ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О «КРЕЩАЛЬНОЙ ЛИТУРГИИ»

 

 

Продолжение.
Начало см. в № 23 (47).

 

6. ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЙ МАЛЫЙ ВХОД

 

Авторы нового богослужебного чина в разделе «Уставные указания» пишут: «В предлагаемом чинопоследовании Крещальной Литургии отсутствуют антифоны (наряду с тропарями и кондаками по Малом входе), место которых традиционно занимают Крещение и Миропомазание (ср. с порядком Литургии в те дни года, когда она соединяется с вечерней)» (Последование Крещальной Литургии. М: ПСТБИ, 2002. С. 119).

Мысль о «традиционном» местоположении Крещения и Миропомазания на Литургии настолько неразумна и абсурдна, что мы ее оставляем без комментариев.

Верно то, что в рассматриваемом чинопоследовании отсутствуют тропари и литургические антифоны – а также песнопение «Единородный Сыне» и малые ектеньи.

Фактически «Крещальная Литургия» начинается с Малого входа. Все, что полагается на Божественной Литургии прежде входа с Евангелием, – на ней опущено.

Действительно, после начального (в алтаре у Престола) литургического возгласа «Благословенно Царство…» еще прежде совершения мирной ектеньи начинается вход с Евангелием: «И абие прием иерей Святое Евангелие, вдаст е диакону и вземлет честный Крест и сосуд со Святым миром и идут от десныя страны созади святыя трапезы, и тако изшедше северною страною, предыдущим има лампадам, стают пред купелию» (с. 25–26).

Именно так (за исключением изнесения Креста и Мира) всегда совершается Малый вход на Литургии.

Однако стоит поставить один вопрос.

Если из алтаря (при открытых Царских вратах!) исходят священнослужители с Крестом и Евангелием для того, чтобы произвести чин освящения воды в Крещальной купели – прилично ли им выходить из боковых диаконских дверей или следует торжественное исхождение совершать Царскими вратами?

Мы убеждены в том, что исходить следует именно Царскими вратами, а не боковыми. Аналогом следует выбрать ясное предписание Типикона о выходе из алтаря для освящения вод на Божественной литургии в навечерие Богоявления: «И по заамвонной молитве абие исходим вси ко священной купели в притвор, или на источник Царскими враты» (6 января) (см.: Типикон).

Вообще, мы никогда и нигде не встречали, чтобы на Великое или Малое водоосвящение духовенство выходило не Царскими вратами. Вне всякого сомнения, исхождение боковыми дверями снижает торжественность крещального священнодействия.

Для чего же составители «Последования Крещальной Литургии» решили отступить от уставного и общепринятого православного обычая? Очевидно для того, чтобы попытаться «вписать» чин Крещения в структуру Божественной литургии, обозначив подобие гипертрофированного Малого входа.

Но эта затея оказалась несостоятельной. Пострадал и крещальный чин, и литургическое последование. Крещальный – исходом через боковые двери. Литургический – упразднением антифонов, блаженных, тропарей и пр.

Обычно именно на Малом входе производят все награждения духовенства – такие, как возведение в сан протоиерея, игумена и т.п. Допустим, что по мысли составителей рассматриваемого чинопоследования «Крещальной Литургии», оглашенных «возводят» в достоинство христиан. Было бы логично осуществлять это именно на Малом входе. Но непонятно – почему ради этого надо ликвидировать всю начальную часть Литургии прежде Малого входа?

 


Малый вход на Литургии

 

7. КАК МОЖНО ЗАБЛУДИТЬСЯ НА МАЛОМ ВХОДЕ

 

Авторы «Последования Крещальной Литургии» предупреждают читателя: «Следует обратить внимание на некоторые особенности в порядке Малого и Великого входов…» (с. 125).
Действительно, «особенностей», а вернее сказать, несуразностей в новом чинопоследовании немало.

При обычном литургическом чинопоследовании сперва бывает Малый вход, сопровождаемый молитвой «Владыко Господи Боже наш», и после тропарей по Входе звучит «Трисвятое» либо «Елицы во Христа крестистеся», перед которыми читается священническая молитва «Боже Святый».

На «Крещальной Литургии» все происходит наоборот. После завершения миропомазания прежде предлагается прочтение молитвы «Боже Святый» и пение «Елицы во Христа крестистеся» (с. 40–41). Только после завершения этого песнопения читается молитва Входа «Владыко Господи Боже наш» и совершается Малый вход. Никаких тропарей по Входе при этом не предусмотрено… Но, странным образом, после этого заканчивается пение «Елицы во Христа крестистеся».

По нашему мнению, такие инверсии (перестановки) в чине Литургии ничем не оправданы. Они понадобились составителям модернистского чинопоследования для того, чтобы создать видимость его логичности и разумности, в то время как они отсутствуют. Убедиться в этом не трудно, если предположить, что «Крещальная Литургия» началась, но по каким-то обстоятельствам оглашенный не смог принять на ней Святое Крещение. В таком случае путаница в порядке прочтения священнических молитв «Владыко Господи Боже наш» и «Боже Святый» будет очевидной. Становится явной безграмотность и искусственность рассматриваемого чинопоследования.

Искажение происходит не только в структуре литургического последования, но и в символическом его осмыслении. Во всяком случае, троекратное круговое шествие новокрещенных означает иное, чем Малый вход с Евангелием на Литургии. Там – пасхальная радость принявших спасительную благодать от вод Святой купели и троекратное (как крещенных во имя Отца и Сына и Святаго Духа) шествие со свечами (но без Евангелия!) вокруг купели, омывшей человеческие грехи. Здесь – символическое шествие Христа на проповедь Царства Небесного, сопровождаемое внесением напрестольного Евангелия в Царские врата.

Малый литургический вход имеет свое символическое значение и в отсутствии крещаемых. Это – прежде всего вход предстоятеля (во образе Христа) в Царские врата алтаря в сопровождении всей видимой и невидимой Церкви – клириков и Ангелов («Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти»). Малый вход не следует направлять вокруг купели.
Отметим существенное отличие рассматриваемого «Последования» от византийского чина Литургии Великой Субботы. У греков на Литургии было два разных Входа. Первый – обычный Вход с Евангелием после «Господи, воззвах» (с. 114), и второй – когда отшедший для крещения Патриарх возвращался в храм под пение 31-го псалма. «Крещальная Литургия» авторов из ПСТБИ совместила воедино эти два разных по смыслу и содержанию богослужебных элемента.

Согласно новому чину, Крещение совершается на Малом входе. Согласно древнему византийскому последованию, Вход с Евангелием был частью Литургии, а для совершения Крещения Патриарх покидал литургическое собрание. Возвращение Патриарха вместе с новокрещенными (второй Вход) происходило без Евангелия, без Креста и без Мира. Новый модернистский чин, не различая этих двух Входов, путь от Купели сопровождает следующими рекомендациями: «И абие прием иерей Святое Евангелие, даст е диакону и вземлет Честный Крест и сосуд со святым Миром» (с. 41).

Таким образом, Малый литургический вход оказался перегружен священнодействиями, чуждыми его смыслу и символическому значению.

Если Малый вход трижды обходит вокруг купели – значит, совершающие его священнослужители просто заблудились.


8. НЕСООБРАЗНОСТИ ВЕЛИКОГО ВХОДА

 

Нелепым и странным представляется указание в «Последовании Крещальной Литургии» совершать также и Великий вход вокруг крещальной купели: «И аще возможно есть, идут вкруг святыя купели» (с. 56).

Для Великого входа существует солея – специально оборудованное для него место перед иконостасом. Исключение бывает в Великую Субботу, когда Вход совершается перед Господней Плащаницей. Но чтобы идти с наполненным Потиром в баптистерий – до такого, кажется, не додумывался раньше еще никто.

В духовном смысле это равнозначно тому, чтобы из Гефсимании или с Голгофы сбегать на Иордан.

Авторы «Последования» как будто одержимы навязчивой идеей освятить литургическим чином Крещение, сделать его еще более «евхаристичным». Но это – ревность не по разуму. Крещение – Таинство вхождения христианина в Церковь, оно соответствует в Евангелии пришествию Спасителя на Иордан. Евхаристия соответствует совсем другому евангельскому сюжету – Тайной Вечери, уготованной для божественного священнодействия Тела и Крови Христовых и последующих за ней спасительных Страстей Господних. Совершать Великий литургический вход через крещенскую купель означает перепутать все страницы Св. Евангелия и нарушить стройный и величественный чин Божественной литургии.

Обходить на Великом входе с евхаристической Чашей вокруг купели, во всяком случае, не следует.

Сомнительным представляется предлагаемый в «Последовании» возглас на Великом входе: «Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и монашеский чин, и причет церковный, братию святаго храма сего, новопросвещенных рабов Божиих имярек и восприемников их имярек, и всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог…» (с. 56).

Физически затруднительно священнику, держа в руках Потир, наполненный вином, назвать по имени всех закончивших огласительный цикл новокрещенных христиан – которых в группе могут быть десятки и даже сотни. Тем более затруднительно назвать имена всех их восприемников. Когда крещаемых один-два это, очевидно, не составит большого труда, но произнести требующееся возглашение торжественно и безошибочно при большем количестве молитвенников сможет не каждый батюшка (и даже епископ).

Однако, вопрос заключается не только в затруднительности выполнения этого требования, но, главное, – в его духовной целесообразности. Зачем это надо? Кто и когда называл на Великом входе всех новокрещенных по имени, да еще вдобавок с их крестными-восприемниками? Этой чести в Церкви сподобляются лишь архиереи, но не неофиты.

 

 

 

Окончание см. на стр. 9.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник