ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СВЕТ МИРУ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Монахи – это те, кто
остро чувствуют силу греха»

 

Монашество… В представлениях обыденного человека, мало знакомого с жизнью Церкви, оно представляется чем-то далеким, безжизненным и архаичным, а под влиянием бытующего в обществе пустословия эти представления развиваются и превращаются в разного рода нелепицы и небылицы. А ведь монашество служит связующим звеном между земным миром и Небесным Царством.

Часто мы живем, охваченные суетой, и реальность уходит у нас из-под ног, жизнь превращается в обман желаний, нас качает из стороны в сторону в поисках земного счастья, а истина из-за нашей безпечности остается неведомой для нас, сокрытой в тайниках веры.

Монашество издревле было призвано хранить и оберегать веру и быть примером правды и истины для Богом спасаемого человека, обращения которого Господь ждет и чает каждую секунду. По выражению святых, монахи – свет миру, а свет монахов – ангелы. Монах – это не просто ряженный в черные одежды человек. Монашество – это внутреннее состояние человеческой души, которое делает ее по отношению к миру иной. По слову преп. Иоанна Лествичника, монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всякое время, на всяком месте и во всяком деле. Внутреннее духовное устроение и удаление от мира внешнего в клети своей души созидает монаха. Монах – внутренний человек, у него большое стремление к исполнению евангельских заповедей, монах стремится стяжать добродетели и соединиться со Христом. Он живет ради Христа и постоянно находится в борьбе со своей ветхостью, с безплотными врагами человеческого рода.

Мы беседуем с человеком, который отрекся от мира и уже имеет некоторый опыт жизни во Христе. Внешне он совсем не походит на образы древнего монашества, с первого взгляда он напоминает обычного пожилого человека, старика, имеющего присущие его возрасту и нашему времени немощи. Но при более внимательном общении понимаешь, что сила слова его, по сравнению с обыденными представлениями, весьма велика, наполняемая неотмирностью евангельской правды.

 

– Отец Глеб, первый вопрос у меня к Вам такой: почему Вы решили стать монахом?

– Господь призвал. Ведь в Евангелии от Иоанна Господь говорит Апостолам: Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас (Ин. 15, 16). А когда Господь призовет, то оставишь все. И цепляйся за полу ризы Христовой и не выпускай ее до последних дней своих, потому что все от Него, Им и к Нему, как пишет Апостол Павел в Послании к Коринфянам. Ну, вот и я оставил все – искусство, семью, мир внешний и последовал за Христом.

 

– Как я понял, Вы приняли ангельский образ уже в зрелом возрасте и этому предшествовала жизнь в миру. Какая Ваша мирская профессия?

– Художник-график, книжный иллюстратор, член Союза художников Московской организации Союза художников, секция графики, книжная подсекция. За годы работы в московских издательствах я оформил более 50-ти книг русской и зарубежной литературы.

 

– А иконы после принятия пострига не пробовали писать?

– Нет. За последние 25 лет я ни разу не взял кисть в руки. Думаю, сегодня иконописцев больше, чем потребности в иконах.

 

– Не жалеете, что оставили искусство и мир внешний?

– Цель определяет средства, а не наоборот. Мог ли я средствами искусства познать Истину, Которая есть Христос? – Разумеется, нет. Поэтому я оставил кисти и краски и углубился в молитву. И если бы сегодня мне была предоставлена возможность начать жизнь сначала, – я хотел бы родиться в монастыре.

 

– Отец Глеб, хотелось бы услышать слово из Вашего личного опыта: что для Вас монашество?

– Основу монашества составляет самовоспитание, самоотречение, самоограничение во всем. Ведь легче устроить мировую революцию, нежели переделать себя. Кроме того, среди тяжких испытаний жизни в последнее время, среди беснующегося моря неверия, безнравственности и пороков, при виде злобствующего натиска всевозможных безбожных учений, при виде поднимающейся ярости всяких расколов и сект, когда сердце сжимается горем и ужасом, когда в душу может закрасться отчаяние относительно будущего нашего народа, среди тяжелых дум и горестных предчувствий есть только одно утешение и одна опора в жизни – это монашество.

Плотским людям неприятен даже сам внешний облик монаха, потому что он мешает заглушить голос совести и напоминает им, что они блудны и скотоподобны. Люди нашего времени не понимают, не ценят и, более того, осуждают монашество. А ведь монахи – это те, кто особенно остро осознают и чувствуют силу греха, в первую очередь, конечно, в себе, его невыразимую тяжесть для совести. Грех рождает смерть. И как не говорить о нем монаху?

Кроме того, монах – это постоянная молитва. В письмах свт. Игнатия (Брянчанинова) есть такая фраза: нищему свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться. Ведь молитва – это плач падшего и кающегося человека перед Богом. И весь путь ко Христу есть молитва. Монахи – это как раз те люди, которые, по слову Апостола, не хотят ничего знать в этой жизни, кроме Христа, и стяжают его в сердце своем посредством умного делания, то есть всецело жизнью духовной.

 

– Мы, даст Бог, побеседуем о разных проблемах. Прежде ответьте на такой вопрос: может ли простой монах публично высказывать свое мнение?

– Может, но только по благословению. Например, на эту беседу я взял благословение у двух священнослужителей. Притом своими ответами я не пытаюсь кого-то в чем-то убедить или переубедить. Вы – спрашиваете, я – отвечаю.

 

– Скажите, а что такое послушание?

– Лествичник пишет так: «Послушанию предшествует удаление от мира и отвержение своей воли». А далее он продолжает и говорит о том, что молитвенным покровом своего духовного наставника человек довольно быстро продвигается к Богу. Еще он говорит так: послушание – это полное недоверие самому себе даже в самом добром деле до конца дней своих. Все святые Отцы называли послушание исповедничеством и добавляли, что без этого никто из страстных Господа не узрит.

К сожалению, по некоторым причинам великая добродетель послушания сегодня многими понимается неправильно. Чаще всего отождествляют священноначалие, Предстоятеля или епископа с самой Церковью и непослушание одному из этих лиц трактуется как непослушание Церкви. Но это не так. И, кроме того, послушание – это образ духовный, и строится он на взаимном доверии. Если этого взаимного доверия нет, то послушание превращается в подчинение или повиновение. А это термины абсолютно мирские.

 

– Спаси, Господи, отче. А почему Вы живете на частной квартире, а не в монастыре?

– В начале 2007 года наш монастырь стал приходить в упадок, как в духовном плане, так и в нравственном, и в нем осталось всего несколько человек. Обратившись к Владыке, я испросил его благословения покинуть обитель и проходил послушание при епархиальном управлении – до того момента, как я отказался от паспорта, пенсионного удостоверения, медицинского полиса и других документов. Владыка вызвал меня и спросил: «Почему?» Я ответил: «Владыка святый, я – монах. И при постриге, где присутствовал Сам Господь, Царица Небесная и Собор Святых Ангелов, я давал обеты. И первый из них – отречение от мира. А какое же это отречение от мира, если мой бумажник распирает от мирских документов? Кого обманывать?» Владыка с пониманием отнесся к моим словам и обещал подыскать мне помещение, где бы я провел остаток дней своих в молитвенном уединении и в удалении от мира внешнего. Состоятельные люди в Москве, которые иногда пользовались моими духовными советами, предложили снять для меня однокомнатную квартиру. Владыка благословил, и квартира была найдена буквально в несколько дней – та самая, в которой я живу уже третий год.

 

– Отче, Вы отказались от мирских документов, от паспорта, и тем самым утвердили свое отречение от мира. Но проблема современных документов сегодня касается не только монахов, но каждого православного христианина. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– О паспорте в наши дни написаны целые тома разъясняющей литературы. Но для православного христианина достаточно уяснить то, что, начиная с ИНН, затем паспорт, завтра электронная карта и далее чипы – это все устроение жизни на земле без Бога. Господь даровал нам свободу выбора и волю, но это все будет отобрано в том мировом концлагере, который сегодня создается силами зла. И вопрос о паспорте сейчас – это уже вопрос нашей веры, это уже черта, разделяющая царство диавола и Царство Божие. И уже проблема стоит так: сохранится ли наша вера вообще.

Ведь особенности духовной жизни сегодня таковы, что диавол не будет требовать от христиан отречения от Христа, потому что создающаяся империя зла готова будет поглотить все человечество со всеми его национальными особенностями. И пусть люди веруют в кого угодно или во что угодно: во Христа, в Будду, в Кришну, в Магомета, в деньги, в себя – во что угодно, лишь бы они отождествлялись с этой сатанинской системой через паспорт, через электронную карту и так далее. Вот чего враг добивается от нас. Если мы не воспротивимся, не обличим эту мерзкую систему и тех, кто ее создает, то оно – это царство зла – будет создаваться нашими руками, при нашем молчаливом согласии.

 

.

Подготовил
Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

По материалам фильма-
беседы с монахом Глебом
«Верою жив человек», 2011 г.
(http://video.yandex.ru/users/
vostin-alexandr/view/4)

Публикуется с сокращениями

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник