НАШИ ДЕТИ | РОДНАЯ СТОРОНУШКА | СТРАНИЦА 7 |
Окончание. Начало на стр.6
– У нас есть несколько знакомых семей, которые как раз живут в таких поселениях. Это, по нашему мнению, обыкновенные секты, спонсируемые кем попало. А кто платит, тот и заказывает музыку. Может, в материальном плане там все очень хорошо, но для души – погибель. Вот и все.
– Что Вы думаете о роли Православия в возрождении русской деревни? Насколько важно наличие православного храма, регулярной церковной жизни, сплоченной верующей общины в этом деле?
– Вот тут мы подошли к самому главному в вопросе деревенской жизни.
Во-первых, нам надо твердо уяснить, что Россию разрушают. Разрушают сознательно, планомерно. И именно в деревне разруху устроили в первую очередь. Зачем? Чтобы люди бросали все: хозяйство, скотину, и уезжали в города. А кто будет обрабатывать землю? Растить хлеб? Получается, что, живя в городах, мы потребляем только то, что нам привозят. Неизвестно откуда. А на наших землях поселяются другие народы. Недавно проезжали мимо одной из заброшенных деревень, в которой никто давно уже не живет. И вдруг видим: большое стадо, голов, наверное, около 80-ти. Что это такое? Подъехали поближе. Муж кричит пастуху: «Эй, это твое стадо?» А он повернулся и отвечает гордо: «Мое!» А мы смотрим, парень-то – то ли азербайджанец, то ли дагестанец.
Нужно понимать, что мы в ответе за нашу землю. И с нас Господь спросит за нее, как мы распорядились ею, возделывали и получали плоды или просто отдали чужим.
Во-вторых, деревенская жизнь, как, впрочем, и городская, должна строиться вокруг храма. Храм – наше спасение не только для души, но и для тела. Вот как мы, например, решаем вопрос с отсутствием в районе врачей-специалистов? Обращаемся к своим. Среди тех, кто переезжает сюда, среди прихожан – местных жителей – есть врачи. Они не только хорошие специалисты, но, что немаловажно, они православные. Конечно, когда нужна бывает специальная медицинская аппаратура, приходится ехать в город. Но, слава Богу, это нечасто случается.
Рядом с нами – один из духовных центров России – знаменитый монастырь. Мощи угодников Божиих почивают там нетленными. И не мы ездим лечиться куда-то, а к нам приезжают за тридевять земель, чтобы поклониться святым и получить врачевство от них. Племянница наших друзей исцелилась от рака, погостив здесь выходные, причастившись, исповедовавшись и приложившись к мощам. Теперь вся семья думает о переезде в наши края.
Тем не менее, отток жителей из деревни продолжается. Я думаю, уезжают в основном неверующие люди, т.к. они не справляются духовно. А среди верующих образовываются общины. Когда все помогают друг другу, сложностей значительно меньше, чем когда живешь в одиночку.
У нас в округе много храмов. И все – практически пустые. А какие пастыри у нас служат! Днем с огнем таких не сыщешь. В храмах – тишина и порядок; верующие приходят на службу как на праздник, во всем самом красивом. Служба неторопливая. Исповедь идет долго, выслушивают внимательно. Скажите, где в городе можно подвести на исповедь четверых детей, чтобы с каждым батюшка поговорил столько, сколько нужно, чтоб никто не торопил, не толкал, не раздражался?
Когда живешь среди природы, весь мусор сразу бросается в глаза. Так и в душе. Когда вокруг тишина, больше начинаешь прислушиваться к своему внутреннему миру, видеть свою греховность.
– Что Вы можете сказать, пожелать или посоветовать тем молодым семьям, которые сегодня только задумываются о переезде в глубинку? На что в первую очередь им надо обратить внимание, к чему быть готовыми и в каком случае можно и нужно идти на этот шаг?
– У всех своя ситуация. Есть семьи, которые не могут уехать из города в силу своих индивидуальных причин. Но я думаю, все согласны с тем, что когда в семье дети – им однозначно лучше в своем доме, на земле. Вот как у нас: дочка пришла из школы и хочет в тишине почитать, но не любит оставаться дома одна. А младшие проснулись поздно, им надо теперь погулять. И получается, что всем удобно: малые гуляют на участке, а она дома с мамой; на улице малыш спит в коляске, а мама, поглядывая на него из окна, делает свои домашние дела.
Но переезжать надо сообща, объединившись с другими православными семьями, не в одиночку. Это однозначно.
Безусловно, в городах много хороших людей, твердых в вере. Но этот бушующий мир страстей захлестывает и их, волей-неволей приходится терпеть духовную грязь города, соблазны: шикарные магазины с яркими витринами, кинотеатры с развратными фильмами, непристойные афиши и рекламу. И надо быть очень сильным, чтобы противостоять. А в деревне всего этого нет.
Кроме того, живя на земле, всегда прокормишь семью. В городе мы целиком зависим от продуктовых баз; не привезут продукты – чем мы будем кормить детей? А здесь, на селе – независимость; перестали привозить в магазин – а ты на участке вырастишь в сто раз лучше. Деревенская жизнь приучает к трудолюбию, молитве. Просто болтаться без дела нет времени. А праздность – основа любого порока. И без молитвы – никуда, особенно – в деревенской жизни. В молитвословах есть много молитв: и перед началом посева, и от засухи, и на богатый урожай, вот мы и молимся, чтобы Господь вразумил и помог.
Не беда, что рядом нет кафе и кино. Есть множество хороших книг, святоотеческой литературы – нашего народного богатства, из которого черпали мудрость наши предки. Есть храмы, святые источники, красивейшие места. Это все – деревня!
Беседовала
Серафима СМОЛИНА
.
СТАТИСТИКА | || | Плоды жизни в «коробках» |
Социологам давно известно, что проживание в многоэтажных домах снижает «демографическую нагрузку» (рост населения). По тенденции четвертое поколение живущих в «бетонных коробках» уже не имеет детей.
При этом обитатели своих домов обычно здоровее, самостоятельнее и консервативнее по сравнению с жителями многоэтажек, более склонных к изменению, или, как считает ряд социологов, к деградации культуры. В своих домах проще сохранить семейные ценности, проще вырастить здоровых детей. Свой дом гораздо чаще воспринимается как свой кусочек Родины. Но вряд ли кто-то станет считать «малой Родиной» свою квартиру в многоэтажке.
Как известно, в СССР, а потом и в России, пошли другим путем: и спросом, и законами поощрялось в первую очередь строительство дорогих многоэтажных домов со стоимостью квартиры в разы выше затрат на возведение весьма добротного частного дома такой же площади. В итоге, семья с тремя-четырьмя детьми, полноценно живущая в своем доме, – редкость для России. Социально-демографический закон работает как часы.
Еще Маргарет Тэтчер на заре 90-х говорила, что в нашей стране для обслуживания российских нефтяных вышек вполне достаточно 15-ти миллионов жителей, остальные не нужны. Так стоит ли нам добровольно следовать такой политике Запада по отношению к России?
По материалам СМИ