ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
УРОКИ ИСТОРИИ
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО
СТРАНИЦА 9
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Душа Сербии

Проповедь святителя Николая Сербского

Продолжение. Начало см. в № 15 (15)

«ОКАМЕНЕЛАЯ» ЦЕРКОВЬ

   Так профессор Харнак из Берлина назвал Восточную Православную Церковь. И причины, побудившие его на это, известны. Ставя неизменную, вечную истину о Христе на Востоке в один ряд с тысячами различных мнений о Нем в протестантской Германии, он был абсолютно прав, называя нашу Церковь «окаменелой» в отличие от своей так называемой «церкви». Я рад слышать это. Но все же удивительно, как этот протестантский ученый додумался назвать так Восточное Православие! Удивляюсь еще больше тому, как профессор Харнак, будучи представителем немецкого «христианства», не замечает недостатков и ошибок своей «церкви». Он упустил из вида, что со своими единомышленниками устроил великую пустоту в немецком традиционном христианстве, и что эта пустота безумно заполнилась воинственным ницшеанством. И удивляюсь, кроме этого, также и тому, что теперь, в 1914 году от Рождества Христова, другие хулители Священного Писания провозгласили Христа больным мечтателем, а христианство облекли в нищенские ризы, между тем как ницшеанство стало действительной религией немецкой расы.
   Какова же истина об «окаменелой» Церкви? Выражение «окаменелая» значит целая, неделимая, неповрежденная, которая всегда живет одним духом единства. С этой точки зрения немецкий профессор прав. Эта «окаменелая» Церковь выходила победительницей во всякой борьбе и из всех искушений на протяжении всех времен. Христианская Церковь постоянно подвергается испытаниям, думаю, что по-христиански терпеть искушения и нападки есть единственный спасительный путь. Христианство основано на страдании, а не на науке и не на разуме.
   Вот, смотрите: Восточное Православие постоянно притесняется и борется, противостоя магометанству. Римо-католичество подобным образом испытывалось в Испании. Протестантизм подвергся изучению немецкой науки. И что происходит? Ислам побежден и в России, и на Балканах, не только физически, но морально и духовно. Эпоха катакомб, кровавых Неронов и Диоклетианов повторилась в России и еще продолжается в Армении и Малой Азии. Пострадали мученики этих земель: Цари, короли, епископы и священники, труженики и пастыри, они не постыдятся перед мучениками Колоссянами.
   Православное христианство со стойкостью и мужеством мучеников выдержало испытание истории. Оно сохранило Истину, вдохновило на подвиги и борьбу и показало крепость и могущество после освобождения своих порабощенных земель. Святая Русь умножает свое величие с того дня, кака освободилась от ига магометансткого. Сербия, Греция и Болгария сделали больше за пять лет своей свободы от турецкого владычества, чем турки нанесли вреда за время 500-летний власти над нами.
   А римо-католицизм в Испании не выдержал испытаний. Их «христианство» показало себя слабее арабов и в труде, и в праведности, и в общем развитии. Немного лучше борьба против ислама у римо-католиков шла в Хорватии и Венгрии.
   Немецкий научный протестантизм также не прошел проверки. Он был уничтожен как религия и ныне существует лишь архивная наука. Он перестал быть выражением христианства и выродился в холодную и рациональную научную систему: чтение, исследование, распределение, анализ и критика. Там больше нет Христа, Который служит, господствует и страдает. Там осталась бледная тень чего-то геройского и божественного. Отчего же им опять не приняться обожать Ватана вместо Христа?
   А англиканство? У Англии были могущественные неприятели: богатство, комфорт и привязанность к земному. Что сохранила в себе англиканская «церковь»? Это можно понять, сравнив британскую империю с античной языческой империей: нет там больше ни Лукулла, ни Каракаллы, их неслыханной роскоши и неистребимого животного высокомерия, нет уже былых суровых и диких столкновений мелких интересов и суеты, которыми общественная жизнь Рима была исполнена ежедневно. Невзирая на все это, англиканство, отрицая страдания, ушло от противоречивости Дантевского католицизма и еще дальше от светлого, прекрасного и сладкозвучного Православия, хоть еще немного и хранит в себе мирную поэтичность Милтоновского эпоса.

ВЕЛИКАЯ ДОГМА ГРЕХА И СТРАДАНИЯ

   Рассмотрим подробнее различия между англиканством и Православием, о которых редко кто упоминает, а, между тем, они весьма существенны. Англиканские протестанты считают нормальной благополучную жизнь на земле и воспринимают ее как благословение Божие, стоит лишь исправить все недостатки. Славянское Православие с самого начала громко заявляет о страданиях и искушениях в жизни человеческой на земле.
   На земле жизнь начинается в грехе и в грехе продолжается. Первый человек восстал против Бога и уклонился от воли Божией. Первый брат убил своего младшего брата. Первое поколение объявило войну второму поколению. Эта кровавая человеческая драма продолжается тысячи лет. Развитие человеческих добродетелей не так заметно, как развитие греха. Странно, что еще никто не написал книгу о возрастании греха... Православная Церковь истинно учит, что «весь мир лежит во зле».
   Страдания есть следствие греха. Даже праведные люди страдают не из-за совершенств, а по грехам. Если праведники не имеют личных грехов, страдают за грехи других людей, невзирая на расстояние и время, их разделяющие. Ведь все люди, от первого до последнего, сотворены из одного и того же праха. Поэтому все они составляют единое тело и единую душу. Каждый несет ответственность за жизнь и каждый влияет на нее. Если один член тела согрешает и болеет, то страдает все тело. Если Адам согрешил, и ты, и я должны за это страдать. Если святой апостол Павел страдал, то это есть последствие грехов других частей одного тела. И Сам Господь Иисус Христос из Божественной любви к людям пострадал и умер за адамов грех. Страдания и тоска природы вокруг нас неизмеримо меньше наших страданий и печалей. Ненормальность мира животных, растений и минералов не столь очевидны, как ненормальность нашей человеческой жизни. Божии творения, созданные в шестой день и предопределенные быть самыми совершенными среди других творений, унижены грехом до ничтожества, чего не произошло с творениями, возникшими до шестого дня.

Прочитана во время Великого Поста в 1916 году

Перевод с сербского
Екатерины АНТОНОВОЙ

Книжное общество Новый Сад,1994 год.

Продолжение см. в след. номере.

 

 
        СТАТИСТИКА            ||                   Невыгодные молельни
 
     

   В период между 1990 и 2005 годами в Германии по причинам нерентабельности, т.е. невыгодности, бездоходности (из-за сокращения пожертвований прихожан и урезания доходов муниципалитетов), было продано 96 протестантских и 98 католических культовых зданий.
   Новые собственники в большинстве случаев превращают эти здания в рестораны и кафе. Так, в городке Виллингене, расположенном на севере земли Гессен, одна из бывших молелен превращена в ресторан «Дон Камилло». Если до ее закрытия на темных дубовых скамейках сидели молящиеся протестанты, то теперь на них восседают любители пива.

   

    Иногда проданные здания превращаются в культурные центры, как это произошло, например, с молельней в берлинском районе Кройцберг. Там проходят выставки, концерты, форумы.
   Некоторые жители Германии предлагают переоборудовать пустующие католические и протестантские молельни хотя бы в помещения для раздачи горячего питания бездомным и людям с низкими доходами. Однако это предложение пока не находит поддержки у покупателей зданий

Источник: «Информ-Религия» (http://inform-relig/ru)

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник