ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Люди ждут, чтобы им сказали правду»

 

В Центральном доме художника прошла персональная выставка Д.А. Шмарина «Святая Русь»

 


С 13 по 24 ноября в Москве, в Центральном доме художника проходила персональная выставка заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Дмитрия Александровича Шмарина «Святая Русь». На открытии собралось множество народа: казаки, кадеты, члены военно-исторических клубов, просто патриоты и православные христиане, любители изобразительного искусства, художники, искусствоведы, – зал был полон.

Открытие выставки началось со вступительного слова академиков Российской академии художеств, народных художников СССР и России, классиков русского изобразительного искусства братьев А.П. и С.П. Ткачевых, непосредственных руководителей Дмитрия Александровича по академии. Они единодушно отметили, что Дмитрий уже много лет работает над раскрытием темы патриотизма и казачества, а его творчество органично вписывается в традиции классического изобразительного искусства.

Затем взял слово народный художник России С.А. Гавриляченко, который признался, что уже 15 лет наблюдает за творчеством Дмитрия, начиная с его дипломной работы «Расказачивание». Особенно среди работ художника его поразила картина «Расстрел белых в Крыму». Специалист отметил, что она по художественному решению перекликается с иконой сорока Севастийских мучеников.

В заключение к присутствующим обратился сам художник. Он говорил о поисках национальной идеи, что в настоящее время наши политики только этим и заняты. Одни предлагают: «Давайте сделаем футбол национальной идеей». Другие говорят: «Давайте сделаем спорт национальной идеей». Третьи возносят на пьедестал нанотехнологии, инновации и т.д. «А русская идея уже давно существует. Мы ею живем тысячу лет. Наша национальная идея – Православие». И цель выставки – донести до нашего народа эту исконную русскую национальную идею.

 


«Святая Русь»

 

На выставке были представлены новые работы художника: «Святая Русь», давшая название всему вернисажу, а также картина «Расстрел белых в Крыму», которую художник начал еще давно, но закончил только сейчас. Мы попросили Дмитрия рассказать о своих полотнах.

 

– Дмитрий, какое событие изображено на картине «Святая Русь»?

– Это историческое событие имело место 30-го мая 1912 года, когда вся Царская Семья, в том числе святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, собралась в Москве, в храме Христа Спасителя на открытие памятника Императору Александру III. Был отслужен молебен, затем прошел военный парад. Это конкретное историческое событие, но мне также хотелось через него отразить образ Святой Руси. На картине представлены «три кита», на которых всегда строилась русская жизнь, – Православие, Самодержавие и Народность. На этих «трех китах» 1000 лет стояла наша Родина, развивалась и процветала. Наш Государь был главным хранителем Православной веры. Об этом было записано в своде законов Российской Империи. Стоило один элемент убрать, и все разрушилось. Когда Царя убрали, тогда началось гонение и на Церковь, а потом – истребление русского народа.

Сейчас всюду предлагаются различные национальные идеи: нанотехнологии, инновации и т.д. Я имею не одно высшее образование, но этих слов до конца не понимаю. Тем более непонятны и чужды они простым деревенским труженикам. Русские люди ждут, чтобы им сказали правду. А правда – это Слово Божие, Православие. В этом – возрождение России. Если русский народ вернется к Православию, тогда возродится наше Отечество. А если не вернется, тогда сгинет в небытие, в пьянстве, разврате, наркомании со всеми этими инновациями, инвестициями и нанотехнологиями.

 


«Расстрел белых в Крыму»

 

– А какое событие изображено на картине «Расстрел белых в Крыму»?

– Когда в 1920 году армия Врангеля уходила из Крыма, то командующий красной армией Фрунзе распространил радиообращение: от имени советской власти он обещал всем белогвардейцам, которые останутся в Крыму, амнистию. Многие поверили и остались. Ленин, когда узнал об этом, устроил скандал и немедленно телеграфировал Фрунзе: «Удивлен Вашей добротой. Если противник примет Ваши условия, не допустите ухода ни одного судна». А Троцкий по этому поводу заявил: «Крым отстал в революционном развитии от всей остальной России, надо его подтянуть… Крым – это бутылка. Ни один контрреволюционер не должен из него выскочить. Надо его подмести железной метлой». А что такое «железная метла»? Это пулеметы.

Когда красные заняли Крым, туда направили венгерского коммуниста Белу Куна и чекистку Розу Самуиловну Землячку (Залкинд). С их прибытием на полуостров начались массовые убийства. Всем оставшимся людям приказали пройти перерегистрацию, получить новые советские документы. Они приходили, их арестовывали и ночами или на рассвете расстреливали из пулеметов. Брали целые госпиталя с ранеными, с медсестрами и расстреливали. К массовым казням и расправам большевики добавили искусственный голод, перестав подвозить продукты. За одну зиму 1920–1921 годов в Крыму было уничтожено 150 тысяч человек.

Максимилиан Волошин в это время жил в Крыму. У него есть целый цикл стихотворений, посвященный этим событиям; где-то десять-пятнадцать стихов, датированных 1920–1921 годами. Дословно я сейчас не вспомню, а смысл таков:


Собирались на работу ночью,
Выдавали солдатам водку.
Гнали раздетых людей за город в
каменоломню,
Десять минут работали пулеметом,
Потом приканчивали штыками.
Утром приходили собаки и люди,
Разыскивали родных и близких,
Целовали милую плоть.

 

Про Катынь кругом кричат, а про Крым молчат. Хотя многократно было доказано, что в Катыни расстреливали фашисты, а свалили на русских… Начал картину еще во время учебы в Суриковском институте, но закончил только в этом году.

 

Выставка никого не оставила равнодушным. Некоторые (видимо, потомки палачей, орудовавших в Крыму?) ерничали; какая-то женщина вопрошала в истеричном тоне: «Что это такое?! Не было этого! Это все вранье! Их расстреливали в одежде! Никому не нужны их шмотки!» В книге отзывов можно встретить и такие лукавые записи. Например, С.М. Сухорукова из Москвы написала: «Так в чем же святость-то, Дмитрий? В том, что [Русь] имела Царя, который довел страну до отчаяния и братоубийственной войны?» Ей вторит Павел из Москвы: «Смешная роль казаков в национальной трагедии»... Да, воистину, огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся... (Мф.13, 15).

Но подавляющее большинство зрителей были благодарны художнику за его творчество. «Я восхищаюсь выставкой о казачестве, – пишет в книге отзывов вахмистр СКВ и участник приднестровских событий Петр Дмитриевич Артемов, – и спасибо Дмитрию от всего Черноморского казачьего войска и от меня лично». Вот еще один отзыв казака: «Великолепно воссозданы образы переломных моментов истории и жизни казачества и России. Огромное спасибо. Храни Вас Бог. Есаул Союза казачьих формирований С.А. Алжиков».

Искусствовед В. Калашников написал: «В картинах Д. Шмарина мы видим идеал России, идеал русской жизни, без которого мы не можем жить».

Закончим рассказ о выставке словами православных христиан из Подмосковья: «Большое спасибо! Дмитрий, великолепно! Мы из Одинцова. Очень вдохновились! Это все необходимо для наших детей! Наши дети должны знать, кто мы, откуда и куда идем. Творческих успехов! С уважением, семья Богомоловых!»

От редакции газеты «Православный крест» также поздравляем Дмитрия Александровича Шмарина с персональной выставкой в одном из лучших столичных выставочных залов. Желаем ему спасения, доброго здоровья и творческих успехов!

 

Александр МАЛИНИН

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник