ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Чужие здесь не служат!

 


 


Символом внутренних войск МВД России войск с недавнего времени стали парни в краповых беретах. Это – войсковой спецназ. Лучшие из лучших. Какими же качествами должен обладать солдат войсковой элиты? Как строится воспитательный процесс в подразделениях спецназа?

На эту тему рассуждает офицер разведывательного управления Главного штаба внутренних войск МВД России полковник Валерий Чумаков – кавалер ордена Мужества и других боевых наград, участник многих специальных операций. Из двенадцати лет его службы в отряде специального назначения ВВ МВД России «Русь» он несколько лет исполнял обязанности заместителя командира группы, а затем и отряда по работе с личным составом. Валерий – верующий, православный христианин.

 

СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ СПЕЦНАЗА

 

На мой взгляд, кандидат в спецназ, прежде всего, должен уметь терпеть. Это, казалось бы, сугубо мирное качество для спецназовца приоритетно, потому что служба требует от него ежедневного упорного труда и старания. Если наряду с оптимальными физическими данными у молодого человека есть внутренняя готовность переносить трудности, то все остальное приложится. Кто думает иначе, тот в спецназе долго не задержится.

Легких дней здесь не бывает. Новичка ждут увеличивающиеся по нарастающей нагрузки, которые порой могут показаться невыносимыми и даже запредельными. Но это не так: вся система обучения и воспитания строится на взаимопомощи, рассчитана на коллективное преодоление трудностей – с напарником или в составе подразделения.

Мы готовим не одиночек-супергероев, а воинов, вся сила которых раскрывается в коллективе и через коллектив. И хотя в спецназе служат представители различных национальностей, но каких-либо трений на межнациональной почве здесь практически нет. На период службы все становятся «воинами русского спецназа», выполняющими одну задачу – защиту России. Именно поэтому и непобедим спецназовец, что он по духу – русский воин, наследник чудо-богатырей Суворова, гренадеров Багратиона, героев-танкистов в сражении под Прохоровкой.

Другим ключевым моральным качеством для спецназовца является его готовность идти на риск, граничащий с самопожертвованием. Готов ли человек к тому, что при восстановлении попранной справедливости он может лишиться здоровья или даже жизни? Психологические тесты здесь порой безсильны. Сможет ли парень выйти против распоясавшихся хулиганов, заступиться за девушку? Если хотя бы на уровне подсознания он готов поступить именно так, из него получится боец спецназа.

Я всегда предпочитал брать в свое подразделение, в отряд людей верующих. Практика показывает, что они более ответственные, более зрелые, хорошо знакомые с понятием и смыслом жертвенности. Чем человек религиознее, тем легче с ним работать. С удовольствием берем на службу также тех, кто занимался до армии в различных военно-патриотических клубах, поисковых отрядах. Там ребятам прививают необходимые нам навыки, чувство любви к Родине. К сожалению, таких ребят не так много, как хотелось бы!

Так, из сплава физической выносливости и психологической устойчивости приобретает нужную форму и закаляется духовный стержень внутренней готовности бойца к преодолению любых трудностей и самопожертвованию. Эти качества являются, по сути, нашим секретным оружием, «резервом Ставки». И пока у нас есть выносливые и благородные ребята, готовые служить Отечеству, будет и спецназ, будет и сама Россия.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ГЕРОИ РУССКОГО СПЕЦНАЗА

 

Разглядеть человека, обладающего такими качествами, очень непросто, поэтому в процессе изучения молодого пополнения или кандидатов на контрактную службу, люди заведомо ставятся в ситуации, где им приходится как-то выбирать, определяться: я или коллектив. За ними ведется постоянное наблюдение сержантами и офицерами, работают психологи. Поведение человека, его реакция на различные раздражители, мотивация поступков, умение быстро ориентироваться в различных ситуациях самостоятельно и в составе подразделения тщательно изучаются, подвергаются анализу и оценке. Здесь важен каждый штрих, любая мелочь, самая «маловажная» деталь.

В воспитательном процессе мы сознательно дистанцируемся от широко раскрученных в СМИ стереотипов поведения героев-одиночек типа Рэмбо. Этот образ чужд нам, потому что несет в себе дух эгоизма и прагматизма. Такой солдат не станет рисковать жизнью ради общей победы, ради достижения успеха замысла всей операции, ради спасения чьей-то жизни, если сам не окажется в центре события, не будет его главным героем. Даже став профессионалом своего дела, он на уровне подсознания запрограммирован работать исключительно на себя, на свой личный авторитет или имидж. Коллектив для него – серая масса, на фоне которой должны лишь ярче проявиться его способности и таланты. Товарищи нужны ему лишь для массовки, для того чтобы помочь совершить ему личный подвиг, за которым должны последовать награды и лавры победителя, общественное признание. Умирать где-то вдали от телесофитов и фотовспышек, в крови и грязи, выполняя приказ «всего лишь» командира взвода, он не способен.

А ведь общий успех операции очень часто зависит именно от четкого выполнения на местах таких вот маловажных, на первый взгляд, задач. Так было в Буденновске, в Первомайском, в Беслане. Доставить под огнем противника цинк с боеприпасами, с точки зрения героя-одиночки, черновая, абсолютно не зрелищная и неблагодарная работа. На самом же деле вовремя поднесенные боеприпасы могут повлиять на исход боя, спасти чьи-то жизни. Именно так при проведении спецоперации в дагестанском селе Первомайское погиб сержант Олег Долгов. Посмертно он удостоен звания Героя России.

Да, подвиг совершается индивидуально, но готовность совершить его, впитанная солдатом с молоком матери, получает дальнейшее развитие и вызревает уже в коллективе. Суворовский наказ: «Сам погибай, а товарища выручай!» был и остается главным девизом русского спецназа. Эгоистичный человек с комплексом «супергероя» совершить настоящий поступок не способен. Так что ребятам, мечтающим служить в спецназе, надо прежде попытаться найти ответ на вопрос «Ради чего я живу?» – и выбрать правильные ориентиры в жизни.

 

СВИДАНИЕ СО СМЕРТЬЮ: ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

 

Работа спецназа связана не только с запредельными физическими трудностями, но и с психологическими перегрузками, и солдата, тем более профессионала, к этому необходимо готовить. Одним из важных элементов учебного процесса, заложенного в программу боевой подготовки спецназа, является посещение криминальных моргов. Соприкосновение солдата со смертью, то есть с тем, с чем ему, возможно, завтра предстоит столкнуться в бою – есть важный момент психологической закалки спецназовца. Он должен адекватно воспринимать все стороны жизни, учиться правильно реагировать на мертвое тело противника, заложника или товарища: не паниковать при этом, не пугаться, воспринимая все хладнокровно, как естественную данность. Преодолеть себя на этом этапе не менее важно, чем победить страх, высаживаясь на ходу с вертолета или спускаясь с высотного здания.

На войне бывает всякое, и не так уж редко нашим солдатам приходится выносить с поля боя своих погибших товарищей или то, что от них осталось. Это тяжелое зрелище. Когда в человеке борются противоречивые чувства: жалость к погибшему товарищу, брезгливость к его изуродованному телу и страх за свою жизнь, он должен сделать единственно правильный выбор. В спецназе существует давняя, еще с Афгана, традиция: не оставлять тело погибшего товарища на поле боя. Это важный психологический момент. Люди с большей готовностью идут в бой, зная, что в любом случае их тело не будет оставлено на поругание врагу.

Не все проходят такое «свидание со смертью», но без этого важного элемента вести дальнейший разговор о профессионализме в спецназе невозможно. И здесь очень важна помощь Церкви с ее учением о смерти, об отношении к мертвому телу; присутствие спецназовцев на отпеваниях, участие в регулярном литургическом поминовения своих погибших однополчан.

 

ИМЯ, ЧЕСТЬ И КРАПОВЫЙ БЕРЕТ

 

Система воспитания спецназа базируется на идеях преданности традициям отряда и преемственности поколений. Без этого, пожалуй, невозможно вырастить настоящего бойца спецназа, для которого смысл службы в отряде во многом тождественен смыслу жизни. Ведь это не пустая бравада, когда поощряемый командованием спецназовец к уставному «Служу Отечеству…» от души добавляет: «…и спецназу!»

У солдата необходимо вырабатывать чувство гордости за принадлежность к подразделениям специального назначения, преданности своему отряду. Каждый должен осознавать, что службой в элите войск ему оказана большая честь, дорожить этим. Такие чувства обычно возникают у солдата от соприкосновения с живой историей отряда: ветеранами и авторитетными военнослужащими – хранителями традиций, носителями офицерской и спецназовской чести.

Спецназовец должен усвоить, что все его победы – заслуга коллектива, в котором он служит. Исключительно ему он обязан всеми своими достижениями. И это ни в коей мере не принижает значимости каждого солдата как самостоятельной личности, а наоборот, обогащает ее, помогает ей полностью раскрыться. Также он должен помнить, что любой совершенный им проступок пятном ложится на весь отряд, безчестит не только его самого, но и всех действующих, служивших и погибших офицеров и солдат. В этой свободе выбора и проявляется моральная зрелость воина спецназа.

 

Окончание см. на стр. 16.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник