ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
АКТУАЛЬНО
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ
СТРАНИЦА 2
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Вседозволенность

   Неписанный мирской закон гласит: «Все разрешено, что не запрещено». Эта вседозволенность позволяет трактовать людские поступки и дела в миру двояко, лукаво оправдывая совершаемые беззакония. Но для православного критерием мотивации и оценки поступков может быть лишь соблюдение заповедей Божиих, следование учению святых Отцов Церкви и установленным канонам.
   Однако иногда и от людей, действующих от имени Русской Православной Церкви, приходится слышать неканонические высказывания, а то и лицезреть никоим образом не соответствующие вероисповеданию и сану поступки. Из-за них, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 24), а православные верующие смущаются и скорбят.
   Так, 12-го октября с.г. в Кишиневском Теологическом институте произошел скандал с участием протодиакона Андрея Кураева. «Великий миссионер», выступавший пред православной аудиторией в привычной развязной манере, как всегда неординарно отвечал на вопросы, демонстрируя модернизм своего, кураевского «богословия». Однако в этот раз ему пришлось ответить за сказанное.
   Накануне, 11-го октября, выступая на местном телевидении, протодиакон Кураев назвал известное и уважаемое в Молдавии и за ее пределами Общество св. блаженной Матроны Московской, духовником которого является митрофорный протоиерей Молдавской митрополии отец Анатолий Чибрик, сектой, а его священников – отморозками, разгильдяями, подонками и подлецами.
   Желая разобраться в случившемся, священник Анатолий Чибрик пришел на встречу в Теологическую академию со священниками и верующими Общества блаженной Матроны, которые потребовали от отца Андрея объяснений. Ему было предложено извиниться за клевету на Общество, официально зарегистрированное молдавским государством и действующее по благословению митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира (Кантаряну).
   Но, как известно, Кураев никогда не оправдывается и не извиняется, считая это ниже своего достоинства; в ответ он осыпает оппонента словесной бранью и клеветой, не задумываясь о сказанном. Ведь ему все сходит с рук, будь то оскорбление епископа или поношение рядового священника или монаха. Но в этот раз «миссионер» превзошел даже себя – он устроил провокацию, потребовав от отца Анатолия «исповедать», что тот признает Патриарха Кирилла своим Патриархом. Все присутствующие, в том числе и протодиакон, услышали четкую позицию: «Да, – со смирением ответил священник, – Патриарх Кирилл – мой Патриарх. И я его послушник. Однако действия его, противоречащие Учению Церкви, я не разделяю, о чем мы написали в Открытом письме Святейшему». На такой ответ отца Анатолия Андрей Кураев, видимо, не рассчитывал – сорвавшись на крик, он оскорбил протоиерея, назвав подонком...


Протодиакон А. КУРАЕВ
в Кишиневском Теологическом институте

   В официальном заявлении епископа Хынковского Петра (Мустяцэ), викария Молдавской митрополии, опубликованном после всего случившегося на его сайте, говорится: «В ходе своей работы Общество блаженной Матроны продемонстрировало, что это действительно православная организация, способная выявлять угрозы Православию и противодействовать им, способствуя защите православной идентичности нашего народа».
   «С момента основания Общества блаженной Матроны, – читаем далее в заявлении архиерея, – никто официально не обвинял эту организацию и протоиерея Анатолия Чибрика в канонических нарушениях или „неправославности“. Более того, все действия протоиерея Анатолия Чибрика имели благословение епископа Молдавской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата», – свидетельствует епископ Петр.
   Так когда же, наконец, выходкам протодиакона Андрея Кураева, противоречащим как уставу Русской Православной Церкви, так и простым нормам морали, будет положен конец? Когда и кто остановит его разнузданное поведение, позорящее нашу Церковь, от имени которой он выступает?
   Сегодня уже всем ясно, что отец Андрей блуждает где-то очень далеко и от Богословия, и от Православия. Даже дети из воскресных школ скажут, что отец Андрей снова «зарулил не туда».
Да и сам протодиакон свидетельствовал об «авторитете», которым он пользуется у молодежи. В своем выступлении на Рождественских чтениях он рассказал, как молодые люди на улице позволили себе дерзко пошутить с ним: увидев церковное облачение, они выбросили вверх руки в фашистском приветствии. Затем, приглядевшись, узнали его, и один из юнцов искренне воскликнул: «Да это же Кураев! Он – не православный! Он – наш!».
   Откроем и мы глаза свои. Доколе можно терпеть эту вседозволенность?!

Надежда ИВАНОВА



О целях духовного образования


Митрополит Киевский и Галицкий
Петр (МОГИЛА)

   Главная задача православного духовного образования – воспитание защитников Православной веры, ее апологетов.
   Если взглянуть на Александрийскую, Антиохийскую, Константинопольскую и прочие древние духовные школы, то именно в таком контексте там и было поставлено образование. Именно там получали знания выдающиеся апологеты Православия: святители Афанасий Великий, Кирилл Александрийский, Никифор, Тарасий и Фотий Константинопольские, преподобный Максим Исповедник…
   В средние века назначение православных духовных школ оставалось прежним. Они воспитали великих защитников Истины: святителей Григория Паламу, Марка Ефесского, Геннадия Новгородского, Патриарха Иеремию II (Траноса), преподобных Максима Грека, Иосифа Волоцкого и многих других.
   Особо следует обратить внимание на духовные образовательные учреждения Западнорусской митрополии, которая в средние века оказалась в политическом плане под властью католической Польши, а в духовном отношении подчинялась Константинопольскому Патриархату. Именно оттуда берут свои истоки современные русские духовные школы.
   Первые из этих школ были основаны при православных братствах, в которые объединялись русские православные люди, чтобы противостоять давлению польских светских и духовных властей. Иезуиты и иные латинские образовательные «светила» писали еретические труды, в которых выставляли на вид православным мнимые ошибки Православной Церкви и ее вероучения. Необходимость дать еретикам аргументированный ответ и побудила наших предков заняться воспитанием апологетов Православной веры.
   Сначала были открыты духовные школы и училища, а святитель Петр Могила создал первую православную Духовную академию в России. Эти учебные заведения явились прообразом современных духовных училищ, семинарий и академий.
   Такое положение дел сохранялось вплоть до революции. Петроградская Духовная академия готовила специалистов по западным религиозным и философским заблуждениям. Московская Духовная академия специализировалась на старообрадческих расколах и других внутренних сектантских течениях. Казанская Духовная академия готовила миссионеров и апологетов для проповеди Православия среди магометанских, буддийских и иных языческих народов, населявших Среднее Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
   После революции духовные школы в России были закрыты. С возобновлением их деятельности после Великой Отечественной войны в них преподавали дореволюционные профессора, уцелевшие после режимных лагерей. Конечно, в полной мере восстановить прежний уровень подготовки учащихся они не могли – условия были неблагоприятны. Но все-таки и они могли научить студентов защищать Православие. Качество образования определялось в первую очередь глубиной знания Православной веры, ее догматического, канонического учения и писаний святых Отцов, знанием различий между Православием, ересями и сектами, владением сопутствующими знаниями, например, древнегреческим, латинским языками для перевода святоотеческой письменности и т.п.
   В современных православных духовных школах, к сожалению, другое направление обучения, да и качество образования оценивается по иным критериям. В 60-е годы прошлого века безбожная власть способствовала проникновению лицемерно покаявшихся обновленцев в лоно Русской Православной Церкви. Постепенно из церковных маргиналов они превратились в господствующий класс, который сегодня расставляет ориентиры в современном православном духовном образовании. Удерживая православное имя, они наполнили его экуменическим содержанием.
   На образовании данное направление отразилось таким образом, что вместо воспитания апологетов Православия, многие современные духовные училища, семинарии и академии готовят – увы! – желающих модернизировать и извращать непреложные и святые церковные Истины.

Послушник
Петр (КОРОЛЕВ)

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник