УРОКИ ИСТОРИИ | ГОД КАЗАЧЬЕЙ ГОЛГОФЫ | СТРАНИЦА 15 |
Окончание. Начало см. на стр. 2
– Кстати, этот фильм, насколько знаю, начинали снимать в станице Еланской Ростовской области, где существует целый Музейно-мемориальный комплекс «Донские казаки в борьбе с большевиками», созданный исследователем истории и культуры казачества Владимиром Мелиховым. А об этом человеке что Вы можете сказать?
– С Владимиром Петровичем Мелиховым у нас были споры еще лет 15 назад, потому что я отрицательно отношусь к служению казаков в годы Второй мировой войны в гитлеровских войсках и не приемлю никакие проявления фашизма.
В наши дни определенно известно, что создание гитлеровской Германии не имело отношения к борьбе с сионизмом. Наоборот: с самого начала гитлеризм был направлен на борьбу с двумя самыми просвещенными в отношении сионистской программы мирового господства народами. И что получилось в итоге? 90% победы во Второй мировой войне – это победа над гитлеризмом Русских, а не американцев. Но тем не менее положение сейчас таково, что немцы находятся под диктатом конгресса США, а мы никакого влияния не имеем… На эту тему есть замечательные материалы. Например, опубликованы книги Ялмара Шахта – это президент Рейхсбанка при Гитлере, знаменитая книга Карделя «Адольф Гитлер – основатель Израиля» и др. Это документальные работы, основанные на серьезных исторических источниках. И они доказывают, что вся гитлеровская машина была создана американскими банками. А, как известно, кто платит – тот и заказывает музыку.
– Сергей Александрович, последний вопрос. Известно пророчество старца Николая Гурьянова, что «казаки снимут Россию с креста». Скажите что-нибудь в заключение об этой надежде.
– Батюшка Николай Гурьянов дополнил то, что было предречено нашими святыми – преподобным Серафимом Саровским, праведным Иоанном Кронштадтским и иными, которые тоже говорили о восстановлении Православного Царства. И я верю, что это произойдет, в том числе и победоносной борьбой казачества с той мерзостью, которая опутывает сейчас весь мир.
Но есть свидетельства, что тот же отец Николай предупреждал о нестроениях в казачестве до прихода Государя. Мы и видим эти нестроения: безконечные круги, появление то реестровых, то общественных, то еще каких-то образований. В общем, растаскивают казачество по углам, по идеологиям, по иным признакам.
Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Происходит настоящее чудо, ведь Русское казачество пытались истребить едва ли не поголовно... Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества.
Святейший Патриарх КИРИЛЛ
Но Дух Христов все равно всех соединит в одном войске, и это будет победное войско. Мы обязательно победим, главное, как сказал батюшка Серафим Саровский, не терять дерзновение!
Беседовала Анна САМСОНОВА
Окончание. Начало см. на стр. 11
Дмитрий Иванович Иловайский в своем кабинете
Все обилие возникающих, как грибы, политических партий Иловайский делил лишь на два лагеря, справедливо полагая, что, по сути, существует только два направления: «национальное и антинациональное, Русское и противорусское». «Все монархические союзы „Русского народа“ и „Русских людей“ с их отделами представляют более или менее направление национальное, – отмечал историк в одной из своих речей, – все остальные – направление антинациональное».
Но если правый лагерь выражал Русскому ученому свое глубокое уважение, отмечая присущий ему твердый монархизм, консерватизм и национализм, то эти же его убеждения привели к крайней непопулярности историка и публициста в либеральных ученых и общественных кругах, вплоть до забвения его значительных заслуг в области Русской истории.
В 1918 году 86-летний ученый-патриот был арестован ЧК и около трех недель просидел в заключении. «Необыкновенный старик! Твердокаменный! – передавала его сводная внучка Марина Цветаева рассказ одной из сотрудниц ЧК. – Во-первых, как только он сел, одна наша следовательница ему прямо чуть ли не на голову со шкафа – пять томов судебного уложения. И когда я ей: „Ида Григорьевна, вы все-таки поосторожнее, ведь так убить можно!“ – он – мне: „Не безпокойтесь, сударыня, смерти я не страшусь, а книг уж и подавно – я их за свою жизнь побольше написал“. Начинается допрос. Товарищ N сразу быка за рога: „Каковы ваши политические убеждения?“ Подсудимый, в растяжку: „Мои по-ли-ти-че-ски-е у-беж-де-ни-я?“ Ну, N думает, старик совсем из ума выжил, надо ему попроще: „Как вы относитесь к Ленину и Троцкому?“ Подсудимый молчит, мы уже думаем: опять не понял, или, может быть, глухой? И вдруг, с совершенным равнодушием: „К Ле-ни-ну и Троц-ко-му? Не слыхал“. Тут уж N из себя вышел: „Как не слыхали? Когда весь мир только и слышит! Да кто Вы, наконец, монархист, кадет, октябрист?“ А тот, наставительно: „А мои труды читали? Был монархист, есть монархист. Вам сколько, милостивый государь, лет? Тридцать первый небось? Ну, а мне девяносто первый. На десятом десятке, сударь мой, не меняются“. Тут мы все рассмеялись. Молодец старик! С достоинством!»
Стараниями Цветаевой, обратившейся за помощью к своему квартиранту – влиятельному еврею-большевику, Иловайский был освобожден. Этот большевик был другом Дзержинского, в юности учился по учебникам Иловайского и очень удивился, что их знаменитый автор еще жив. Хорошо зная своего деда, Андрей Цветаев, благодаря сестру за помощь, просил ее лишь об одном – не говорить Дмитрию Ивановичу, что «освободил его из плена еврей»: «…Если узнает – обратно запросится!»
Работавший до последнего дня, Дмитрий Иванович Иловайский скончался 15 февраля 1920 года в своем доме в Пименовском переулке в Москве. Хочется верить, что по его учебникам Русской истории еще будут учиться Русские дети.
Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА
По материалам: Иванов А.
«Смерти я не страшусь» //
Правая Россия. Жизнеописания Русских
монархистов начала ХХ века.
СПб., 2015. С. 538–549.