ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.

 

ЛИТВИНОВА

ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

Родилась в 1918 году в Киеве. После окончания средней школы работала на обувной фабрике, одновременно занималась в аэроклубе. Затем окончила летную авиационную школу. В октябре 1941 года добровольно вступила в женскую авиационную часть. В Великой Отечественной войне принимала участие в составе прославленного женского авиационного полка легких ночных бомбардировщиков У-2. Участвовала в боях на Южном и Северо-Кавказском фронтах, за освобождение Крыма, в операциях 2-го Белорусского фронта. Звания Героя Советского Союза была удостоена 23 февраля 1948 года.

…Это случилось летом 1943 года. Успешный ход Сталинградской битвы способствовал победам Красной Армии на Северном Кавказе. Отчаянно сопротивляясь, немецкое командование создало ряд оборонительных рубежей в низовьях реки Кубань, на подступах к Таманскому полуострову. Свою главную, наиболее оборудованную в инженерном отношении позицию между Черным и Азовским морями гитлеровцы назвали «голубой линией». На юге она опиралась на мощный узел обороны, подготовленный в захваченной противником части героического Новороссийска, а в центре важнейшими ее узлами сопротивления были укрепленные станицы Киевская и Молдаванская. По этим объектам в основном и наносили удары наши ночные бомбардировщики.
Едва ли не каждую ночь до этого памятного боя водила Литвинова свое звено то на Новороссийск, то на укрепленные станицы. Много раз видела с неба охваченную огнем и дымом Малую землю, уничтожала по наводке морской разведки вражеские дзоты. Над «голубой линией» приходилось преодолевать особенно сильную противовоздушную оборону. Именно здесь впервые встретились летчицы с барражирующими в воздухе фашистскими ночными истребителями, взаимодействовавшими с зенитными прожекторами.
В ночь на 1 августа эскадрилья ночных бомбардировщиков получила задачу нанести бомбовые удары по целям, расположенным в треугольнике станиц Киевская, Русская, Молдаванская. Самолеты уходили на задание один за другим с интервалом в две-три минуты. Литвинова шла четвертой, головной в своем звене, вслед за первым звеном. Ее штурманом была Надежда Студилина, смелая и способная девушка, только что начавшая летную жизнь.
Примерно на полпути от аэродрома до цели, когда самолет пролетел над рекой Кубанью, летчица увидела, как впереди, над районом целей, небо вдруг прорезали четыре луча немецких прожекторов и в их скрещении высветились очертания головного самолета. Спустя минуту машина вспыхнула и факелом пошла вниз. Что это? Что случилось? В небе не разорвался ни один зенитный снаряд. Почему загорелся самолет? Почему сразу же погасли прожекторы? Происшедшее поразило своей неожиданностью и загадочностью. А через несколько минут все повторилось снова. На этот раз Литвинова заметила, как освещенный прожекторами корпус второго нашего самолета прошила справа из темноты огненная трасса. Все стало ясно. Во взаимодействии с прожекторами за нашими самолетами охотились ночные истребители.
Литвинова на какое-то мгновенье оцепенела, понимая, что впереди ее ждет то же самое. И вот огненная трасса, прошившая третью идущую впереди машину, будто бы пронзила ее мозг и вывела из оцепенения. Лихорадочно заработала мысль: что можно в оставшиеся минуты сделать, чтобы уйти от гибели и выполнить поставленную задачу? Как обмануть врага?
Видя, как очередной самолет факелом падает вниз, Литвинова тут же вспомнила, что надежной защитой для У-2 всегда была близость земли, которую так не любят и боятся в бою скоростные истребители. Однако следовало еще обмануть вражеских прожектористов, избежать их безпощадного света, предвещавшего гибель. Летчица резко убрала газ, так, что мотора стало почти не слышно. Теперь самолет планировал на цель безшумно. А Литвинова все еще видела на стеклах приборов отражение падающего яркого факела горящего самолета. Она уже не отводила глаз от приборной панели, боясь оглянуться, ослепнуть вдруг от света прожекторов.

 

 

Прибор высоты показывал всего 500 метров. Цель находилась уже почти рядом, но немцы не заметили в темноте безшумный самолет Литвиновой и прожекторы на этот раз не вспыхнули. Продолжая снижение, летчица точно зашла на цель. Молодцом оказалась и штурман. Студилина сделала все, что требовалось от нее, и точно сбросила бомбы на объект. Высота на тот момент была менее 300 метров, так что самолет даже тряхнуло взрывной волной.

Взметнувшиеся ввысь после разрыва бомб лучи сразу четырех прожекторов стали лихорадочно шарить в пустом небе, а Литвинова планировала, едва не касаясь земли и уходя из района цели. На высоте менее ста метров, да еще ночью, вражеские истребители были не страшны. Но вот летчица включила мотор, самолет взревел и стал набирать скорость. В ответ с земли побежали пунктиры трассирующих пуль.

Теперь Литвинову мучило другое – невозможность предупредить шедших за ней подруг, чтобы они повторили этот удачный маневр. У-2 не имели радиосвязи. Но, может быть, девчата сообразят или придумают что-нибудь сами? И словно ответом на ее вопрос отозвалась наблюдавшая за воздухом Студилина:

– Прожекторы опять поймали самолет.

Вскоре еще один пылающий факел заскользил к земле. Это был уже экипаж ее звена – погибли Валентина Полунина и Ирина Каширина. А через мгновение огненная трасса прошла сверху рядом с самолетом Литвиновой. Очевидно, выходивший из атаки вражеский истребитель обнаружил их У-2 по выхлопам и наугад дал пулеметную очередь. До самого аэродрома летчица шла на высоте 200 метров. Позже Лариса Литвинова и Надежда Студилина узнали, что в ту трагическую ночь из всех экипажей на цель удалось выйти и отбомбиться только им одним.

…816 раз вылетала Лариса Литвинова на боевые задания. 816 раз встречалась лицом к лицу со смертью. Каждый раз ее подстерегали фашистские зенитные пушки и пулеметы, безпощадные лучи зенитных прожекторов, рыскающие в воздухе ночные истребители, залповый огонь с земли. Все это надо было преодолеть, прорваться через кромешный ад к цели и поразить ее.

Много раз самолет Литвиновой возвращался с боевого задания, продырявленный пулями и осколками зенитных снарядов, с покалеченными фюзеляжами и плоскостями. Не раз был подбит, загорался в воздухе, но все-таки был посажен в расположении своих войск. Каждый боевой вылет оказывался труден, насыщен неожиданностями и опасностями. Но благодаря отваге и опыту, летчица всегда выходила из боя победителем. Об этом сами за себя говорят ее боевые награды – два ордена Ленина и Золотая Звезда Героя, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны и Красной Звезды.

Скончалась Лариса Николаевна Розанова (Литвинова) 5 октября 1997 года, похоронена на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru

Продолжение следует

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1). 

 

ЧУВАЛ – брезентовый мешок на 80 кг зерна.

ЧУВЯК – мягкий шитый башмак (выворотной); надевался поверх ноговиц.

ЧУМАКИ – на Украине поставщики соли, за которой им приходилось ехать на волах через казачьи земли к Днепровско-Бугскому лиману, минуя Коломак, Карловку, Кочерижки, Карабиновку, Михайловку, Тимошевку и Сырогузы. Другой Чумацкий путь вел к Бахмуту и Ростову, минуя тот же Коломак, на Берестяновку, Корниевку, Гришино.

ЧУМАЧИ – занозы в ярме.

ЧУМБУР – запасной третий повод от кольца удил, специально для привязывания коня.

ЧУПРИНА – оставленный на макушке, в центре тщательно выбритой головы, толстый клок волос; старинный кавказский и казачий обычай, который на Днепр, очевидно, принесли пятигорские черкесы, казаки из Пятигорья. В Запорожье практиковался только «войсковыми товарищами» – полноправными членами сичевого братства.

ЧУРАЙ Мария Гордеевна – дочь сотника Полтавского полка, погибшего в борьбе с поляками, «слагательница сладких песен», из которых ей приписываются: «Грыцю, Грыцю до роботы», «Засвистали козаченьки в поход с полуночи», «Виют витры, виют буйни», «Сидит голуб на берези, голубка на вишни», «Ой, не ходи, Грыцю тай на вечерници». Скончалась от туберкулеза, прожив 20 лет, в 1648 году.

ЧУРБАК – полено дров или кусок дерева для какой-либо поделки.

ЧУРКАНЧИК – смешная выходка.

ЧУХАТЬСЯ – чесаться, в переносном значении – медлить, опаздывать.

ШАБАЙ – посредник в торговле между производителем товара и купцом.

ШАГРЕНЬ – козлиная кожа для ичегов и ноготиц.

ШАЛАБАН – крытый воз, кочевая кибитка.

ШАЛЫЖИНА – хворостина, молодой побег у дерева.

ШАМШИР – кривая шашка из особенно ценной дамасской стали.

 

По материалам:
Казачий словарь-справочник:
В 3-х т. / Сост. Г. В. ГУБАРЕВ.
Редактор-издатель
А. И. СКРЫЛОВ. М., 1992.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник