АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
«Молебен во время засухи». Худ. Г. МЯСОЕДОВ
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 23:
§ 51
ПОСЛЕДОВАНИЕ
В БЕЗДОЖДИЕ И ПОСЛЕДОВАНИЕ
О СУХОСТИ БЕЗДОЖДИЯ
«Последование». Здесь полагаются два последования: первое, содержащее Апостол, Евангелие и канон, есть средина, а второе служит окончанием прежде показанного «Последования в различные литии и бдения молебнов», из которого, по произволению настоятеля и по нужде предстоящих и молящихся, дополняется все потребное и благоприличное как к той средине, так и к сему окончанию.
§ 52
ИСПРАШИВАЕТСЯ ДОЖДЬ
«О сухости бездождия». Всенародные моления, творимые во время бездождия, много похваляет святитель Василий Великий в беседе, произнесенной во время засухи и глада, хотя в ней же и оплакивает, что Бог во гневе Своем не внемлет их молению: «Всуе вопиет глас молящихся в церкви – он развевается по воздуху, – ибо и мы не слушаем просящих нас».
Тертуллиан в «Апологии» свидетельствует, что и в его времена производились моления о низведении дождя, – он (на стр. 186) говорит: «Наконец, когда бездождие продолжается с лета до самой зимы и все заботятся о годовом пропитании, тогда, поспешая ежедневно от пресыщения к пресыщению, занимаясь банями, шинками и блудилищами, приносите жертву Юпитеру для испрошения дождя, повещаете народу о босоножном молебствии и ищете неба в капитолии, ожидаете на сводах оной появления дождя, отвратившись от Самого Бога и Неба. А мы, иссыхая от постов, измождая себя всяким воздержанием, удаляясь от всякого увеселения, валяясь во вретище и пепле, устремляем к небу взоры и трогаем Бога, – и когда исторгнем у Него милосердие, тогда вы воздаете честь Юпитеру, а Бога пренебрегаете». И в другом месте (на стр. 27): «Если отыскать письмо Марка Аврелия, почетнейшего Императора, то он не словами, а письменным образом свидетельствует, что жажда, томившая воинов его в Германии, утолена была дождем, испрошенным, без сомнения, молитвами христианских воинов».
§ 53
КАНОН В СТРАХ ТРУСА
«Канон в страх труса». Сей канон и при нем Апостол, Евангелие и молитвы принадлежат к «Последованию в различные литии». Когда моление совершается в страх труса или землетрясения, тогда из «Последования в различные литии» присоединяется к этому канону то, что и где потребно. Святая Церковь этим молением утешает и ободряет людей, пораженных и смущенных печальным и страшным землетрясением. В числе многих землетрясений особенное и чрезвычайное было во времена Феодосия Младшего (401–450, – примеч. ред.), когда все были поражены таким страхом, что цареградские жители, ожидая падения домов своих, пребывали несколько дней вне града, в некотором поле. Об этом землетрясении или трусе и о молениях по сему случаю упоминается в Прологе, октября 16 дня.
§ 54
КАНОН ПРЕСВЯТОЙ
ТРОИЦЕ
В ПРЕЩЕНИЕ
ГУБИТЕЛЬНОЙ НЕМОЩИ
«В прещение губительныя немощи», т. е. моровой язвы или поветрия, погубляющего многих скоропостижно. К сему канону также присоединяются некоторые потребные части из общего преждеозначенного «Последования в различные литии и бдения».
§ 55
МОЛИТВА ИНАЯ К БОГУ,
ГЛАГОЛЕМАЯ ВО ВРЕМЯ
ГУБИТЕЛЬНОГО ГЛАДА
Сия молитва присоединяется к прочим молениям, положенным при прежнем каноне, особенно в таком случае, когда с язвою и губительным поветрием соединяется голод.
§ 56
МОЛИТВА НА ПРЕЩЕНИЕ
ГРОМОВ И МОЛНИЙ. МОЛИТВА
О ЗЛОРАСТВОРЕНИИ ВЕТРОВ
И БУРИ МОРСКОЙ
Сии две молитвы присоединяются или к «Последованию в различные литии и бдения молебнов», или к другим некоторым канонам, избранным по произволу настоятеля и по требованию обстоятельств.
§ 57
МОЛИТВА МОЛЕБНАЯ
НА ВСЯКУЮ ЛИТИЮ
Самая надпись показывает, что положенная здесь молитва читается на всех тех литиях, или Крестных ходах, которые, по учрежденному обыкновенно, производились некогда без всяких видимых бедствий. В Царьграде была площадь, на которую Патриархи и Императоры каждогодно в некоторые установленные для сего дни выходили с Крестным ходом и возносили моление о спасении всего града, когда и не было никакого видимого бедствия.
Кедрин (в VI в.) пишет: «Воспоминание сего землетрясения совершается ежегодно общественным молением людей на камне (на поле или площади)». Отсюда, кажется, и в наших уставах определено совершать каждогодно те же литии, или Крестные ходы, в праздники Сретения Господня, Благовещения, в неделю Ваий и в некоторые дни Пасхи. Но как эти литии, или Крестные ходы, не везде совершаются в те самые праздники, в которые положено по Уставу, – то вместо их избран, после тех же праздников, особливый для сего день преполовения праздника Пятидесятницы, в который во всех городах российских и в некоторых сельских приходах бывает Крестный ход, по определенным местам, соединенный с малым освящением воды на реках и источниках.
§ 58
МОЛИТВА БЛАГОСЛОВИТИ
ВАИЯ В НЕДЕЛЮ ВАИЙ
Неделя Ваий есть та, в которую христиане во время всенощного бдения стоят и молятся с ваиями в руках, подражая отрокам еврейским, сопровождавшим Христа Царя, грядущего в Иерусалим, с ваиями и ветвями в руках. Ваиями называются ветви древесные, особенно ветви финикового или пальмового дерева. Так у евангелиста Матфея сказано: ветви от древ (Мф. 21, 8); у Марка: ваия резаху от древия (Мк. 11, 8); у Иоанна: прияша ваия от Финик (Ин. 12, 13).
§ 59
МОЛИТВА В ПРИЧАЩЕНИЕ
ГРОЗДИЙ В ШЕСТОЙ ДЕНЬ АВГУСТА
«Молитва во причащение гроздия». Гроздия, или созревшие виноградные ягоды и хлебные семена, приносятся в церковь для благословения, – с одной стороны, в знак благодарения Господу, Который дарует сии плоды для пропитания жизни человеческой, – частию – в доказательство того, что вино и хлеб, приготовляемые из тех же плодов, должны быть и будут приносимы во весь год для священнодействия, почему и 3-е правило апостольское и 28-е Шестого Вселенского Собора дозволяют те же плоды приносить в церковь.
То же намерение, с которым приносятся сии плоды в церковь, изображено и в молитве при благословении их, – т. е. чтобы Господь Бог благословил плоды, которые «благорастворением воздушным, и каплями дождевыми, и тишиною временною к зрелости привесть благоволил: да будет нам причащение или вкушение оных в веселие и приносити оныя в дар на освящение Святых Таин Христовых».
Святитель Василий Великий (в беседе на Пс. 32, лист 43) указует и побудительную причину к сему молению: «Земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога, возращающего оные: ибо „ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог“ (1 Кор. 3, 7)».
§ 60
ПЛОДЫ ПРИНОСЯТСЯ
В ШЕСТОЙ ДЕНЬ АВГУСТА
«В шестый день августа». В Греции обряд сей совершается не в одно время: где скорее созревают плоды, там они приносятся в шестой день августа; а в местах, ближайших к северной стране, они освящаются в пятнадцатый день августа. Вальсамон на 3-е апостольское правило говорит о Царьграде: «К Патриарху приносят и плоды в праздник Успения Богородицы и полагают их на жертвенник святого храма Влахернского по совершении службы».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Помнить, чтобы жить! |
1. Помните ли Вы, что в этом году исполняется 30 лет с момента окончания Афганской войны (1979–1989)?
2. Знаете ли Вы о ее причинах, особенностях и итогах?
3. Есть ли у Вас знакомые, участвовавшие в современных военных конфликтах?
4. Хотите ли Вы посетить интерактивный музей «Они защищали Отечество», посвященный войне в Афганистане и кавказским военным кампаниям?
|