ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
КРЕСТНЫЙ ХОД ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Мы проходим путь, которым
на страдания за Россию шел Государь»

 

Очищаемся, умолим себе и
всем прощение грехов, и да
даст Он нам пропеть на всю
Святую Русь: «Христос Воскресе!!!»

 

Из письма Государыни
Императрицы Александры
Феодоровны А.А. Вырубовой,
13 / 26 марта 1918 года, Тобольск

 

Пока верстался номер, к нам в редакцию обратились верующие из Белоруссии с просьбой рассказать на страницах газеты о проходящем в настоящее время Крестном ходе Могилев–Санкт-Петербург. Мы связались с одним из участников шествия – рабом Божиим Константином и задали ему несколько вопросов.

 


На переднем плане – р. Б. Константин

 

– Константин, расскажите, пожалуйста, о Крестном ходе, в котором Вы участвуете. Почему для него был выбран именно такой маршрут?

– Крестный ход Могилев–Санкт-Петербург проходит вдоль железной дороги, по которой везли Государя Николая II на страдания за Русскую землю. Когда-то Византийский Император нес Крест Господень на Голгофу, и был остановлен невидимой силой. Патриарх сказал, что не так нес Крест Свой Господь, но как бедняк. Тогда Император приказал принести простую одежду, переоделся и босой уже безпрепятственно прошел крестный путь Господа. Император считал это великой честью для себя. Мы же ныне проходим путь, которым на страдания за всю Россию шел наш Государь-мученик Император Николай II.

По словам отцов, России сегодня необходимо покаяние. Известно, что покаянный крестный ход ежегодно идет в Екатеринбург из Царского Села. Но на страдания за Россию Государь Император Николай II ехал в поезде из Ставки, из Могилева. Здесь он был еще без семьи, окруженный предателями. И это путь на Царскую Голгофу.

Мы не слышали, чтобы кто-то хоть раз прошел по этому пути с покаянием. Смотрите, земля не выдерживает нас, ее трясет, на нас обрушиваются бури, засухи, неурожаи… Например, два года назад у нас была буря, какой люди не видели лет сто, наверное. На мой взгляд, связано это и с тем, что тогда в Минске на Пятидесятницу совершали службу в присутствии католиков. В некоторых местах разрушены даже кирпичные сараи. Леса повалило столько, что лесники, приехавшие из Витебска, Бреста, Минска вместе с нашими убирали его целый год. Земля осквернена нашими беззакониями, тяжким грехом против Богом установленной власти. Наш долг перед Государем – молиться о прощении этого клятвопреступления. Его святая кровь пролилась за нас.

Крестным ходом мы приносим свое покаяние Государю Императору во всех грехах вплоть до настоящих дней. Преподобный Серафим Вырицкий говорил о грехах рода, за которые каются последующие поколения, и я не считаю возможным оспаривать это. Согрешили, так сделаем хоть один шаг к покаянию!

 

– Когда начался Крестный ход?

– Крестный ход вышел в понедельник Светлой Седмицы, в день празднования Белыничской иконы Пресвятой Богородицы. Мы помолились в Свято-Никольском храме Никольского Могилевского монастыря. Высокопреосвященнейший архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим еще в 2001 году получил в беседе с Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко добро на строительство в Могилеве храма в честь Царственных Мучеников. На свои средства Владыка купил для будущего храма престол, дарохранительницу, запрестольный крест и икону, Евхаристический набор и напрестольный крест. Но в 2002 году нашего благочестивого архипастыря не стало (он похоронен как раз у Никольского собора). Владыка Максим верил, что будет построен храм Царственным Мученикам, а пока благословил в левом пределе Свято-Никольского собора освятить Престол в их честь – Царская Семья молилась в этом храме, стоя на левом клиросе.

Начало Крестному ходу было положено с обхода храма Царственных Мучеников. Затем подошли к памятному кресту на месте, где находился Спасский храм, где Государь со слезами молился на коленях. Потом – к дому, в котором располагалась Ставка Верховного Главнокомандующего. Проходили около вокзала, находящегося на том же месте, что и в те времена, когда была Царская железная дорога…

 

– Расскажите, пожалуйста, о приснопамятном владыке Максиме. Многие верующие не только в Белоруссии, но и у нас, в России, знают его как ревностного и благочестивого архиепископа.

– В 1989 году на разрушенную после 55-ти лет запустения могилевскую кафедру был назначен Преосвященнейший Максим (Кроха), переведенный из Тульской епархии. Это действительно был истинный ревностный служитель Божий, человек высокой духовной жизни.
Еще до учебы в семинарии он принял от митрополита Гор Ливанских Илии панагию, когда тот приезжал в Россию рассказать правду о победе над немцами. Будущему Владыке тогда пророчили: «Быть тебе, Борис, епископом». Во время учебы он жил в одной келье с будущим митрополитом Иоанном (Снычевым), дружил с архиереем ярославским Михеем. Рукополагался в один день с будущим Патриархом Алексием II, только один – в иеродиакона, а другой – в иеромонаха. В 2000 году при принятии решения о прославлении Государя Императора Николая II с Августейшим Семейством прислушались и к мнению архиепископа Максима. Икона Царя-Мученика замироточила у него в руках, когда он находился в Минске на лечении. Помазав миром глаза, Владыка исцелился от катаракты.

Известный старец наших дней батюшка Николай Гурьянов говорил паломникам из Могилева-на-Днепре: «Какие вы счастливые, что Владыкины».

Владыка Максим ревновал о чистоте Православия. Он благословлял печатать в епархиальных ведомостях статьи против латинян митрополита Иоанна (Снычева), о баламандской унии, о почитании Государя Императора, о необходимости покаяния, Обращения Патриарха Алексия II в связи с днями памяти Царской Cемьи, где говорится, что грех народа нераскаян. Проповедовал Владыка и с церковного амвона, говоря людям правду. Многие знали и прозорливость Владыки, когда он на проповеди отвечал на вопросы, которые не успели еще задать, или о которых с недоумением говорили только что между собой собравшиеся.

Архиепископ Максим много потрудился ради того, чтобы люди поняли правду и переосмыслили историю, изучаемую в школах по учебникам, авторы которых меняли свои фамилии на славянские. Архиепископ Максим перед кончиной имел откровение от Господа и проповедовал об этом в храме, что, как апостол Петр трижды отрекся от Христа, так будут и три ступени отречения: паспорт, карточка, чип.

 

– Как долго еще продлится Крестный ход Могилев–Санкт-Петербург? Как он проходит, кто принимает в нем участие? С какими трудностями вы сталкиваетесь?

– До Петербурга не близко, предполагаем, что будем идти еще не менее месяца. Графиков мы не имеем, так как задача – принести покаяние делом как можно большему количеству людей, и если человек идет медленнее, то мы согласны идти с ним в ногу. Поэтому схема приблизительна. Есть «штурман», которому сообщаем контактный телефон на определенном участке и место, куда дошли.

Трудности? Для некоторых людей участие было невозможным из-за отсутствия средств, у других – из-за работы, на которой эти средства зарабатываются. Объединившись, вторые помогают первым. Трудность и в том, что белорусские деньги в России как фантики, поменять их – сложность.

Идем мы по трассе. Что касается участников – из Могилева выходили с двухлетним ребенком, сейчас с нами идет регент-пенсионер. В нашем крестном ходе еще могут принять участие все желающие, неравнодушные православные люди. На данный момент мы уже пересекаем границу с Россией. Кто хочет пройти вместе с нами или оказать нам какое-либо содействие, могут звонить по телефону +37-544-7012077 (Илья) или писать нам на е-mail: sidiliv@gmail.com.

– Ангела-Хранителя Вам и помоги, Господи, до конца пройти этот путь!

 

Беседовал
Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

В феврале 1917-го белорусский город Могилев был третьим после Петербурга и Москвы важнейшим центром России – ее военной столицей. Ставка Верховного Главнокомандующего переместилась в Могилев в августе 1915 года из города Барановичи.
По утверждениям историков, Могилев нравился Царю. А Царь – Могилеву. На Городском валу Наследник совершенно свободно играл с местными детьми. Дочери Николая ІІ также без охраны ходили по городу и любили делать покупки в магазине Берштейна, торговавшем галантерейными товарами...

Из дневника
Цесаревича Алексея:

18 мая. Приехали в Могилев в 10 часов 1/2. Прибыв в Ставку, Папа получил 4 турецких знамени, взятых на Кавказе. Потом ходил проверить мои посты, писал Мама. Завтракал со всеми. В 3 часа Папа и я ходили гулять по берегу Днепра. Обедал в 6 ч. и потом был в саду.

25 мая. Был в церкви. Играл в саду. Писал Мама. Завтракал со всеми. Потом был на прогулке с Папа около железной дороги. Перед завтраком Папа мне дал 1 нашивку. Он меня произвел в ефрейторы. После обеда играл и читал по-русски. Ура!

28 мая. Учился по-французски и писал Мама. Завтракал со всеми. Гулял около Евпатории (так называл Цесаревич Алексей Николаевич берег Днепра, любимое место игр, напоминающее ему берег Черного моря в районе Евпатории. – Примеч. ред.) и бегал по живот в Днепре. Потом встречали Икону Владимирской Божьей Матери. После обеда играл в саду. Читал по-русски.


На берегу Днепра. Могилев, 1916 год

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник