ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ГЕРОИ РОССИИ
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
СТРАНИЦА 16
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

День в истории

Афонское сражение

   Афонское сражение, известное также как Сражение у Афонской горы и Сражение у Лемноса, произошло 7 / 19 июня 1807 года у полуострова Афон в Эгейском море как часть кампании Второй Архипелагской экспедиции русского флота во время русско-турецкой войны 1806–1812 годов. В ходе сражения русская эскадра вице-адмирала Д.Н. Сенявина, одного из наиболее выдающихся учеников и соратников Ф.Ф. Ушакова, атаковала и разбила турецкую эскадру капудан-паши Сейит-Али.
   В течение месяца после поражения турецкого флота в Дарданелльском сражении, русский флот под командованием вице-адмирала Сенявина маневрировал, пытаясь выманить противника из проливов. Наконец, 3 / 15 июня, пользуясь тем, что русская эскадра была задержана около острова Имброс слабым ветром, османский флот выдвинулся из проливов к острову Тенедос, временной русской базе в Эгейском море, и высадил там десант. Два дня корабли и десант штурмовали береговые укрепления острова, однако 5 / 17 июня на горизонте показались паруса русской эскадры.
   Турецкий флот, которым командовал Сейит Али, насчитывал 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 корвета и 2 вспомогательных судна и имел 1196 орудий. Таким образом, по количеству кораблей и по численности артиллерии турки имели значительное превосходство над русскими. Зато русские моряки были искуснее турок в маневрировании, использовании артиллерии и обладали более высокими морально-боевыми качествами.
   Стараясь избежать сражения и отвлекая флот от Тенедоса, турецкая эскадра обогнула его с южной стороны и устремилась на запад. Сенявин, оставив мелкие корабли в помощь крепости, пустился на поиски противника и обнаружил его 7 / 19 июня в неустроенном положении на якоре между островом Лемнос и Афонской горой.
   Из прошлого опыта Сенявину было известно, что турки дерутся храбро, если только их флагман не потоплен или не взят в плен (в Османской империи за выход из боя до флагмана полагалась смертная казнь). Поэтому весь огонь он сосредоточил на турецких флагманских кораблях. К вечеру противник стал отходить, избегая боя. В бедственном положении находился 2-й флагман турецкой эскадры, корабль капитан-бея Бекира-бея, на котором были сбиты все реи и все паруса и который шел на буксире за линейным кораблем и двумя фрегатами. Однако завидев русскую эскадру, эти корабли бросили буксир, а сами обратились в бегство, оставив адмиральский корабль, который был взят на абордаж.
   Утром 8 / 20 июня обнаружилось, что вся турецкая эскадра, поймав попутный ветер, уходит на север к острову Тасос, а линейный корабль и два фрегата (ранее помогавшие кораблю капитан-бея) отрезаны от нее русской эскадрой. 9 / 21 июня Сенявин отрядил за отрезанными в погоню контр-адмирала Грейга с тремя линейными кораблями, но турецкие моряки выбросили свои корабли на берег и подожгли. На рассвете 10 / 22 июня в отступающей турецкой эскадре взорвались еще один линейный корабль и фрегат, и два поврежденных фрегата затонули у острова Самотраки. В итоге из 20 турецких кораблей в Дарданеллы вернулось лишь 12.
   11 / 23 июня Сенявин решил больше не преследовать противника и возвратиться на помощь осажденному Тенедосу. Однако из-за встречного ветра и штилей прибыл туда только 13 / 25-го. Турецкий десант сдался, и, оставив все свои пушки и оружие, был перевезен на Анатолийский берег.
   В результате сражения Османская Империя потеряла боеспособный флот более чем на десять лет и 30 июля / 12 августа согласилась подписать перемирие .

Источники: Wikipedia;
Сто великих битв. М.: Вече, 2002.

 

 

КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

Продолжение. Начало см. в № 1.

   

   АСЫ-АЛАНЫ – народ завоевателей, покоривший к концу первого века по Р.Х. почти все племена и народы бывшей азиатской Скифии. От асов-аланов сохранилось множество исторических и археологических памятников. Известно, что они пришли на Дон и на берега Азовского моря в первом веке по Р.Х., с Севера и ведут свое начало из источника общего с нордическими асами. Оба их наименования – асы и аланы – имеют северный характер.
   По нордическим преданиям, записанным в сагах, на далеком севере тоже когда-то существовали асы, азары, азиаманны, которые будто бы и были родоначальниками скандинавских народов. В сагах вспоминается Танаис и Азгард («Страж Азии» или «Город Азов»), откуда вышел с племенами асов их вождь Один.
   Внешность асов-аланов, живших вдоль Дона, по описанию римского историка IV века Аммиана Марцеллина, носила признаки типа нордического: «За редким исключением, все аланы – люди высокого роста и большой красоты; их волосы почти желтого цвета». Марцеллин знал также, что асы-аланы ведут свое начало от какого-то особенного рода: «Они не имеют понятия о рабстве потому, что сами происходят от благородных корней». Первым из историков точно определяет их этническую сущность Прокопий Кесарийский в VI веке. Он называет их готским народом. В его время Приазовские аланы были уже христианами. В дальнейшем европейские памятники называют их иногда готиталанами (что должно означать «готские аланы»), аланготами, валанготами, а на Востоке их знают под именем акасов или белых асов, азо-варангов (бируни) и алан-варягов (низами). В русских летописях они известны как ясы (яс, жен. род – ясыня). Римляне звали их также танаитами (донцами), потому что их основные кочевья располагались вдоль Таны (Дона). Тесные связи танаитов с Севером подтверждает и археология, указывая, что древние могилы Скандинавии часто находят свое подобие в местах расселения асов-аланов.
   Ко II веку на кочевых просторах прежней Азиатской Скифии асы-аланы установили свое владычество. Покорение народов, живущих там, совершилось быстро и, по-видимому, без особенных усилий, потому что остатки скифов и сарматов в ту эпоху были поделены на множество племенных обществ, избегавших объединения. Они легко стали жертвой хорошо организованных и закаленных в боях асов-аланов, хотя по количеству те уступали во много раз неисчислимым ордам степных жителей. Нет оснований предполагать, что для покоренных северо-кавказцев, меотов, сираков, торетов, удзов, аорсов, горских асседонов или для других племен новая власть проявлялась особенно деспотически, хотя, покоряя народы, асы-аланы принуждали всех называться аланами, а для себя веками сохраняли имя ас, аас, аз. Они не разрушали и завоеванные оседлые центры, которые стали в их царстве поставщиками продуктов земледелия, рыболовства и местного ремесленного производства. Оседлое ремесло поставляло на рынки прекрасные сорта керамических изделий, украшения из дорогих камней и цветных металлов, конское снаряжение и оружие излюбленного у аланов типа, не считая всякого рода продуктов, необходимых для жизни.
   Еще в IV веке, проживая на Дону, асы-аланы оставались в большинстве кочевниками. Они занимались исключительно скотоводством и военным промыслом. Далекие набеги считались у них почетным занятием и первым удовольствием. Каждый из них любил войну, боевые встречи и опасности. Лишь того они считали достойным уважения, славы и загробного счастья, кто провел жизнь в боях и пал сраженный оружием врага. Как и полагалось воинам, были «они легки и ловки во владении оружием», которым пользовались исключительно в конных боях. Вооружение их всадников, по выводам археологии, составляли тяжелые пики, длинные палаши, кинжалы и луки со стрелами. Они же ввели в употребление прототип горско-казачьего седла с передней лукой и стременами, пользовались в боях арканами. Одевались асы-аланы в куртки, скроенные на подобии казачьего чекменя, причем правая пола запахивалась поверх левой, т. е. так же, как у скифов, большинства туранцев и кавказцев и как еще недавно у казаков, не только в бешметах, черкессках, чекменях, но даже в форменных мундирах.
   В IV веке асы-аланы были еще язычниками. Достойным поклонения божеством они считали одного бога войны. Палаш, воткнутый в землю, служил его символом, и перед ним они приносили кровавые жертвы. Покойников хоронили и под курганами, и без насыпей, но, подобно скандинавам, всегда в глубоких камерах, вырубленных в твердом глинистом грунте. В могилу воина укладывалось оружие, приведенное в негодность, а рядом в отдельной яме часто хоронили и его боевого коня.
   К IV веку некоторая часть асов-аланов перешла к оседлости и остатки населенных ими пунктов, как мест их погребения, дали археологам многие образцы их военной и бытовой культуры, которая распространялась по всему царству и оказалась богатой по содержанию и устойчивой по формам.

   

Продолжение см. в след. номере.

 

 
     
     
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник