ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЧЕРНОСОТЕНЦЫ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Один из лучших Русских историков

 


Д. И. Иловайский

 

В № 13 (181) «ПК», в беседе «Борьба за историю – борьба за Россию», известный современный историк и издатель Михаил Смолин, отвечая на вопрос о проблемах исторической науки и рекомендуемых авторах, отметил: «Мне нравится Иловайский. Считаю, что его пятитомная „История России“ – это, может быть, лучшая работа для тех, кто хочет ознакомиться с нашей историей, написанной живым языком… Практически вся Российская Империя училась по его учебникам». По случаю дня памяти мы решили рассказать читателям о Д. И. Иловайском – не только выдающемся ученом, но и убежденном патриоте, активном участнике монархического движения начала ХХ века.

 

Дмитрий Иванович Иловайский (11.02.1832–15.02.1920) – историк и публицист, родился в Раненбурге Рязанской губернии, в семье управляющего имением графини Пален. Уже учеником гимназии, с 4-го класса, начал зарабатывать на жизнь репетиторством. За проявленные способности педагогический совет рекомендовал юношу к продолжению учебы за государственный счет в Московском университете, куда Дмитрий поступил на историко-филологический факультет.

В 1853 году, с началом Крымской войны, Иловайский решается уйти с выпускного курса, чтобы поступить в действующую армию добровольцем. Однако врачи обнаружили у него туберкулез, и молодому студенту ничего не оставалось, как продолжить учебу. Но позднее, уже в следующую войну с Турцией (1877–1878), он все-таки побывает на фронте – уже в качестве известного историка, чтобы «видеть историю собственными глазами».

Окончив университет в 1854 году, несмотря на призвание к исторической науке, как казеннокоштный (т. е. учившийся за государственный счет) студент Иловайский должен был шесть лет отработать полученное образование по распределению. Получив назначение учителем истории в свою родную гимназию в Раненбурге, он преподавал в ней четыре года.

В каникулы Дмитрий Иванович странствовал по Рязанскому краю, изучал остатки городищ и курганов, записывал рассказы старожилов. Свои путевые очерки он опубликовал на страницах «Московских ведомостей». В Рязани Иловайский познакомился с писателем М. Е. Салтыковым-Щедриным и вошел в кружок местных либералов, обсуждавших грядущие реформы по освобождению крестьян. Однако со временем он разочаровался в либерализме и перешел на славянофильские позиции.

По ходатайству графа А. С. Уварова (выдающегося археолога, сына творца Русской триады «Православие. Самодержавие. Народность» графа С. С. Уварова) молодого историка перевели в одну из московских гимназий. В 1858 году Иловайский защитил магистерскую диссертацию по теме «История Рязанского княжества», за которую был удостоен Уваровской премии Академии наук. Некоторое время преподавал на юридическом факультете Императорского Московского университета по кафедре всеобщей истории, но в 1862 году навсегда оставил преподавание, всецело посвятив себя исторической науке, публицистике и изданию гимназических учебников.
В 1870 году Дмитрий Иванович защитил докторскую диссертацию по теме «Гродненский сейм 1793 года: Последний сейм Речи Посполитой». Вскоре Иловайский становится известным ученым и членом целого ряда научных обществ. Большой успех приносит ему пятитомная «История России» (с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича), над которой он работал более 30 лет.

Но настоящая слава пришла к Дмитрию Ивановичу как составителю гимназических учебников Русской и всеобщей истории, по которым несколько десятилетий подряд училась вся Россия. До 1917 года его пособие по Русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего – 36 раз, по всеобщей истории для среднего возраста – 35 раз и для старшего – 30 раз!

К 25-летию ученой деятельности Иловайский был произведен в действительные статские советники (чин равный генеральскому и дававший потомственное дворянство), что было особой наградой Императора, поскольку Дмитрий Иванович практически не находился на государственной службе.

По своим политическим взглядам в зрелые годы Д. И. Иловайский стал сторонником твердой Самодержавной власти, опирающейся на Православие и единение сословий. Сам себя он называл приверженцем «патриотичного консерватизма». «Патриотичный консерватизм состоит в том, – писал историк, – чтобы вводить те улучшения и усовершенствования, которые, не изменяя основного Русского строя, помогли бы Русскому народу подняться на одинаковую культурную высоту с передовыми европейскими нациями; чем в корне были бы подорваны главные аргументы противников этого строя, а сам он был бы обезопасен от будущих потрясений». Иловайский также выступал против привлечения иностранного капитала в Русскую экономику, считая это политически недальновидным способом сиюминутного экономического развития, подавляющим отечественные производительные силы.

Активно участвуя в борьбе идей того времени, ученый проявляет себя и как публицист, сотрудничая с изданиями: «Русский архив», «Русский вестник», «Русское обозрение», «Московские ведомости», «Новое Время». С 1897 года на доходы от своих учебников он стал издавать собственную газету «Кремль» (с конца 1907 г. до 1916 г. – «Кремль Иловайского»).

В одном из первых номеров «Кремля» Дмитрий Иванович так сформулировал свое политическое кредо: «Русский Самодержавный строй создан и выработан Русским народом, проведен им сквозь ряд веков и великих событий до самого настоящего времени. Этот строй незыблемо покоится на том обаянии Царской идеи, которым проникнуты многие миллионы Русских людей; на той трогательной вере, которую Русский народ питает в своего Царя как высшее идеальное выражение своей народности. В минуты тяжелых испытаний в нем одном он привык видеть свое спасение и свои надежды на лучшие времена. Следовательно, путеводною идеею для Русских интеллигентных консерваторов должно быть благо собственного народа или, как мы обыкновенно выражаемся, национальные Русские интересы. Все, что идет на пользу коренному Русскому народу, то и укрепляет его Самодержавный строй; наоборот, где, при столкновении Русских интересов с инородческими и иностранными, отдается предпочтение последним, там происходит подрыв или расшатывание этого строя. Борьба консерваторов с радикалами должна происходить именно на этой почве, т. е. на почве национальных интересов, и ни на какой другой».

 


Современное издание собрания сочинений Д. Иловайского в семи томах

 

Также в первом номере газеты относительно своих убеждений редактор пояснял: «Если спросят меня, куда же я себя причисляю: к консерваторам или прогрессистам? – отвечу: к тем и другим; консерватор по отношению к основным устоям нашей государственности и общественности и прогрессист по отношению к различным частностям, подлежащим улучшению».

Начавшаяся в 1905 году революционная смута была воспринята Иловайским с негодованием. Не преминул историк отметить и непропорциональную еврейскую составляющую революции, ставшей, по его мнению, движущей силой смуты. «Движение это [т. н. освободительное] у нас сопровождается полным упадком нравственности, безконечными убийствами из-за угла, грабежами, безсмысленными рабочими забастовками.., от которых страдают сами же рабочие... Главная причина таких результатов заключается в том, что означенное движение – не Русское, не национальное, что им овладело и руководит жидовство, с помощью захваченной в его руки печати, которое все Русское национальное преследует и топчет в грязь».

Стихийной реакцией Русского народа на революционный разгул стало черносотенное движение, в котором Иловайский принял активное участие как член петербургского «Русского собрания», московского «Русского монархического собрания», «Союза русских людей». Хотя в силу преклонного возраста Дмитрий Иванович уже не мог деятельно участвовать в политической борьбе за священные для него идеалы – Православие, Самодержавие и Русскую народность, – авторитет его среди монархистов был весьма высок.

 

Окончание см. на стр. 15

 

История какого-либо народа есть изображение его прошлой жизни. Постепенное развитие этой жизни, светлые и темные стороны его быта, счастливые и бедственные эпохи, им испытанные, многообразная внешняя и внутренняя борьба, которую он вел, перевороты, которым он подвергался, – все это составляет задачу истории. По отношению к исполнению своему ее задача распадается на две стороны, впрочем, неразрывно между собою связанные: с одной стороны, она – наука, с другой – искусство. Изучение источников и пособий, их взаимная проверка или критическое к ним отношение, восстановление событий в их истинном виде, разъяснение их причин и следствий, определение естественных и общественных условий и различных влияний, верная, по возможности безпристрастная, оценка деятелей и обстоятельств и т. п. – вот научная приготовительная сторона исторического труда. За выполнением этой стороны следует работа, так сказать, творческая. Изобразить события, обстоятельства и лица такими, какими они представляются воображению самого историка; причем соблюсти историческую перспективу, т. е. выдвинуть на передний план важное и существенное; не быть подавлену материалом, а, наоборот, овладеть им и подчинить его себе; дать каждой части свое место; найти всему соответствующее выражение в языке; усвоить своему изложению достойный высокой задачи благородный стиль и согреть это изложение своим собственным теплым участием, своею любовью к предмету – вот тот художественный идеал, к которому должен стремиться исторический писатель.

Говорят, история прошлого есть великая наставница и поучительница для новых поколений. Совершенно верно. Но историк не имеет в виду писать поучение. Последнее вытекает само собою, если его труд хорошо исполнен. Ближайшая его цель заключается в том, чтобы, воссоздавая в слове прошедшие века своего народа, способствовать развитию народного самопознания.

Д. И. ИЛОВАЙСКИЙ
Из предисловия к первому изданию пятитомной «Истории России»

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник