ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Больная и здоровая мистика

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (27)

 

 

Если наше смирение фальшиво, могут ли видения при таком лицемерном смирении быть истинными?

Смирен не тот, кто не видит гордости в своем сердце, но тот, кто даже при сильнейшем оскорблении не теряет спокойствия, а кротко претерпевает, сердечно прощает и отвечает благодушно.

Однажды святой Иоанн Колов сидел против церкви; братия окружили старца и спрашивали о своих помыслах. И некто из старцев, увидев это, побуждаемый завистью, говорит ему: «Сосуд твой, Иоанн, полон яда!» Иоанн ответил: «Так, отец! И ты сказал это, потому что видишь одну наружность; а что бы сказал ты, если бы увидел внутренность?»

Вот истинное смирение! Смирен не тот, кто имеет вид такового, но тот, кто искренне считает себя последним грешником, кто постоянно в тайне кается перед Богом, кто совершает свои добродетели тайно, кто никого не осуждает за нравственные немощи, все жизненные испытания переносит благодушно, никогда не ропщет, говоря: «Боже, неужели я столько согрешил, что ты наказываешь меня так тяжко?», но всегда за все благодарит Бога.

Где мы найдем в жизни такого ангела смирения? Но только такие смиренные души, чуждые всякого превозношения, нетерпения, гнева и ропота, могут быть удостоены благодатных сверхестественных явлений без вреда для них.

А если умножившиеся в последнее время духообщители-сектанты или православные христиане не имеют в своих душах такого смирения, о котором здесь идет речь, но они просто обычные грешники, как и мы, то пусть будут уверены, что их видения и откровения исходят из нечистого источника. Может ли окаянный грешник-горделивец иметь видения от Бога? Бог никогда не даст ему такого дара, хотя бы по той причине, что получив его, он возгордится еще больше.

Св. Варсонофию задали вопрос: «Когда бывают явления грешнику, ужели он не должен совершенно веровать, что они от Бога?» Он ответил: «Когда сие случается с грешником, то, очевидно, по наваждению лукавых демонов, чтобы обольстить окаянную душу и увлечь ее в погибель. Итак, не следует никогда верить им, но познавать свои согрешения и свою немощь и пребывать всегда в страхе и трепете. <…> Божественные явления бывают лишь святым. <…> Грешники не должны никогда верить таким явлениям, зная свое недостоинство».

А как поступают современные духовидцы, склонные к нездоровой мистике и, среди них, особенно женщины? Весь день занимаются сплетнями и злословием, осуждают друг друга, ненавидят, досаждают, или исполнены суетой, тщеславием, блудом, сребролюбием, жестокостью и лицемерием, но приходя в церковь, предаются больным мистическим переживаниям: видят, что качаются лампады, появляются огни, «оживают» иконы, слышат гласы и проч. Погрязнув в различных нравственных немощах, они не стесняются хвалиться: «Видела святую Петку и святого Георгия!» или «Открыли мне то-то и то-то!» или «Во сне мне сказали так, и так я поступила».

 


Побиение камнями
св. архидиакона Стефана

А что означают эти частые видения и откровения? Они означают, что самонадеянные сообщники духов претендуют на то, чтобы небо было открыто для них всегда, так что они могли бы во всякий миг получать оттуда ответы. Но так ли легко отворять небо по незначительным поводам? Мы знаем, что чистому как ангел святому архидиакону Стефану, первомученику Христову, небо отворилось только один раз – в его предсмертный час, когда он, жестоко забросанный камнями, умирал и молился за своих убийц. Как же могут женщины, подверженные больной мистике, отворять для себя небо каждую ночь? Из этого сопоставления становится ясно, какая огромная разница между видением св. архидиакона Стефана и откровениями, которые часто получают жертвы больного мистицизма.

Св. Иоанн Лествичник предупреждает: «Когда бес гордости утвердится в своих служителях, тогда, являясь им во сне или наяву в образе светлого Ангела или мученика, преподает им откровение таинств и как бы дар дарований, чтобы сии окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума».

Пусть все, кто увлекается видениями и откровениями, помнят следующие слова свт. Игнатия (Брянчанинова): «Видящий чувственно духов легко может быть обманут в свое повреждение и погибель. Если же он при видении духов окажет доверие к ним или легковерие, то он непременно будет обманут, непременно будет увлечен, непременно будет запечатлен непонятною для неопытных печатию обольщения, печатию страшного повреждения в своем духе, причем часто теряется возможность исправления и спасения. Со многими, с весьма многими это случалось».

Чувство здоровой мистики внушает: подальше держись от всякого видения и откровения! Верь в эти вещи, когда встречаешь их у святых. Верь в это, когда прочтешь о том в Библии или в жизнеописаниях угодников Божиих. Но не верь, когда это произойдет с тобой, грешный и нечистый человек. Потому что за твоими видениями и откровениями скрывается демон, который соблазняет и хочет поймать тебя в свои сети.

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

 

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

Продолжение следует

 

 

Святые Отцы о самомнении

 

 

Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падение и всех тех, кои от всего сердца желают приступить к Господу, – тем же самым путем, каким и сам ниспал, т. е. гордостью и любовью к суетной славе. Этим-то борют нас демоны, этим-то и другим подобным думают они отдалить нас от Бога


Преп. Антоний Великий

 

Со времени преступления прародителя нашего мы, несмотря на расслабление своих духовно-нравственных сил, обыкновенно думаем о себе очень высоко. Хотя каждодневный опыт очень впечатлительно удостоверяет нас в лживости такого о себе мнения, мы в непонятном прельщении не перестаем верить, что мы нечто, и нечто немаловажное. Эта, однако ж, духовная немощь наша, весьма трудно притом замечаемая и сознаваемая, паче всего в нас противная Богу, как первое исчадие нашей самости и самолюбия и источник, корень и причина всех страстей и всех наших падений и непотребств. Она затворяет ту дверь в уме или духе, чрез которую одну обыкновенно входит в нас благодать Божия, не давая благодати сей внити внутрь и возобитать в человеке. Она и отступает от него. Ибо как может благодать, для просвещения и помощи, войти в того человека, который думает о себе, что он есть нечто великое, что сам все знает и не нуждается ни в чьей сторонней помощи? Господь да избавит нас от такой люциферовской болести и страсти! Имеющих эту страсть самомнения и самоцена Бог строго укоряет чрез пророка, говоря: Горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни (Ис. 5, 21). Почему апостол и внушает нам: не бывайте мудри о себе (Рим. 12, 16).


Преп. Никодим Святогорец

 

Гордый идет не правым и не простым путем, но неровным, тернистым. Гордые крайне ругались над мною, но я не уклонился от закона Твоего (Пс. 118, 51), – говорит пророк. Самое это главное преступление и безмолвное уклонение от закона – в незнании немощи своей – гордости. Ни через что иное так легко не совершается преступление и падение, как через гордыню; и ни через что иное так легко не происходит исправление, как через смирение и простоту. Где совершилось падение, там все было предварено. Из-за гордыни сатана был свержен с небес; фарисей растерял все добродетели, Навуходоносор лишился царства и со скотами, как скот, семь лет ел траву; и тысяча тысяч падений совершаются из-за гордыни. Потому будь смирен и, благодатью Божией покрываемый и сохраняемый, всегда сохранишься без порока и без преткновения.


Свт. Димитрий Ростовский

 

Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство.

Тщеславные, гордые понятия, из которых составляется самомнение, разрушают в человеке тот духовный престол, на котором обыкновенно восседает Святый Дух, разрушают то единственное условие, которое привлекает к человеку милость Божию.


Свт. Игнатий (Брянчанинов)

 

Боитесь прелести... Надо бояться... Но избегайте коренной прелести, и прочие места не будут иметь. Коренная прелесть есть думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом... Вонмите сему и возымейте самоцен сей первым врагом своим. Не давайте ему засесть внутри, иначе он сгубит вас... Это апостольский урок: ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал. 6, 3).


Свт. Феофан Затворник

 

Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.

Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным.


Св. прав. Иоанн Кронштадтский

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник