ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
ПРАВОСЛАВИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Антиэкуменический катехизис



Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда. «О любви. Глава восемнадцатая. О расколе». Начало см. в № 12 (228).


Вопрос: Справедливы ли утверждения экуменистов о допустимости женатого епископата в Православной Церкви?

Ответ: Здесь говорится не о женатом епископате, а о том, что в епископский сан могли избираться только состоявшие прежде хиротонии в одном браке.

Вот как поясняют повеление Апостола Святые Отцы: «Но как же епископ – и женат? Но, во-первых, здесь, как разумеет Феодорит [Кирский], епископ означает пресвитера. Настоящими епископами были (вторствующие) Апостолы, как, например, Тит и Тимофей; а они были безбрачны. Вероятно, и в других местах на настоящее епископство были назначаемы подобные им лица.

Во-вторых, нужда заставляла; ибо тогда девство еще не распространилось так, чтоб всюду можно было находить девственника, хотя начало было ему положено. Между тем епископы были нужны; почему избирали их из таких, которые хотя женаты, но живут воздержно. Блаженный Феодорит пишет: „Язычники не упражнялись в девстве; иудеи не дозволяли его, потому что плодородие почитали благословением. Итак, поелику в то время невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту, апостол Павел велит рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, которые чтили целомудрие“. Святой Златоуст еще прежде его говорил: „Если человек, связанный узами брака, [неизбежно] заботится о мирских делах, а епископ не должен заботиться о мирском, то отчего Апостол сказал: ‘Единыя жены мужу’? Некоторые полагают, что здесь он указывает на того епископа, который был бы свободен от брачных уз. А если не это [должно здесь разуметь]; то – что он, имея жену, может жить, как будто не имея ее“» (Свт. Феофан Затворник. Толкование Апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. Т. 2. М., 2002).


Вопрос: Как в таком случае нужно понимать приводимое экуменистами 5-е Апостольское правило: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит жены своея под видом благоговения»?

Ответ: Канон не подтверждает их ложного мнения, а заповедует архиерею, имевшему до хиротонии супругу, не оставлять ее на произвол судьбы.

Это видно, например, из 48-го правила Шестого Вселенского Собора: «Жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа».


Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина.

17-е Апостольское правило

Вопрос: Какие каноны запрещают священнослужителям второй брак?

Ответ: 17-е Апостольское правило гласит: «Кто по святом Крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина». То же говорится в 3-м правиле Шестого Вселенского Собора и в 12-м правиле святителя Василия Великого.


Вопрос: Почему были принятые такие постановления?

Ответ: Церковь всегда признавала нормой для христианина только единобрачие: Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей. <…> Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены (1 Кор 7, 10–11, 27).

«Слово Божие не одобряет двоеженства, ибо если два Христа, то и два мужа, две и жены; а если один Христос, одна глава Церкви, то и плоть одна, а всякая другая да будет отринута. А если удерживает от второго брака, то что сказать о третьем? Первый есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие» (Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Слово 37).

Священнослужитель в нравственном отношении должен быть примером для паствы, поэтому ему непозволительно пренебрегать церковным учением о предосудительности второго брака.


Вопрос: Зачем экуменисты хотят отменить правила о безбрачии епископов и однобрачии клира?

Ответ: Упразднение канонов позволит им оправдать собственные беззакония: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем (Ин. 15, 22); «Подобно свиньям, попирающим ногами жемчуг, благочестие для грешников омерзительно» (Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 12. В рус. пер. СПб., 1906).


Вопрос: Нет ли у них других целей, кроме этой?

Ответ: После отпадения от Православия католики ввели безбрачие для всех своих клириков. Но в последнее время у них бурно обсуждается вопрос отмены обязательного целибата как не соответствующего нормам «древней Церкви». Экуменисты также покушаются объявить недействительными указанные правила под предлогом возврата к традициям первых веков Христианства, которые они почитают общими для всех «христианских конфессий».


Вопрос: Что, исходя из сказанного, должно помнить о связи веры и нравственности?

Ответ: Упадок нравственности всегда бывает следствием отступления от Православия: Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф. 7, 17); «Не всякий может дать лжеучению должную цену по разбору мыслей, в нем заключающихся; но по плодам своим оно тотчас познается, разоблачается, оценивается» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 2. Аскетические опыты).


Продолжение следует


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник