В ЭТОТ ДЕНЬ... | ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ | СТРАНИЦА 11 |
6 / 19 мая 1868 года родился Царь-Мученик Николай II
Маленький Николай II
c матерью – Императрицей
Марией Феодоровной
Появление на свет Царя-Мученика совершилось 6 / 19 мая в 14.30 в Александровском дворце Царского Села. В этот день счастливый отец записал в своем дневнике: «Бог послал нам сына, которого мы нарекли Николаем. Что за радость была – это нельзя себе представить».
В 1894 году в этот день достигший совершеннолетия Наследник Цесаревич Николай Александрович в Большой церкви Императорского Зимнего дворца принес присягу на верность Престолу и Отечеству, а в Георгиевском зале принял воинскую присягу.
В последний раз день рождения Императора Царская Семья отметила в 1918 году в Екатеринбурге: «Дожил до 50 лет, даже самому странно! Погода стояла чудная, как на заказ. В 11 1/2 тот же батюшка с диаконом отслужил молебен, что было очень хорошо».
Большевики (по свидетельству А. Волкова, «почти всецело из нерусских»), сменившие 4 / 17 мая прежнюю охрану в Тобольске, где оставались царские дети, попытались омрачить им праздник. П. Жильяр записал 5 / 18 мая: «Всенощная. Священник и монахини были раздеты и обысканы по приказанию комиссара».
6 / 19 мая. «День рождения Государя. <...> Комиссар отказывает священнику в разрешении приходить к нам». По свидетельству полковника Е.С. Кобылинского, «латыши обыскали священника; обыскали, грубо „ощупывая“, монашенок, перерыли все на престоле. Во время самого богослужения <комиссар> Родионов [Свикке] поставил латыша около престола следить за священником. Это так всех угнетало, на всех так подействовало, что Ольга Николаевна плакала и говорила, что если бы она знала, что так будет, то она и не стала бы просить о Богослужении».
Каким-то образом царским детям в таких условиях удалось получить в эти дни для подарка отцу небольшую иконку свт. Иоанна Тобольского, прославлению которого Император, как известно, особенно способствовал. На обороте иконы имелся штемпель об ее освящении 5 мая 1918 года и надпись: «В благословение от святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского».
Царский календарь
7 / 20 мая – отъезд из Тобольска Цесаревича Алексия и Царевен Ольги, Татианы и Анастасии
Отъезд царских детей, по свидетельству П. Жильяра, был обставлен так, что никто даже из их слуг не имел возможности с ними проститься. Отправились они на пароходе «Русь», на котором девять месяцев назад Царственные Мученики приехали в Тобольск. Потом следовали поездом.
По свидетельству очевидцев, крестьяне близлежащих к железнодорожным станциям сел встречали царских детей цветами.
В Тюмени на пароходе царских детей видели выехавшие из Покровского в Тобольск дочь Г.Е. Распутина Матрена (Мария) с супругом Б.Н. Соловьевым. «Здесь, – вспоминал очевидец И. Иванов, – собралась на пристани громадная толпа народа, которая приветствовала царских детей. При виде Наследника Цесаревича послышался громкий плач с причитанием: „Дорогой ты наш, милый ты наш, куда ты от нас уезжаешь и зачем ты нас оставляешь?“ <...> Встречали зеленью и цветами, которыми стали усыпать путь Их следования. А когда красноармейцы хотели воспрепятствовать, то женщины избили нескольких солдат, а одного из них схватили и бросили в грязную лужу».
В ИЗГНАНИЕ
Дымится труба парохода,
|
Царский календарь
Пречистенский кафедральный собор
в Вильнюсе.
Основан при великом князе
литовском Ольгерде
в 1346 году, сооружен
киевскими зодчими по
образцу
собора
святой Софии в Киеве.
В феврале 1495
года в храме состоялось
бракосочетание
великой княжны Елены Иоанновны,
дочери
Иоанна
Великого, с великим князем
литовским
Александром.
Великий Князь Иоанн III, давая согласие на брак дочери Елены с великим князем литовским Александром, поставил непременным условием, что «ей неволи в вере не будет». Послам литовским позволено было явиться за невестою только после подписания Александром особой клятвенной грамоты, в которой сказано: «Нам его дочери не нудить к римскому закону, держит она свой греческий закон».
13 января 1495 года, оправляя Елену в Литву, Иоанн дал ей ряд обстоятельных наставлений – как себя вести; среди них было следующее: «В латинскую божницу не ходить, а ходить в свою церковь, захочет посмотреть латинскую божницу или монастырь латинский, то может посмотреть один раз или дважды. Если будет в Вильне королева, мать Александра, ее свекровь, и если пойдет в свою божницу и ей велит идти с собой, то Елене провожать королеву до божницы, и потом вежливо отпроситься в свою церковь, а в божницу не ходить».
Иоанн передавал через послов зятю, чтобы сделал для дочери «церковь нашего греческого закона на переходах у своего двора, у ее хором, чтобы ей близко было к церкви ходить...». Но Александр не только не думал строить греческой церкви для жены, но и старался, вопреки своей клятвенной грамоте, данной Иоанну, побудить ее к переходу в католичество. В этом его поддерживало все латинское духовенство во главе с папой Александром Борджиа, знаменитым клятвопреступником и отравителем, который писал Александру Литовскому, что совесть последнего останется совершенно чиста, если он употребит все возможные средства, чтобы склонить Елену к латинству.
Через посла Иоанн дает дочери такой наказ: «Дочка! Памятуй Бога, да наше родство, да наш наказ, держи свой греческий закон во всем крепко, а к римскому закону не приступай ни которым делом; церкви римской и папе ни в чем послушна не будь, в церковь римскую не ходи, душой никому не норови, мне и всему нашему роду безчестия не учини; а только по грехам что станется, то нам, и тебе, и всему нашему роду будет великое безчестие, и закону нашему греческому будет укоризна. И хотя бы тебе пришлось за веру и до крови пострадать, и ты бы пострадала. А только, дочка, поползнешься, приступишь к римскому закону, волею ли, неволею: то ты от Бога душою погибнешь, и от нас будешь в неблагословении; а зятю своему мы того не спустим: будет у нас с ним за то безпрестанная рать».
Н.М. Карамзин отмечал, что «ни ласки, ни гнев мужа не могли поколебать ее твердости в законе: она всегда гнушалась латинством, как пишут польские историки». После смерти мужа вдовствующая королева Елена Иоанновна подвергалась страшным оскорблениям, ее насильно вывели из православной церкви и стали держать в неволе, и вскоре после этого Елена внезапно скончалась в своем заточении. Виновником ее смерти был Виленский воевода Николай Радзивилл, подкупивший ее людей, чтобы они подсыпали ей в кушанье лихое зелье.
Исторический
календарь-альманах
6 / 19 мая:
|