ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Дивен Бог во святых Своих

 


Св. Стефан Дечанский


 

Когда праведный Стефан был еще Королевичем, злые люди оклеветали его, сказав его отцу, королю Милутину, что Стефан замышляет измену и убийство. Простодушный, но вспыльчивый Король, поверив клеветникам, разгневался на Стефана, велел ослепить его и выгнать из Сербии. Палачи раскаленным железом выкололи глаза Королевичу; от боли он обезсилел и забылся сном. И явился ему свт. Николай, облаченный в светлую ризу, и сказал: «Не скорби, Стефан, вот, в руке моей очи твои». И показал ему два обожженных глаза. Страдания мученика сразу стихли, и он благополучно добрался до Константинополя.

Там его поселили в монастырь, под строгий надзор, и первые годы никого к нему не пускали. Стефан же благодарил Бога и утешался молитвой. За это Господь исполнил его духовной премудрости, и со временем иноки монастыря и сам игумен, а затем и жители города стали приходить к нему за советом и наставлением.

По прошествии пяти лет снова явился Стефану во сне свт. Николай и возвестил ему милость Божию: держа в руке очи слепого, он перекрестил ими чело Королевича и сказал: «Господь Иисус Христос, давший зрение слепому от рождения, исцеляет и твои сожженные очи». И Стефан стал видеть как прежде.

Прошло еще два года, и сердце Короля Милутина смягчилось – он вернул сына в Сербию, попросил у него прощения, и Стефан простил его. Так они мирно прожили семь лет.

После кончины своего отца Стефан взошел на Сербский престол. Он не только мудро управлял государством и расширил его пределы, но и непрестанно молился Богу, и благословение Божие пребывало на всех делах его. Новый Король заботился о церковном устройстве, много пожертвовал на храмы. На высоких Дечанских холмах он построил монастырь в честь Господа Вседержителя с великолепными церквями.

Пятнадцать лет продолжалось славное царствование Стефана, но затем сын его восстал на него и убил. Тело благочестивого Короля погребли в Дечанской обители, и семь лет оно пролежало в земле. А когда открыли гробницу Стефана, обрели его мощи нетленными и благоуханными и прославили Господа Иисуса Христа, дивного во святых Своих.

 

Православный календарь

 

 

 

Обновитель духовной жизни
русского монашества

 

Преп. Паисий (Величковский), архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии, занимает в истории православного монашества и Церкви особое место. В нем удивительным образом сочетались святость личной жизни, замечательная способность к устроению общежительного братства, умение привлечь и воспитать многочисленных учеников, создать школу духовного подвижничества. К этому необходимо добавить литературное дарование, которое помогло ему совершить важное дело – исправить старые и создать новые переводы святоотеческих трудов.

Старец Паисий был обновителем духовной жизни русского монашества в тяжелое время упразднения монастырей. Он ясно определил цель монашеской жизни: «Монах есть духовный воин, который, подобно воинам мира, должен облечься оружием для успешной победы над врагами. <...> Брань Христовых воинов направлена против плоти, мира и диавола. На диавола Спаситель повелевает взять крест. Плоти повелевает противиться отвержением отца, матери, сына и дочери. О мире говорит: Аще мир весь приобрящем <а душе своей повредим>, кая польза нам есть? (Мф. 16, 26). Свидетели брани – Бог и Ангелы, диавол и ангелы его. Место брани – расстояние между праведниками и грешниками. Конь – тело. Всадник – душа. Начальник воинству – ум. Оружия: вера – щит, терпение – шлем, прилежная молитва – меч, нелицемерное смирение – лук и стрелы. Начальники, сатанинского воинства: гордость, лакомство, нечистота, убийство, тщестлавие, ярость, гнев. Ими командует диавол, и грехом, как стрелою, поражает душу. Второй полк сатанинской крепости – злоба мира сего. <...> В этой трудной борьбе видимого естества с невидимым человек без помощи Божией безсилен».

Своей подвижнической жизнью Старец при посредстве множества учеников оказывал огромное влияние на более сотни обителей Русской Церкви. Благодаря преп. Паисию, возвысилось значение монашеского духовного подвига, о характере которого можно судить по возрожденному в России его учениками старчеству, ярким примером коего послужила Оптина Пустынь.

 

Исторический
календарь-альманах

 

 

 

2 / 15 ноября. Вторник.
Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341–345). Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров (1918). Преп. Маркиана Киринейского (388). Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655).


3 / 16 ноября. Среда.
Мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление (освящение) храма вмч. Георгия в Лидде (IV). Сщмчч. Василия, Петра, Василия, Александра, Владимира, Сергия, Николая, Викентия, Иоанна, Петра, Александра, Павла, Космы пресвитеров и Симеона диакона (1937). Мц. Евдокии (1938); сщмч. Сергия диакона (1942). Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Преп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).


4 / 17 ноября. Четверг.
Преп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I). Св. Николая исп., пресвитера (1931); прмц. Евгении (1935). Сщмч. Александра пресвитера (1937). Сщмч. Исмаила пресвитера (1941). Преп. Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преп. Никандра Городноезерского (XVI). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевского (1584).


5 / 18 ноября. Пятница.
Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (избрание на Патриарший престол в 1917 г.). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937). Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (IX).


6 / 19 ноября. Суббота.
Свт. Павла, Патриарха Константинопольского, исп. (350). Преп. Варлаама Хутынского (1192). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров, прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преп. Луки Тавроменийского (800–820). Преп. Луки, эконома Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Преп. Варлаама Керетского (XVI).


7 / 20 ноября. Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Преп. Лазаря Галисийского (1053). Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Преп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей преп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии. Иконы Божией Матери «Взыграние», Угрешской (1795).


8 / 21 ноября. Понедельник. Седмица 24-я по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Сщмч. Павла пресвитера (1937).


9 / 22 ноября. Вторник.
Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284–305). Преп. Матроны (ок. 492). Преп. Феоктисты (881). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Преп. Онисифора Печерского, в Ближних пещерах (1148). Мч. Александра Солунского (305–311). Мч. Антония (V). Преп. Иоанна Колова (V). Препп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).


10 / 23 ноября. Среда.
Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931). Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров (1937). Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмчч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937). Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса диакона, исп. (1930-е). Мцц. Ольги (1941) и Феоктисты (1942). Колесование вмч. Георгия (303). Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Мч. Константина, кн. Грузинского (842). Преп. Феостирикта, иже в Символех.


11 / 24 ноября. Четверг.
Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Преп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Вмч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Преп. Мартирия Зеленецкого (1603).


12 / 25 ноября. Пятница.
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (620). Преп. Нила постника (V). Сщмчч. Константина, Владимира, Александра, Матфея, Димитрия пресвитеров (1937). Мч. Бориса (1942). Прор. Ахии (960 до Р.Х.). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Преп. Нила Мироточивого, Афонского (1651). Иконы Божией Матери «Милостивая».


13 / 26 ноября. Суббота.
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407). Мц. Манефы (308). Мчч. Антонина, Никифора и Германа (ок. 308).


14 / 27 ноября. Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Апостола Филиппа (I). Сщмчч. Димитрия, Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия, Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра , Сергия пресвитеров, Николая диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны (1937). Сщмч. Феодора пресвитера (1940). Сщмч. Сергия пресвитера (1941). Правоверного Царя Иустиниана (565) и Царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357). Преп. Филиппа Ирапского (1527). Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.


15 / 28 ноября. Понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Мчч. и испп. Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Преп. Паисия (Величковского) (1794). Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров, Григория и Никиты диаконов (1937). Мч. Димитрия (ок. 307). Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361–363). Купятицкой иконы Божией Матери (1182). Начало Рождественского поста.


16 / 29 ноября. Вторник.
Ап. и евангелиста Матфея (60). Сщмч. Феодора пресвитера и с ним мчч. Анании и Михаила (1929). Сщмчч. Иоанна, Николая, Виктора, Василия, Макария и Михаила пресвитеров (1937); прмч. Пантелеимона (1937); мч. Димитрия (1938). Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во св. Крещении Матфея (I). Сщмч. Филумена Святогробца (1979).


17 / 30 ноября. Среда.
Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского (ок. 266–270). Преп. Никона, игумена Радонежского, ученика преп. Сергия (1426). Мчч. Ацискла и Виктории (IV). Преп. Лазаря иконописца (ок. 857). Мч. Гоброна, во св. Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914) (Груз.).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник