно и должно сподобить его сего благодеяния, состоящего в распоряжении Церкви, наипаче в том случае, когда он, находясь еще в живых, известными знаками выражал свое сокрушение и раскаяние. Здесь подается умершему прощение и окончательное разрешение только в том запрещении, в котором он находился.

Итак, что осуждают некоторые по недоразумению или вражде к Восточной Церкви, то не напрасно и не незаконно учинил Император Александр, брат Льва Премудрого, когда испросил прощение отцу своему после его смерти у общего собрания всех верующих, ибо это прощение относилось только к церковному запрещению, которое было на него наложено, а не касалось самого греха, от которого разрешает Таинство Покаяния. Таким образом, и все умершие прощаются сею молитвою только в наложенных запрещениях или епитимиях за прежние их грехи, в которых они раскаялись, а не в самых тех грехах, в которых они не каялись. Подробнее о сем предмете смотри в книге «Камень веры», в догмате о благотворении преставльшимся.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

     Православный склад «Паремия» предлагает восковые свечи ручной работы без примесей и ароматизаторов и ладан натуральный, изготовленный по старинным афонским рецептам. Размерный ряд свечей – от 16 до 60 см. Свечи упакованы по 25, 50 и 100 штук. Ладан расфасован по 15, 30, 100, 1000 г. Принимаются заказы от храмов, монастырей и частных лиц. Возможна доставка по Москве, Московской области и регионам РФ. Будем рады сотрудничеству. Телефон склада: 89056513672, Татьяна.     

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник